Древнейшая Владимирская икона Божией матери заслуженно считается самой почитаемой на Руси святыней. И это высокое право она неоднократно подтверждала на протяжении многих веков.
Долгий путь
Согласно «Повести о Темир-Аксаке» XV века чудотворные лики на иконе были написаны самим евангелистом Лукой. В качестве доски для написания Матери с Младенцем он использовал столешницу, на которой обедали Иисус, его Пречистая Мать и праведный Иосиф. Считается, что фактически это прижизненный портрет Девы Марии, которая при взгляде на икону произнесла пророчество и наделила Образ чудотворной силой.
До середины V века Образ хранился на Святой Земле, а при императоре Феодосии Младшем был переправлен в Византию. Только в 30-е годы XII века икона попала в Киев в качестве подарка Юрию Долгорукому. Такой дар преподнес русскому князю константинопольский патриарх Лука Хризоверх. И хотя это была не оригинальная икона, написанная рукой евангелиста Луки, а список (то есть копия), ценнейший подарок с почетом разместили в Женском монастыре Вышгорода.
В 1160 году сын Долгорукого Андрей Юрьевич перенес почитаемый Образ во Владимир, установив его на почетном месте в Успенском кафедральном храме. С тех пор икону стали называть Владимирской и почитать как главную русскую святыню. В то же время начинает формироваться общерусское восприятие Богородицы как заступницы и спасительницы, которая Божьей милостью и волей дарует Руси свое покровительство.
Перед лицом неминуемой гибели
Андрей Юрьевич, прозванный Боголюбским, был одним из первых, кто обратился к иконе с мольбой о заступничестве. В 1164 году в походе против волжских булгар набожный и благочестивый князь молился перед иконой, прося Богородицу о спасении в бою всякого, кто уповает на Господа. В том походе полегло немало воинов, но русским удалось победить, захватить булгарские знамена, взять Ибрагимов, сжечь и разграбить еще три булгарских города.
В следующий раз за помощью к Владимирской Богоматери обратился князь Василий Дмитриевич. Когда в 1395 году несметные полчища Тамерлана дошли до Ельца, планируя взять Москву, князь послал во Владимир за иконой-заступницей. Каждый, кто встречал по дороге чудотворный образ, молил Матерь Божью о спасении.
По легенде Тамерлану во сне привиделась высокая гора, над которой в лучезарном сиянии парила женщина. Утром мудрецы разъяснили Тамерлану, что приснилась ему заступница русских, а силу ее покровительства непобедимому хану не одолеть. Летописи сообщали, что «гонимый Пресвятой Девой Тамерлан бежал». Икону привезли в Москву 26 августа, а в благодарность за избавление от татар русские построили Сретенский монастырь. И начали ежегодно 8 сентября прославлять Богоматерь во время православного праздника Сретения (встречи) Владимирской иконы Богородицы.
Помогла икона и князю Иоанну III, которому в 1480 году предстояло биться с войском хана Ахмета. В летописях упоминается необъяснимый животный страх, неожиданно охвативший татар. Хан, не сумев поднять в бой парализованных воинов, был вынужден отступить.
Еще раз Богородица спасла Москву в 1521 году, когда к городу подступили татары под предводительством жестокого Махмет-Гирея. Разведчики крымского хана увидели несуществующие «несметные войска русских». И когда Махмет-Гирей отступил, москвичи не забыли на радостях поблагодарить заступницу. Православная церковь ежегодно 6 июля прославляет Владимирскую Богородицу за избавление от врага.
Чудотворный образ
Еще в Вышгородском монастыре икона являла чудеса – она трижды «сходила с места», выбирая, где будет стоять. А после того, как в 1185 году икона уцелела во время пожара в Успенском соборе Владимира, трудно было найти человека, который бы усомнился в чудотворности Владимирской Богоматери. В древнерусских летописях содержатся сведения о том, что она «источает чудеса и дары исцеления» не только русским, но и «обходя все страны».
Во время пожара в Московском Кремле в 1547 году икона «не захотела» покинуть Успенский собор. Летописцы сообщали, что несколько попыток сдвинуть ее с места успехом не увенчались, а очевидцы видели, как в небе над храмом появилась Богородица. Пожар быстро утих. Стоявший нетронутым на пепелище Успенский собор лишь укрепил русских в вере.
На протяжении веков русские присягали перед иконой на верность. Перед ней государи молились во время венчания на царство. В ее пелену (плат для покрытия иконы) клали жребий с именами потенциальных митрополитов, а затем – патриархов. Святыня защищала, воодушевляла и дарила надежду, которая и по сей день живет в душе каждого русского.
– Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.
Точнее было бы назвать эту статью «Вопль беспомощного пенсионера!». А заодно и засвидетельствовать еще, что та ценовая интервенция, которая и невооруженным глазом видна каждому и повсюду на ценниках, вовсе даже и не ползучая, а прямо-таки скачущая во весь опор!
Дмитрий Гаврилович Сергеев (07.03.1922 – 22.06.2000) после окончания Омского пехотного училища в звании младшего лейтенанта воевал на Брянском фронте командиром стрелкового взвода. В составе 1-го Белорусского фронта дошел до Берлина. Был награжден орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».
Ох, и дорого же стало болеть в нашем «социально ориентированном государстве»! Я уж не говорю про «гениально» организованную систему медицинской помощи, когда граждан просто толкают обращаться в платные клиники из-за того, что в государственных не хватает врачей.
Юлию Борисову считают настоящей легендой, ослепительной звездой театральной сцены. Таких актеров, как она, единицы, но благодаря их творчеству этот мир становится светлее и добрее. В Борисову были влюблены все ее партнеры, но она ни разу не предала тех, кого любит – ни семью, ни родной театр, которому отдала семьдесят лет своей жизни.
В заботах и делах как-то незаметно пришла весна. А с нею март и праздник, посвященный нашей дорогой и любимой половине человечества – мамам, женам, подругам, сестрам, дочерям… И, конечно же, ее Величеству Любви.
Одним из первых наших земляков, вступивших в бой с фашистами, был уроженец Зимы Георгий Александрович Ибятов (1908–1998). Он встретил войну под Брестом, контуженным попал в плен, бежал и сражался в партизанском отряде до конца войны. Ему бы домой, к родным, а воина-победителя в… фильтрационный лагерь. Разобрались, выпустили, реабилитировали и... наградили орденом. Жестокие удары судьбы его не сломили и не озлобили. Сибиряк жил, как воевал, – по чести и совести, став легендой иркутского спорта.