НА КАЛЕНДАРЕ

Человек, создавший в России электромобиль: инженер-изобретатель Ипполит Романов

Анна Гурина, lgz.ru   
13 Октября 2023 г.

Россия – сокровищница талантов. Но таланты эти часто становятся невостребованными. И как бывает обидно, когда к нам возвращается изобретение, которое мы когда-то отвергли! По той же причине сегодня среди громких имён русских инженеров и изобретателей,  вошедших в мировую историю, нет имени Ипполита Романова, создавшего в России первый электромобиль, электробус и монорельс. Объяснение этому простое: как всякий гений, Романов опередил своё время.

Человек, создавший в России электромобиль: инженер-изобретатель Ипполит Романов

  • Фото с lgz.ru

О машинах, способных ездить самостоятельно, человек стал задумываться очень давно. Ещё в далёком XV веке художник и изобретатель Леонардо да Винчи начертил схему повозки, которая могла ездить без использования лошадиных сил. Однако условия эпохи Возрождения не позволили воплотить в жизнь его идею. Но, к счастью для технического развития, одно изобретение всегда прокладывает путь для другого, и через небольшой для истории промежуток времени – в 1769 году французский учёный Николя-Жозеф Кюньо конструирует первый в мире паровой автомобиль! Однако машина ещё далека от совершенства – она ездит со скоростью 3 км/час, каждые 20 минут останавливается, чтобы накопить пар, но даже такой тихоход – грандиозное открытие, продвинувшее человечество ещё на сантиметр вперёд. А спустя пятьдесят лет швейцарец Франсуа Иссак де Риваз изобретает первый двигатель внутреннего сгорания, устанавливает его на карету, и она проезжает небольшое расстояние. Этим открытием было положено начало новой эры – эры автомобилей.

Эстафетную палочку перехватывают французы – братья Ньепсы: Нисефор (кстати, именно он позже изобретёт фотографию) и Клод. Они создают мотор, работающий на угольной пыли, но, к сожалению, он имел ряд существенных недоработок, а потому так и не был запущен в производство. Спустя короткое время – в 1860 году бельгийский инженер и изобретатель Жан Жосеф Этьен Ленуар собирает двухконтактный двигатель, имеющий систему смазки и охлаждения. Через три года, в 1863-м, устанавливает его на трёхколёсную повозку, и она проезжает пятьдесят миль – великое по тем временам расстояние! Но и это ещё не является финалом, ведь там, где создаются автомобили на бензине, сразу же появляются их конкуренты – электромобили.

Американец Томас Дэвенпорт выпускает машину, которая ездит по специальному электрическому треку, шотландский химик Роберт Дэвидсон создаёт полноценный электромобиль, приводимый в движение гальванической батареей, а в 1884 году в массовое производство выходит автомобиль, работающий на электрических, имеющих повышенную мощность аккумуляторах, которые необходимо было постоянно перезаряжать. Создатель его – англичанин Томас Паркер. И наконец, в самом конце XIX века на историческую сцену выходит страна, без которой не обходится ни одно крупное событие в мире, – Россия.

В 1896 году на Нижегородской ярмарке инженером и конструктором Евгением Яковлевым и предпринимателем Петром Фрезе был представлен первый российский автомобиль. Но когда это сенсационное изобретение появилось на дороге, жители столкнулись с огромной проблемой: машина издавала звук громче пулемёта! Естественно, лошади, которые на тот момент были единственным средством извоза, шарахались от него, пролётки и кареты опрокидывались, люди гибли, и на дорогах возникал хаос. Вскоре власти запретили использовать бензомоторные автомобили. И вот отсюда – с этого запрета начинается взлёт инженера Ипполита Романова, придумавшего первый в России электромобиль.

