Железнодорожники в тылу и на фронте |
Подготовил Николай Лаптев |
30 Мая 2025 г. |
Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов. В тревожные дни обороны Москвы ЦК ВКП(б) через газету «Правда» обратился к советским железнодорожникам с призывом быстрее продвигать поезда с воинскими грузами. О том, как выполнялось это задание на ВСЖД, вспоминал бывший в то время ее начальником М. П. Сычев. «Руководство дороги для выполнения задания ГКО решило добиться максимальной скорости для воинских эшелонов, организовав перевозки двумя локомотивами. Смена паровозов, осмотр и необходимый ремонт вагонов проводился ускоренным методом. Затем эшелон следовал без остановки до основного депо. За сутки воинские эшелоны проходили 1200–1300 км, причем все они были пропущены по дороге без аварий и крушений». В своих воспоминаниях начальник дороги отметил стремление машинистов приложить максимум усилий для скоростного продвижения воинских эшелонов под Москву. «Многие машинисты, – писал он, – решили водить оперативные эшелоны без дополнительного набора воды на промежуточных станциях, а диспетчеры грузового парка обеспечивали им «зеленую улицу» на всем протяжении главного хода дороги. Наилучших результатов в эти октябрьские дни добились машинисты Зиминского паровозного депо Моцкевич и Буянов, которые водили тяжеловесные составы со среднесуточным пробегом 1300–1400 км. Паровозные бригады Улан-Удэнского отделения дороги довели среднесуточный пробег до 1000 км по труднопрофильному кругобайкальскому участку, а руководители лучших паровозных бригад Москаленко и Варламов – до 1050—1100 км в сутки». То, что железнодорожники с честью выполнили свою задачу, подтверждают и военные. Дважды Герой Советского Союза генерал армии А. П. Белобородов в книге «Всегда в бою» пишет: «Переброску войск контролировала Ставка Верховного Главнокомандования. Это мы чувствовали на всем пути. Железнодорожники открыли нам «зеленую улицу». На узловых станциях эшелоны стояли не более 5–7 минут. В результате все 36 эшелонов пересекли страну с востока на запад со скоростью курьерских поездов. Последний эшелон дивизии вышел из Владивостока 17 октября, а 28 октября наши части уже выгружались в Подмосковье, в городе Истра и на ближайших к нему станциях». Боевое задание Ставки железнодорожники выполнили оперативно и в срок. В октябре-ноябре 1941 года под Москву из восточных районов, прежде всего из Сибири и Дальнего Востока, было доставлено свыше 315 тысяч вагонов с войсками и воинскими грузами. И в том, что Москву наши войска отстояли, а затем отбросили немцев от стен столицы, есть большая заслуга сибирских железнодорожников. Огромная по своей значимости и ответственности задача была возложена на железнодорожников также весной и летом 1945 года. Они должны были в предельно короткий срок перевезти на восток сотни тысяч солдат, массу вооружений и военной техники, боеприпасов, продовольствия, вещевого имущества, горючего и иных грузов. Сверхнапряженная работа сибирских магистралей, в том числе и ВСЖД, в течение почти четырех лет войны дала о себе знать. В значительной степени износилась материальная база дороги, «устал» путь, от напряжения лопались рельсы. Без соответствующей государственной помощи железнодорожникам трудно было решить возлагаемую на них задачу. Поэтому было принято решение ГКО «Об увеличении пропускной способности железных дорог Урало-Сибирского и Дальневосточного направлений». В соответствии с данным постановлением было решено соорудить дублирующий кругобайкальский обход Иркутск – Слюдянка взамен оползневого участка по берегу Байкала. Для строительства этой новой линии на ВСЖД в апреле 1945 года прибыло Управление военно-восстановительных работ (УВВР-1). Кроме того, на железные дороги Сибири были направлены три железнодорожных эксплуатационных полка, три военно-эксплуатационных отделения (ВЭО) и пять паровозных колонн особого резерва ГКО. Сюда же были возвращены все спецформирования железнодорожников, ранее сформированные в Сибири и отправленные на западные дороги. В них насчитывалось 