Древнейшая Владимирская икона Божией матери заслуженно считается самой почитаемой на Руси святыней. И это высокое право она неоднократно подтверждала на протяжении многих веков.
Долгий путь
Согласно «Повести о Темир-Аксаке» XV века чудотворные лики на иконе были написаны самим евангелистом Лукой. В качестве доски для написания Матери с Младенцем он использовал столешницу, на которой обедали Иисус, его Пречистая Мать и праведный Иосиф. Считается, что фактически это прижизненный портрет Девы Марии, которая при взгляде на икону произнесла пророчество и наделила Образ чудотворной силой.
До середины V века Образ хранился на Святой Земле, а при императоре Феодосии Младшем был переправлен в Византию. Только в 30-е годы XII века икона попала в Киев в качестве подарка Юрию Долгорукому. Такой дар преподнес русскому князю константинопольский патриарх Лука Хризоверх. И хотя это была не оригинальная икона, написанная рукой евангелиста Луки, а список (то есть копия), ценнейший подарок с почетом разместили в Женском монастыре Вышгорода.
В 1160 году сын Долгорукого Андрей Юрьевич перенес почитаемый Образ во Владимир, установив его на почетном месте в Успенском кафедральном храме. С тех пор икону стали называть Владимирской и почитать как главную русскую святыню. В то же время начинает формироваться общерусское восприятие Богородицы как заступницы и спасительницы, которая Божьей милостью и волей дарует Руси свое покровительство.
Перед лицом неминуемой гибели
Андрей Юрьевич, прозванный Боголюбским, был одним из первых, кто обратился к иконе с мольбой о заступничестве. В 1164 году в походе против волжских булгар набожный и благочестивый князь молился перед иконой, прося Богородицу о спасении в бою всякого, кто уповает на Господа. В том походе полегло немало воинов, но русским удалось победить, захватить булгарские знамена, взять Ибрагимов, сжечь и разграбить еще три булгарских города.
В следующий раз за помощью к Владимирской Богоматери обратился князь Василий Дмитриевич. Когда в 1395 году несметные полчища Тамерлана дошли до Ельца, планируя взять Москву, князь послал во Владимир за иконой-заступницей. Каждый, кто встречал по дороге чудотворный образ, молил Матерь Божью о спасении.
По легенде Тамерлану во сне привиделась высокая гора, над которой в лучезарном сиянии парила женщина. Утром мудрецы разъяснили Тамерлану, что приснилась ему заступница русских, а силу ее покровительства непобедимому хану не одолеть. Летописи сообщали, что «гонимый Пресвятой Девой Тамерлан бежал». Икону привезли в Москву 26 августа, а в благодарность за избавление от татар русские построили Сретенский монастырь. И начали ежегодно 8 сентября прославлять Богоматерь во время православного праздника Сретения (встречи) Владимирской иконы Богородицы.
Помогла икона и князю Иоанну III, которому в 1480 году предстояло биться с войском хана Ахмета. В летописях упоминается необъяснимый животный страх, неожиданно охвативший татар. Хан, не сумев поднять в бой парализованных воинов, был вынужден отступить.
Еще раз Богородица спасла Москву в 1521 году, когда к городу подступили татары под предводительством жестокого Махмет-Гирея. Разведчики крымского хана увидели несуществующие «несметные войска русских». И когда Махмет-Гирей отступил, москвичи не забыли на радостях поблагодарить заступницу. Православная церковь ежегодно 6 июля прославляет Владимирскую Богородицу за избавление от врага.
Чудотворный образ
Еще в Вышгородском монастыре икона являла чудеса – она трижды «сходила с места», выбирая, где будет стоять. А после того, как в 1185 году икона уцелела во время пожара в Успенском соборе Владимира, трудно было найти человека, который бы усомнился в чудотворности Владимирской Богоматери. В древнерусских летописях содержатся сведения о том, что она «источает чудеса и дары исцеления» не только русским, но и «обходя все страны».
Во время пожара в Московском Кремле в 1547 году икона «не захотела» покинуть Успенский собор. Летописцы сообщали, что несколько попыток сдвинуть ее с места успехом не увенчались, а очевидцы видели, как в небе над храмом появилась Богородица. Пожар быстро утих. Стоявший нетронутым на пепелище Успенский собор лишь укрепил русских в вере.
На протяжении веков русские присягали перед иконой на верность. Перед ней государи молились во время венчания на царство. В ее пелену (плат для покрытия иконы) клали жребий с именами потенциальных митрополитов, а затем – патриархов. Святыня защищала, воодушевляла и дарила надежду, которая и по сей день живет в душе каждого русского.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.