К огромному сожалению, о его личной судьбе известно очень мало. Родился 25 февраля 1864 года в Тбилиси, служил в Санкт-Петербурге, в ведомстве путей сообщения, где работал над созданием электрического экипажа. Чертежи свои он отнёс Петру Фрезе, который мгновенно увидел отличие электромобиля Романова от заграничных машин. Во-первых – новые аккумуляторы; они имели тонкие пластины и устанавливались вертикально, а не горизонтально, снижая тем самым вес автомобиля, а во-вторых – Романов был ориентирован на создание электромобилей не как личного средства, а как средства для массового пользования. Другими словами – он хотел создать такси.

И пока Пётр Фрезе подсчитывает будущие барыши, Романов создаёт две конструкции электрокэба: с открытым кузовом и закрытым. По форме своей они напоминали английский экипаж, но с одним отличием: застеклённый кэб имел электрическое отопление. Такси было двухместным. Сбоку висели два фонаря, которые освещали дорогу подобно фарам, а водитель стоял позади пассажиров на ящике для аккумуляторных батарей, с высоты обозревая округу. Под полой экипажа находилось два независимых двигателя. На них поступало от аккумулятора электричество, и они раскручивали ведущие колёса по цепной передаче. Приводов в таком кэбе было два: передний и задний, а также режим рекуперации – то есть во время торможения двигатель начинал работать как генератор и заряжал батареи.

И вот наконец настал торжественный день: 15 августа 1899 года первый российский электромобиль стартовал от Павловского дворца и проехал 65 километров со скоростью 35 км/час. Окрылённый успехом Пётр Фрезе начинает массово изготавливать автомобили. Но не бывает бочки мёда без ложки дёгтя. Ложки, которая испортит всё!

Дело в том, что никто в России не имел специальных гаражей для электромобилей. Пользовались обычными деревянными каретными сараями, в которых, разумеется, не было устройств для зарядки аккумулятора. Когда же Романов предложил провести в каретные сараи электричество, пожарная инспекция забила тревогу: не дай Бог произойдёт возгорание от проводки! Сгорят все дома в округе! Запрещая проводить электричество, государство вовсе не собиралось финансировать строительство гаражей, а потому электромобили были сняты с производства.

Неудача эта могла сломать кого угодно, но только не Романова! Его окрыляет вера в своё творение, и он готов преодолеть любые преграды. И придумывает первый в России электрический омнибус!

Внешне омнибус напоминает трамвай и вмещает 15 человек. Как и кэб, имеет два привода, которые приводят в движение 44 аккумуляторных батареи, размещённые на задней площадке, где стоит кондуктор. А водитель, в отличие от электромобиля, теперь стоит на передней площадке. И уже через два года после неудачи с электрокэбами Романов под восторженные крики горожан демонстрирует на улицах столицы гениальное творение инженерной мысли и получает одобрение властей. Но...

Но невозможно быть великим для всех. Своими открытиями Романов отбирает хлеб у извозчиков и владельцев конки. Они тут же стали распространять слухи, что электричество опасно для здоровья. И в довершение к бедам чиновники, вначале поддержавшие проект, теперь категорически отказываются финансировать его из городской казны. Романов не сдаётся – он создаёт акционерное общество. Но Дума требует внесение залога в размере 5 тысяч рублей, и 100 рублей ежедневно за каждый день просрочки графика. Эти кабальные условия оказываются неподъёмными для изобретателя, и электроавтомобиль в России во второй раз терпит фиаско.

Какой удар для человека, положившего жизнь на свою мечту!

Впрочем, энергии Романова хватило на ещё одно изобретение. В Гатчине он создаёт подвесную железную дорогу на электрической тяге. Небольшая, длиной 200 метров, с кабинами трамвайного типа, она имела высокую оценку у Русского императорского технического общества, и окрылённый успехом Романов предлагает построить монорельсовую дорогу между Москвой и Петербургом, по которой можно будет двигаться со скоростью 200 км в час! Но и в третий раз никто не желает вкладываться в его изобретение. Да по-другому и быть не могло – бензиновые автомобили, которые к тому времени уже научились делать тихими, были куда дешевле и удобнее электрических.