14 тысяч человек. Творческая инициатива тружеников магистрали рождала много новых приемов и методов ускоренного продвижения воинских эшелонов. Когда нужно было провести максимум поездов на восток, движение организовывалось в одном направлении главного хода, а пропуск поездов на запад временно приостанавливался. Для ускоренного пропуска военных эшелонов на участках дороги со сложным профилем к ним прицеплялись два и даже три локомотива. Работу дороги контролировал ГКО. Чтобы быстрее продвигать воинские эшелоны, он разрешил иногда отцеплять обычные поезда, которые на некоторое время оказывались «брошенными». Мобилизация сил для осуществления военных перевозок была предельной. В депо «под парами» всегда находилось несколько паровозов, готовых выйти в рейс. Передовые машинисты дороги стали отмечать тяжеловесные рейсы красными звездочками, как это делали советские летчики, танкисты, артиллеристы. Право нарисовать звездочку на кабине паровоза получали машинисты, перевыполнившие среднесуточный пробег и водившие составы выше установленной нормы. Новый почин зародился у забайкальских машинистов, но в борьбу за краснозвездные рейсы вступило большинство локомотивных бригад всей Транссибирской магистрали. Особенно ударно трудились железнодорожники ВСЖД в мае и июне 1945 года. В мае коллектив дороги стал победителем во Всесоюзном соревновании и был награжден переходящим Красным знаменем НКПС и ВЦСПС. А в июне, когда на дорогу пришлось 46 % всех военных перевозок, только машинисты краснозвездных локомотивов провели 1475 тяжеловесных составов и перевезли более 100 тыс. тонн сверхплановых грузов. Об огромной работе, проделанной железнодорожниками, красноречиво свидетельствуют следующие данные. За период с апреля по сентябрь 1945 года они перевезли на восток 1577 725 военнослужащих, 26 137 орудий и минометов, 5556 танков и самоходных артиллерийских установок, 3446 боевых самолетов. Трудовой подвиг сибирских железнодорожников получил высокую оценку у военных. Маршал Советского Союза А. М. Василевский в своей книге «Дело всей жизни» писал: «Эта стратегическая операция не имела себе равных в истории Второй мировой войны и является образцовой для железнодорожного транспорта любой страны». Железнодорожники участвовали и в сражениях с первых дней войны. Своей отвагой и упорством в обороне летом 1941 года они заслужили славу отличных воинов и успешно сражались в составе кадровых частей западных округов на Украине и в Белоруссии. Нам известно, что среди первых, кто вступил в бой с фашистами, были выпускники железнодорожной школы № 39 ст. Иркутск-Сортировочный, комсомольцы В. Быканов, В. Сосновский и другие. Среди героев битвы за Москву было немало посланцев ВСЖД. Начальником политотдела 31-й танковой бригады сражался П. Ф. Тюрнев – бывший помощник начальника Иркутского отделения дороги. Прямо с парада на Красной площади 7 ноября 1941 года его танкисты вступили в бой и нанесли большой урон гитлеровцам. В боевых успехах бригады была немалая заслуга политработника, впоследствии Героя Советского Союза П. Ф. Тюрнева. Свой боевой путь он закончил в Манчжурии, в 1945 году, а армейскую службу – в 1976 г., являясь заместителем Главнокомандующего Объединенных Вооруженных сил государств – участников Варшавского договора. 17-й танковой бригадой под Москвой командовал сын железнодорожника из Улан-Удэ, и сам в прошлом железнодорожник, полковник Н. Я. Клыпин. Удостоенный звания Героя Советского Союза еще в марте 1940 г., он умело руководил действиями бригады под Малоярославцем и на других участках Московской битвы. Под Москвой началась замечательная летная биография Иркутского железнодорожника В. Г. Кочнева. В годы войны он стал летчиком дальней авиации и совершил 197 успешных боевых вылетов на бомбежку живой силы, техники и укреплений врага, из них – 186 ночью. