Древнейшая Владимирская икона Божией матери заслуженно считается самой почитаемой на Руси святыней. И это высокое право она неоднократно подтверждала на протяжении многих веков.
Долгий путь
Согласно «Повести о Темир-Аксаке» XV века чудотворные лики на иконе были написаны самим евангелистом Лукой. В качестве доски для написания Матери с Младенцем он использовал столешницу, на которой обедали Иисус, его Пречистая Мать и праведный Иосиф. Считается, что фактически это прижизненный портрет Девы Марии, которая при взгляде на икону произнесла пророчество и наделила Образ чудотворной силой.
До середины V века Образ хранился на Святой Земле, а при императоре Феодосии Младшем был переправлен в Византию. Только в 30-е годы XII века икона попала в Киев в качестве подарка Юрию Долгорукому. Такой дар преподнес русскому князю константинопольский патриарх Лука Хризоверх. И хотя это была не оригинальная икона, написанная рукой евангелиста Луки, а список (то есть копия), ценнейший подарок с почетом разместили в Женском монастыре Вышгорода.
В 1160 году сын Долгорукого Андрей Юрьевич перенес почитаемый Образ во Владимир, установив его на почетном месте в Успенском кафедральном храме. С тех пор икону стали называть Владимирской и почитать как главную русскую святыню. В то же время начинает формироваться общерусское восприятие Богородицы как заступницы и спасительницы, которая Божьей милостью и волей дарует Руси свое покровительство.
Перед лицом неминуемой гибели
Андрей Юрьевич, прозванный Боголюбским, был одним из первых, кто обратился к иконе с мольбой о заступничестве. В 1164 году в походе против волжских булгар набожный и благочестивый князь молился перед иконой, прося Богородицу о спасении в бою всякого, кто уповает на Господа. В том походе полегло немало воинов, но русским удалось победить, захватить булгарские знамена, взять Ибрагимов, сжечь и разграбить еще три булгарских города.
В следующий раз за помощью к Владимирской Богоматери обратился князь Василий Дмитриевич. Когда в 1395 году несметные полчища Тамерлана дошли до Ельца, планируя взять Москву, князь послал во Владимир за иконой-заступницей. Каждый, кто встречал по дороге чудотворный образ, молил Матерь Божью о спасении.
По легенде Тамерлану во сне привиделась высокая гора, над которой в лучезарном сиянии парила женщина. Утром мудрецы разъяснили Тамерлану, что приснилась ему заступница русских, а силу ее покровительства непобедимому хану не одолеть. Летописи сообщали, что «гонимый Пресвятой Девой Тамерлан бежал». Икону привезли в Москву 26 августа, а в благодарность за избавление от татар русские построили Сретенский монастырь. И начали ежегодно 8 сентября прославлять Богоматерь во время православного праздника Сретения (встречи) Владимирской иконы Богородицы.
Помогла икона и князю Иоанну III, которому в 1480 году предстояло биться с войском хана Ахмета. В летописях упоминается необъяснимый животный страх, неожиданно охвативший татар. Хан, не сумев поднять в бой парализованных воинов, был вынужден отступить.
Еще раз Богородица спасла Москву в 1521 году, когда к городу подступили татары под предводительством жестокого Махмет-Гирея. Разведчики крымского хана увидели несуществующие «несметные войска русских». И когда Махмет-Гирей отступил, москвичи не забыли на радостях поблагодарить заступницу. Православная церковь ежегодно 6 июля прославляет Владимирскую Богородицу за избавление от врага.
Чудотворный образ
Еще в Вышгородском монастыре икона являла чудеса – она трижды «сходила с места», выбирая, где будет стоять. А после того, как в 1185 году икона уцелела во время пожара в Успенском соборе Владимира, трудно было найти человека, который бы усомнился в чудотворности Владимирской Богоматери. В древнерусских летописях содержатся сведения о том, что она «источает чудеса и дары исцеления» не только русским, но и «обходя все страны».
Во время пожара в Московском Кремле в 1547 году икона «не захотела» покинуть Успенский собор. Летописцы сообщали, что несколько попыток сдвинуть ее с места успехом не увенчались, а очевидцы видели, как в небе над храмом появилась Богородица. Пожар быстро утих. Стоявший нетронутым на пепелище Успенский собор лишь укрепил русских в вере.
На протяжении веков русские присягали перед иконой на верность. Перед ней государи молились во время венчания на царство. В ее пелену (плат для покрытия иконы) клали жребий с именами потенциальных митрополитов, а затем – патриархов. Святыня защищала, воодушевляла и дарила надежду, которая и по сей день живет в душе каждого русского.
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.