НА КАЛЕНДАРЕ

Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц

По инф. biographe.ru   
09 Мая 2025 г.

До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.

К 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц.

Фото biographe.ru

Ее голос звучал каждый день из репродукторов замерзающего города и вселял веру в победу, давал силы и надежду дожить до освобождения. Все понимали: если голос «блокадной Мадонны» звучит в эфире, значит, город жив, не сдался и держит оборону.

Родилась Ольга Берггольц 16 мая 1910 года в Петербурге. Ее отец, хирург Федор Берггольц, в свое время окончил Дерптский университет, имел шведско-немецкие корни. Мама, Мария Берггольц (в девичестве Грустилина), – выходец из интеллигентной семьи, получила хорошее образование. Оля и ее младшая сестра Мария росли под присмотром мамы, гувернантки и няни.

У Берггольцев был старинный дом, расположенный близ Невской заставы. Их мирной жизни пришел конец после того, как грянула революция, а за ней Гражданская война. Отца забрали на фронт. В Питере началась настоящая разруха, голод, и мама с дочерьми уехали в Углич. В качестве жилья они использовали бывшую келью в монастыре, холодную и сырую комнату. Они голодали, боролись со вшами, жили в нищете. Вернуться в родной город на Неве удалось только после возвращения отца.

Ольга сумела быстро перестроиться на новый лад, теперь она училась в трудовой школе № 117, вступила в пионеры, потом стала комсомолкой. Именно в те годы девушка написала свой первый стих, которому дала название «Пионерам».

В пятнадцать лет Берггольц стала посещать собрания молодежного литературного объединения «Смена» в рабочем клубе. Именно там Ольга познакомилась с Владимиром Маяковским, Эдуардом Багрицким, Иосифом Уткиным. Свои первые робкие произведения четырнадцатилетняя Берггольц отправила в заводскую стенгазету. На следующий год стих «Песня о знамени» появился на страницах советской газеты «Ленинские искры».

Однако стремительного развития творческой карьеры у Берггольц не случилось: таких как Ольга было очень много. В 1926-м Берггольц и ее друг по литобъединению Борис Корнилов, вскоре ее первый муж, поступили на курсы искусствоведения. После того как курсы закрыли, молодые люди продолжили обучение на филологическом факультете Ленинградского университета. После окончания вуза она уехала в Казахстан. Там Ольга и ее второй муж Николай Молчанов жили не в самых комфортных условиях, однако это не мешало ей быть по-настоящему счастливой. Рядом был любимый человек и работа корреспондента в издании «Советская степь». В это время она стала автором многочисленных очерков, статей, рассказов, издала свой первый сборник поэзий под названием «Зима-лето-попугай».

В 1931-м Берггольц вернулась в родной город. Поэтесса нашла себе работу в газете завода «Электросила». Спустя четыре года она выпустила еще одну книгу, которую назвала лаконично – «Лирика». Ольгу приняли в Союз писателей. Но после того как был убит Сергей Киров, в Ленинграде прошли серьезные «чистки». Весной 37-го в прессе появились публикации, где обвинялась группа литераторов, среди которых был и Борис Корнилов, экс-супруг Берггольц. Ольгу как пособника «врага народа» выгнали из Союза писателей, а потом и с работы.

В начале 1938 года правительство СССР приняло постановление, получившее название «Об ошибках парторганизаций». Для Ольги это была надежда на то, что ее перестанут преследовать. Спустя некоторое время ее снова приняли в СП, а осенью того же года она вернулась на прежнюю должность в заводской газете. А вот Борису Корнилову повезло меньше – его расстреляли, хотя в 1957-м полностью реабилитировали.

Но настоящее испытание ждало поэтессу впереди. В декабре 1938-го ее обвинили в троцкизме и участии в террористической группе, которая занималась разработкой теракта, целью которого было убийство Климента Ворошилова и Андрея Жданова. Во время допросов Ольгу били так, что у нее, беременной, случился выкидыш. Силой заставили подписаться под признательными показаниями, и ей «светил» расстрел.

Берггольц выбралась из заключения и была полностью реабилитирована благодаря помощи писателя Александра Фадеева. Вскоре ее даже приняли в партию. А затем началась война…

Ольга поступила на работу на радио, ее голос звучал из репродукторов ежедневно, в каждом доме и квартире изможденные ленинградцы ждали ее стихов – как надежду на то, что город обязательно выстоит. Радиопередачи Берггольц, которые она вела в блокадном Ленинграде, после победы собрали в сборник под названием «Говорит Ленинград». В произведении «Ленинградская поэма» Ольга сумела воссоздать образ заключенного в блокаду города. Это произведение стало самым пронзительным среди всех, посвященных осажденному городу.

После победы Ольга издала книгу, получившую название «Дневные звезды». Это своеобразный философский дневник, в котором обобщалось все, что довелось пережить поэтессе в годы войны. Берггольц наградили медалью «За оборону Ленинграда», удостоили Сталинской премии, а в 60-е годы вручили орден Трудового Красного Знамени и орден Ленина. Но главным оказалось то, что ее любил народ, который придумал звание «ленинградская Мадонна». А самая знаменитая строчка Берггольц: «Никто не забыт и ничто не забыто» появилась на мемориале Пискаревского кладбища.

Однако и после войны биография поэтессы складывалась трудно. Ольгу обвиняли за то, что среди ее друзей есть Анна Ахматова, сборник «Говорит Ленинград» полностью убрали из всех библиотек. Эти переживания сильно повлияли на Берггольц – она оказалась в «психушке».

После проведенного курса лечения поэтессу выписали, она занялась написанием пьес, которые пользовались большим успехом в ленинградских театрах. В 1950-е годы в столице опубликовали двухтомник ее произведений.

Дневники, которые Ольга вела все эти годы, после ее смерти забрали в специальное хранение, и только спустя много лет, в 1990-м, их опубликовали в трех томах. Только тогда читатели смогли узнать, как Берггольц относилась к властям, допустившим столько страшных человеческих потерь на той войне. Память об Ольге Берггольц живет в документальном фильме «Как невозможно мы жили».

«Ленинградская Мадонна» умерла 13 ноября 1975-го. Местом ее упокоения стали Литературные мостки Волкова кладбища, а памятник на могиле появился только в 2005 году.

По инф. biographe.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!