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено в 1944 году. Золотыми буквами в историю Великой Отечественной войны вписано имя Сталинграда. Участниками Сталинградской битвы были и бывшие железнодорожники ВСЖД. Один из них, Д. В. Жилкин, бывший парторг кондукторского резерва на ст. Иркутск-Сортировочный, отличился в боях за город в составе Донского фронта. А в феврале 1945 года он, уже командир роты, капитан, со своим подразделением один из первых форсировал Вислу, захватил плацдарм и удерживал его до подхода основных сил. За этот подвиг Д. В. Жилкину было присвоено звание Героя Советского Союза. Бессмертный подвиг, но уже в боях за Украину совершил бывший слесарь Улан-Удэнского ПВРЗ С. Орешков. В одном из боев, спасая жизнь товарищей, он закрыл своим телом амбразуру дзота, повторив подвиг А. Матросова. Навечно в памяти народной остался бой гвардейского взвода лейтенанта П. Н. Широнина, который длился несколько часов. Отражая атаки немецкого танкового батальона и батальона пехоты, широнинцы в районе деревни Тарановка Харьковской области уничтожили 16 танков и около 100 гитлеровцев. В этом бою храбро сражался и геройски погиб И. М. Чертенков, призванный на фронт со станции Улан-Удэ. Ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Есть в г. Слюдянке улица имени И. В. Тонконога, бывшего командира стрелкового гвардейского взвода. 13 июля 1944 г. его взвод переправился через реку Неман и захватил плацдарм. Немцы неоднократными атаками пытались сбросить советских воинов обратно в реку. Гвардейцы атаку за атакой отбивали наступавших гитлеровцев и удержали плацдарм в своих руках. Когда к месту боя прибыли основные силы, они обнаружили более 70-ти трупов немецких солдат и офицеров. Были потери и среди защитников плацдарма, среди которых И. В. Тонконог. За этот бой ему было присвоено высокое звание – Герой Советского Союза. Так же отлично воевал его земляк машинист Слюдянского депо П. С. Крысин, ушедший на фронт добровольцем в 1943 году. Яркий пример мужества он показал во время Одерской операции, когда в течение дня трижды переправлялся через реку, доставляя ценные сведения и поддерживая связь между дивизионом тяжелых гаубиц и штабом артиллерийской дивизии. Он участвовал в штурме Берлина и расписался на стене Рейхстага. За боевые действия П. С. Крысин был награжден орденом Славы III степени, медалью «За отвагу» и другими медалями. Вернувшись после войны в Слюдянку, он продолжил работу машинистом и был награжден орденом Октябрьской Революции. Так же доблесть воинская и трудовая буквально переплелись в жизни потомственного железнодорожника Т. К. Ломакина, бригадира вагонного депо ст. Иркутск. Его военная биография началась еще в 1938 году, когда он участвовал в боях против японских милитаристов. По возвращении в Иркутск Ломакин до 1941 года работал на ВСЖД, а затем поступил и в 1942 г. окончил (по ускоренной программе) Военно-политическую академию и воевал на фронте. Воевал отлично, о чем свидетельствуют его награды: два ордена Отечественной войны I степени и один – II степени, орден Красной Звезды и многие медали. Вернувшись с фронта, Тимофей Кузьмич добросовестно трудился на ВСЖД. К его боевым наградам добавились ордена Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», а также медаль «За трудовую доблесть» и знак «Почетный железнодорожник». В войне довелось участвовать и детям железнодорожников. Так, в летопись железнодорожной школы № 80 ст. Иркутск-Пассажирский записано имя ее ученика Семена Скареднева. Выполняя боевое задание 2 июля 1942 г., он ценою своей жизни обеспечил успех в бою. Ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Этого же звания были удостоены: воспитанник Улан-Удэнской железнодорожной школы № 65 Г. Асеев, повторивший подвиг Н. Гастелло, и бывший учащийся железнодорожной школы № 76 ст. Зима Константин Клименко. А всего 20-ти железнодорожникам и их детям за годы войны было присвоено звание Героя Советского Союза. Подвиги сибиряков-железнодорожников никогда не будут забыты на Восточно-Сибирской дороге. Памятники-обелиски на станциях и в депо Иркутска, Нижнеудинска, Слюдянки, Улан-Удэ и на многих других предприятиях ВСЖД напоминают о вкладе железнодорожников в Победу над фашистской Германией и милитаристской Японией.
|