НА КАЛЕНДАРЕ

Его судьба – театр

По инф. электронных СМИ   
16 Мая 2025 г.

15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.

15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.

Фото rus-lad.ru

Николай Павлович Охлопков родился в Иркутске в семье небогатого дворянина, полковника, участника Русско-японской и Первой мировой войн Павла Иосифовича Охлопкова и Юлии Филипповны Охлопковой. В 1910–1917 годах Николай учился в Иркутском кадетском корпусе, художественной студии-мастерской у художника Ивана Копылова, музыкальной школе по классу виолончели. Тогда же сыграл роль телеграфиста Ятя в любительском спектакле «Свадьба».

В 1917 году Николай устроился мебельщиком-декоратором в Иркутский городской театр, а на следующий год стал актером театра и служил ему до 1921 года.

Будучи поклонником творчества Владимира Маяковского, вместе с приятелем Василием Гнедочкиным декламировал стихи Маяковского на площадях. 1 мая 1921 года в рамках празднования годовщины советской власти в Иркутске поставил на площади III Интернационала (ныне графа Сперанского) массовое действо «Борьба труда и капитала» с участием войск Красной армии и нескольких тысяч участников.

В 1919 году Охлопков – один из организаторов Иркутского Молодого театра, где в 1922 году поставил «Мистерию-буфф», после чего его отправили учиться в Москву. Оттуда в Иркутск он уже не вернулся.

В 1922–1923 годах Николай учился в Государственном институте театрального искусства (ГИТИС), а вечерами играл в Московском Театре Революции. В 1923 году при постановке «Великодушного рогоносца» в Театре имени Мейерхольда главный режиссер Всеволод Мейерхольд спросил, есть ли среди присутствующих студентов высокий парень. Все вытолкнули вперед сибиряка Николая Охлопкова, который тут же вскарабкался на декорации. В тот же день он был зачислен в труппу, где играл до 1926 года.

Одновременно Николай занимался в мастерской при театре (ГЭКТЕМАС) под руководством Всеволода Мейерхольда. Среди его работ – Старый лодочник в «Рычи, Китай» Сергея Третьякова, Волопас в пьесе «Великодушный рогоносец» бельгийского драматурга Фернана Кроммелинка, Качала в спектакле «Смерть Тарелкина» Александра Сухово-Кобылина.

В 1926–1928 годах Охлопков служил актером и режиссером Одесской кинофабрики ВУФКУ, затем – режиссером государственного военного фотокинопредприятия «Госвоенкино» (Москва), а в 1929–1930 годах был режиссером «Совкино».

В 1930–1937 годах возглавлял Реалистический театр, где поставил спектакли «Аристократы» Николая Погодина, «Разбег» по очеркам Владимира Ставского, «Мать» по роману Максима Горького, «Железный поток» по повести Александра Серафимовича, «Аристократы» Николая Погодина, «Отелло» Уильяма Шекспира, «Кола Брюньон» по повести Ромена Роллана, «Мечта» Михаила Водопьянова. До 1936 года одновременно руководил Театром народного творчества.

В своих постановках, стремясь восстановить более тесный контакт между актерами и зрителями, Охлопков экспериментировал с типом театра-арены (амфитеатр, круглый театр). Он был последователем Мейерхольда, но пошел еще дальше. Охлопков стремился разрушить традиционные границы сцены, создавая тотальный театр – спектакли, в которых сцена и зал сливаются воедино.

Хотя Николай Охлопков создавал главным образом политические и пролетарские драмы, соответствовавшие советской идеологии, его стремление к экспериментам в конечном итоге привело к закрытию Реалистического театра в 1938 году.

В 1938 году перешел в Театр имени Евгения Вахтангова, где осуществил постановки «Фельдмаршал Кутузов» Владимира Соловьёва; «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана.

В 1943 году после возвращения из эвакуации из Омска был назначен художественным руководителем и главным режиссером Московского театра драмы (с 1954 года – Театр имени Маяковского), где служил до своей смерти.

В Московском академическом театре имени В. Маяковского поставил спектакли «Сыновья трех рек» Виктора Гусева, «Молодая гвардия» по роману Александра Фадеева, «Закон чести» Александра Штейна; «Дорога свободы» Говарда Фаста, «Гроза» Александра Островского, «Гамлет» Шекспира, «Гостиница «Астория» Александра Штейна, «Иркутская история» Алексея Арбузова, «Медея» Эврипида. В 1947 году поставил «Молодую гвардию», в которой увековечил воспоминания о Великой Отечественной войне. В 1948 году Охлопкову было присвоено звание народного артиста СССР.

Тогда его называли сталинским любимчиком, ведь у Охлопкова было шесть Сталинских премий – больше не получил никто. Первую Сталинскую премию первой степени в 1941 году Николай Охлопков получил за роль чекиста Василия в дилогии «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» кинорежиссера Михаила Ромма, еще одну в 1947-м – за постановку спектакля «Молодая гвардия» Александра Фадеева.

В 1949 году Охлопков за роль комиссара Воробьёва в «Повести о настоящем человеке» получил Сталинскую премию второй степени. Тогда же еще одну Сталинскую премию второй степени – за постановку спектакля «Закон чести» Александра Штейна.
В 1951 году Охлопков удостоен еще двух Сталинских премий: первой степени – за исполнение роли Василия Максимовича Батманова в фильме «Далеко от Москвы», второй степени – постановку оперного спектакля «Молодая гвардия» Юлия Мейтуса. Кроме того, среди государственных наград Николая Охлопкова – орден Ленина, три ордена Трудового Красного знамени, орден Красной Звезды.

В 1954 году Охлопков поставил «Гамлета», а в 1955-м во время визита английского режиссера Питера Брука в Москву со своим «Гамлетом» состоялся нашумевший поединок: для Центрального телевидения была записана сцена Гамлета и Офелии, которых попарно играли Евгений Самойлов с Мэри Юр и Пол Скофилд с Галиной Анисимовой.

Весной 1954 года был назначен заместителем министра культуры СССР, но недолго занимал этот пост. Весной 1955 года ушел в отставку по собственному желанию. В истории остался первым представителем творческой интеллигенции на высоком посту в министерстве культуры.

В кино как актер Охлопков дебютировал в 1924 году. Первая роль – Скрипач в фильме «Банда батьки Кныша». Тогда же сыграл в картинах «Черное сердце», «Предатель» и «Бухта Смерти» Абрама Роома, «Митя».

Николай Павлович Охлопков скончался после тяжелой болезни 8 января 1967 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. 2 ноября 1967 года постановлением Совета Министров РСФСР его имя присвоено Иркутскому драматическому театру.

  • Расскажите об этом своим друзьям!