В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко |
Из эссе Умберто Эко «Вечный фашизм» |
08 Мая 2025 г. |
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас. Фото Евгения Халдея 1. Культ традиций. Истина одна, она стабильна и неизменна. Любое инакомыслие – предательство. Важно только одно – «вечные ценности», базирующиеся на единственной истине. 2. Неприятие модернизма. Иррациональное отношение к индустриальным достижениям. Они нужны, только если вписываются в традиционную теорию «крови и почвы». То есть «правильное» происхождение и территории/земля важнее научного и техногенного развития, свободы слова, свободы личного выбора. Отрицание капитализма и одновременно наслаждение его плодами. 3. Культ действия ради действия. Зачем думать, если можно прыгать? Действие само по себе прекрасное явление, которое не требует умственных усилий и рефлексии, достаточно инструкций и приказов. Подозрительное отношение к культуре, интеллектуальности как источнику и рассаднику инакомыслия. 4. Полный отказ от критического мышления. Любые попытки осмыслить происходящее вне рамок «вечных ценностей», споры, сближение позиций, выработка новых концепций, инновационные подходы разрушают систему, а значит, запрещаются и объявляются предательством. 5. Несогласие с коллективным мнением и желаниями – предательство. Несогласие – это не только инакомыслие, это еще и инородность, в том числе расовая, в том числе территориальная, в том числе языковая. Если ты не с ними, значит, ты против них. Несогласные подлежат уничтожению. 6. Ядро идеологии – разочарование, обида, «несправедливые» поражения, экономический и политический кризис. Опора фашизма – средние классы, тяжело переживающие несовпадение уровня своих желаний в жизни с уровнем возможностей. Неспособность и/или нежелание приспосабливаться к быстро меняющимся условиям. Самоустранение от борьбы за свои гражданские права люмпенизированных слоев населения (людей, лишенных собственности, профессии, живущих на случайные заработки либо пособия). 7. Тому классу, который стоит на грани нищеты, фашизм говорит, что факт рождения в этой великой стране является большим преимуществом. Также важнейшим моментом является особое мироощущение – повсюду враги. В основе находится боязнь заговора, в идеале международного. Нация должна ощущать себя осажденной. Ей угрожают как внешние, так и внутренние враги – например, террористы, предатели или евреи. Манипуляции пружинами ксенофобии – неприятия и нетерпимости инородного, чужого, непонятного, ибо оно опасно. 8. Образ врага рисуется двояко. С одной стороны, он незаслуженно и несправедливо живет в материальном плане лучше, что оскорбительно и унизительно. Но, с другой, этот же мощный враг глуп, туп и слаб. Его можно с легкостью завоевать. Отсутствуют объективные критерии оценки враждебного соперника. 9. Борьба с врагом идет не за жизнь, а ради борьбы. Жизнь – это действие, действие – это борьба, а борьба – вечная ценность, как и действие. Пацифизм равнозначен предательству и подлежит уничтожению. Врага нельзя жалеть даже в мыслях, он по определению чужой, а чужие не имеют права на жизнь. После уничтожения всех врагов наступит мир, «золотой век», эра благоденствия. 10. Господство популистского элитаризма. В тайне режим презирает низшие слои, однако на словах граждане составляют лучший народ на свете и все вступают в одну партию. В иерархической элите любой презирает вышестоящего (за то, что он ему подчиняется) и нижестоящего (за то, что тот слаб и позволяет собой помыкать). Для достижения счастья нужно быть повязанным общим делом и общей кровью, лучше всего подходит чужая – кровь врага. Народная масса ослаблена настолько, что нуждается в твердой руке и стремится заслужить себе погонщика, чтобы под обещания «золотого века» бороться ради борьбы, действовать ради действия и не сомневаться в своих вождях. 11. Господствует культ героизма, тесно связанный с культом смерти. Любой рожденный в «правильной» нации – герой. То есть существо неординарное и особенное, с особенной судьбой. Герой обязан умереть героически, попутно прихватив с собой побольше врагов. Героическая смерть – высшая награда за героическую жизнь. 12. Для укрепления культа войны и героизма фашизм стремится подчинить и половую сферу. Процветает культ мужественности, мачизм, сексизм, женщины отходят на второй план, отношение к ним пренебрежительное и эксплуатационное. Половое инакомыслие (от целомудрия до гомосексуализма) наказуемо. Герои самовоспроизводят героев, используя женщин как инкубатор. Презрение к слабостям и физическим недостаткам. Постоянная борьба с врагами, военные учения и спортивные тренировки поддерживают культ мужественности. 13. Управление обществом на принципах качественного популизма. Так как режим и вождь объявляются справедливыми и честными, то монолитно единый народ лишь играет роль народа, не принимая никаких решений. Если все со всем согласны, то и голосование является пустой тратой времени. Народ призывается к действию, но не имеет власти над ним. 14. Новояз. Упрощение, примитивность языка, так как богатая лексика автоматически включает критическое мышление и двоемыслие.
Тэги: |
|