Конец жизни Ипполита Романова, как и начало его биографии, весьма туманен: после революции он скромно жил в США и умер 19 января 1944 года в возрасте 79 лет. Имя его долгое время было покрыто волной забвения. Сегодня электромобили, часто иностранного производства, вновь начинают заполнять рынок. Если вспомнить, что история, как утверждал древнегреческий писатель Ксенофонт, развивается по спирали, пора наконец научиться ценить то, чем мы владеем. Ибо гений, которого заметили вовремя, быстрее совершит прорыв в техническом развитии страны, чем гений, опережающий время.

***

Обидно расточительное отношение к талантам. Да и сейчас такое бывает. Например, есть в России тенденция утечки мозгов в науке. Не все уезжающие представители этой сферы, конечно, гении. Но кого-то можем и проморгать?

На нашем сайте читайте также:

По инф. lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
  • Крушение. Рассказ (ч.3)
    – Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
  • Возвращение к Можайскому (ч.2)
    Подведу итоги сказанного ранее.
  • Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
    Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
  • Крушение. Рассказ (часть 2)
    Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
  • Возвращение к Можайскому (ч.1)
    21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
  • День весеннего равноденствия. Рассказ
    Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
  • До и после Колымы: дороги судьбы Георгия Жжёнова
    22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
  • Можем повторить?
    Тема Второй мировой и Великой Отечественной войн, казалось бы, по своему масштабу несовместима с конъюнктурщиной и суетливостью.
  • Достойны, но не удостоены. Герои-фронтовики без звезды Героя
    Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
  • Крушение. Рассказ
    Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.
  • «Лучший образ Остапа Бендера»: памяти Сергея Юрского
    К 90-летию со дня рождения Сергея Юрского.
  • Ползучая интервенция или как выжить пенсионеру
    Точнее было бы назвать эту статью «Вопль беспомощного пенсионера!». А заодно и засвидетельствовать еще, что та ценовая интервенция, которая и невооруженным глазом видна каждому и повсюду на ценниках, вовсе даже и не ползучая, а прямо-таки скачущая во весь опор!
  • Взвод младшего лейтенанта
    Дмитрий Гаврилович Сергеев (07.03.1922 – 22.06.2000) после окончания Омского пехотного училища в звании младшего лейтенанта воевал на Брянском фронте командиром стрелкового взвода. В составе 1-го Белорусского фронта дошел до Берлина. Был награжден орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».
  • Золотая пилюля
    Ох, и дорого же стало болеть в нашем «социально ориентированном государстве»! Я уж не говорю про «гениально» организованную систему медицинской помощи, когда граждан просто толкают обращаться в платные клиники из-за того, что в государственных не хватает врачей.
  • Тонкий стиль, изысканность манер: к 100-летию Юлии Борисовой
    Юлию Борисову считают настоящей легендой, ослепительной звездой театральной сцены. Таких актеров, как она, единицы, но благодаря их творчеству этот мир становится светлее и добрее. В Борисову были влюблены все ее партнеры, но она ни разу не предала тех, кого любит – ни семью, ни родной театр, которому отдала семьдесят лет своей жизни.
  • За любовь, за женщин, за весну…
    В заботах и делах как-то незаметно пришла весна. А с нею март и праздник, посвященный нашей дорогой и любимой половине человечества – мамам, женам, подругам, сестрам, дочерям… И, конечно же, ее Величеству Любви.
  • Есть женщины в русских селеньях… памяти Риммы Марковой
    К столетию со дня рождения актрисы Риммы Марковой.
  • Россия и Гражданская война
    105 лет назад, 7 марта 1920 года части Красной армии вошли в Иркутск.
  • Жил, как воевал
    Одним из первых наших земляков, вступивших в бой с фашистами, был уроженец Зимы Георгий Александрович Ибятов (1908–1998). Он встретил войну под Брестом, контуженным попал в плен, бежал и сражался в партизанском отряде до конца войны. Ему бы домой, к родным, а воина-победителя в… фильтрационный лагерь. Разобрались, выпустили, реабилитировали и... наградили орденом. Жестокие удары судьбы его не сломили и не озлобили. Сибиряк жил, как воевал, – по чести и совести, став легендой иркутского спорта.