НА КАЛЕНДАРЕ

В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко

Из эссе Умберто Эко «Вечный фашизм»   
08 Мая 2025 г.

Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.

Главари Третьего рейха на скамье подсудимых в Нюрнберге.

Фото Евгения Халдея

1. Культ традиций. Истина одна, она стабильна и неизменна. Любое инакомыслие – предательство. Важно только одно – «вечные ценности», базирующиеся на единственной истине.

2. Неприятие модернизма. Иррациональное отношение к индустриальным достижениям. Они нужны, только если вписываются в традиционную теорию «крови и почвы». То есть «правильное» происхождение и территории/земля важнее научного и техногенного развития, свободы слова, свободы личного выбора. Отрицание капитализма и одновременно наслаждение его плодами.

3. Культ действия ради действия. Зачем думать, если можно прыгать? Действие само по себе прекрасное явление, которое не требует умственных усилий и рефлексии, достаточно инструкций и приказов. Подозрительное отношение к культуре, интеллектуальности как источнику и рассаднику инакомыслия.

4. Полный отказ от критического мышления. Любые попытки осмыслить происходящее вне рамок «вечных ценностей», споры, сближение позиций, выработка новых концепций, инновационные подходы разрушают систему, а значит, запрещаются и объявляются предательством.

5. Несогласие с коллективным мнением и желаниями – предательство. Несогласие – это не только инакомыслие, это еще и инородность, в том числе расовая, в том числе территориальная, в том числе языковая. Если ты не с ними, значит, ты против них. Несогласные подлежат уничтожению.

6. Ядро идеологии – разочарование, обида, «несправедливые» поражения, экономический и политический кризис. Опора фашизма – средние классы, тяжело переживающие несовпадение уровня своих желаний в жизни с уровнем возможностей. Неспособность и/или нежелание приспосабливаться к быстро меняющимся условиям. Самоустранение от борьбы за свои гражданские права люмпенизированных слоев населения (людей, лишенных собственности, профессии, живущих на случайные заработки либо пособия).

7. Тому классу, который стоит на грани нищеты, фашизм говорит, что факт рождения в этой великой стране является большим преимуществом. Также важнейшим моментом является особое мироощущение – повсюду враги. В основе находится боязнь заговора, в идеале международного. Нация должна ощущать себя осажденной. Ей угрожают как внешние, так и внутренние враги – например, террористы, предатели или евреи. Манипуляции пружинами ксенофобии – неприятия и нетерпимости инородного, чужого, непонятного, ибо оно опасно.

8. Образ врага рисуется двояко. С одной стороны, он незаслуженно и несправедливо живет в материальном плане лучше, что оскорбительно и унизительно. Но, с другой, этот же мощный враг глуп, туп и слаб. Его можно с легкостью завоевать. Отсутствуют объективные критерии оценки враждебного соперника.

9. Борьба с врагом идет не за жизнь, а ради борьбы. Жизнь – это действие, действие – это борьба, а борьба – вечная ценность, как и действие. Пацифизм равнозначен предательству и подлежит уничтожению. Врага нельзя жалеть даже в мыслях, он по определению чужой, а чужие не имеют права на жизнь. После уничтожения всех врагов наступит мир, «золотой век», эра благоденствия.

10. Господство популистского элитаризма. В тайне режим презирает низшие слои, однако на словах граждане составляют лучший народ на свете и все вступают в одну партию. В иерархической элите любой презирает вышестоящего (за то, что он ему подчиняется) и нижестоящего (за то, что тот слаб и позволяет собой помыкать). Для достижения счастья нужно быть повязанным общим делом и общей кровью, лучше всего подходит чужая – кровь врага. Народная масса ослаблена настолько, что нуждается в твердой руке и стремится заслужить себе погонщика, чтобы под обещания «золотого века» бороться ради борьбы, действовать ради действия и не сомневаться в своих вождях.

11. Господствует культ героизма, тесно связанный с культом смерти. Любой рожденный в «правильной» нации – герой. То есть существо неординарное и особенное, с особенной судьбой. Герой обязан умереть героически, попутно прихватив с собой побольше врагов. Героическая смерть – высшая награда за героическую жизнь.

12. Для укрепления культа войны и героизма фашизм стремится подчинить и половую сферу. Процветает культ мужественности, мачизм, сексизм, женщины отходят на второй план, отношение к ним пренебрежительное и эксплуатационное. Половое инакомыслие (от целомудрия до гомосексуализма) наказуемо. Герои самовоспроизводят героев, используя женщин как инкубатор. Презрение к слабостям и физическим недостаткам. Постоянная борьба с врагами, военные учения и спортивные тренировки поддерживают культ мужественности.

13. Управление обществом на принципах качественного популизма. Так как режим и вождь объявляются справедливыми и честными, то монолитно единый народ лишь играет роль народа, не принимая никаких решений. Если все со всем согласны, то и голосование является пустой тратой времени. Народ призывается к действию, но не имеет власти над ним.

14. Новояз. Упрощение, примитивность языка, так как богатая лексика автоматически включает критическое мышление и двоемыслие.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
  • Виктор Евстратенков: «Самое страшное на войне, когда страдают и гибнут дети»
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
  • Май, труд, профсоюзы
    Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
  • Вначале – Манька-Облигация
    К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.
  • Читая Жукова и Манштейна. Война воспоминаний как зеркало эпохи
    Мемуары участников событий – исторический источник, что называется, из первых рук. Впрочем, оборот «что называется» не случаен.
  • Тарифы «от Рыжика»
    Дональд Трамп, мировая экономика и жизнь в России.
  • «Самая страшная картина детства – казнь партизан»
    Узник фашистских концлагерей Плотников Алексей Семенович.
  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.
  • Иван Львович Марков. Стихи
    Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».
  • Сирота
    Виктор Николаевич Калинкин родился в 1950 году в Забайкалье. Окончил отделение журналистики Иркутского государственного университета. Работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Награжден почетными грамотами Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Федеральной службы лесного хозяйства России, почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.
  • Давайте уважать прошлое!
    Как-то в нашей редакции собрались отметить день рождения одного из нас коллеги – бывшие журналисты и редакторы различных СМИ. Нас было тогда шесть человек, и все разных возрастов – от 45 до 85. В ходе этого сабантуйчика мы, кроме всего прочего, вспоминали и нашу прежнюю жизнь (каждый свою). И как-то сам собой возник спор: а когда, черт побери, нашему народу все же «жилося весело, вольготно на Руси»? Какой период СССР и какого правителя тех времен можно бы было назвать лучшим и худшим по отношению государства к своим подданным?