НА КАЛЕНДАРЕ

Человек, создавший в России электромобиль: инженер-изобретатель Ипполит Романов

Анна Гурина, lgz.ru   
13 Октября 2023 г.

Россия – сокровищница талантов. Но таланты эти часто становятся невостребованными. И как бывает обидно, когда к нам возвращается изобретение, которое мы когда-то отвергли! По той же причине сегодня среди громких имён русских инженеров и изобретателей,  вошедших в мировую историю, нет имени Ипполита Романова, создавшего в России первый электромобиль, электробус и монорельс. Объяснение этому простое: как всякий гений, Романов опередил своё время.

Человек, создавший в России электромобиль: инженер-изобретатель Ипполит Романов

  • Фото с lgz.ru

О машинах, способных ездить самостоятельно, человек стал задумываться очень давно. Ещё в далёком XV веке художник и изобретатель Леонардо да Винчи начертил схему повозки, которая могла ездить без использования лошадиных сил. Однако условия эпохи Возрождения не позволили воплотить в жизнь его идею. Но, к счастью для технического развития, одно изобретение всегда прокладывает путь для другого, и через небольшой для истории промежуток времени – в 1769 году французский учёный Николя-Жозеф Кюньо конструирует первый в мире паровой автомобиль! Однако машина ещё далека от совершенства – она ездит со скоростью 3 км/час, каждые 20 минут останавливается, чтобы накопить пар, но даже такой тихоход – грандиозное открытие, продвинувшее человечество ещё на сантиметр вперёд. А спустя пятьдесят лет швейцарец Франсуа Иссак де Риваз изобретает первый двигатель внутреннего сгорания, устанавливает его на карету, и она проезжает небольшое расстояние. Этим открытием было положено начало новой эры – эры автомобилей.

Эстафетную палочку перехватывают французы – братья Ньепсы: Нисефор (кстати, именно он позже изобретёт фотографию) и Клод. Они создают мотор, работающий на угольной пыли, но, к сожалению, он имел ряд существенных недоработок, а потому так и не был запущен в производство. Спустя короткое время – в 1860 году бельгийский инженер и изобретатель Жан Жосеф Этьен Ленуар собирает двухконтактный двигатель, имеющий систему смазки и охлаждения. Через три года, в 1863-м, устанавливает его на трёхколёсную повозку, и она проезжает пятьдесят миль – великое по тем временам расстояние! Но и это ещё не является финалом, ведь там, где создаются автомобили на бензине, сразу же появляются их конкуренты – электромобили.

Американец Томас Дэвенпорт выпускает машину, которая ездит по специальному электрическому треку, шотландский химик Роберт Дэвидсон создаёт полноценный электромобиль, приводимый в движение гальванической батареей, а в 1884 году в массовое производство выходит автомобиль, работающий на электрических, имеющих повышенную мощность аккумуляторах, которые необходимо было постоянно перезаряжать. Создатель его – англичанин Томас Паркер. И наконец, в самом конце XIX века на историческую сцену выходит страна, без которой не обходится ни одно крупное событие в мире, – Россия.

В 1896 году на Нижегородской ярмарке инженером и конструктором Евгением Яковлевым и предпринимателем Петром Фрезе был представлен первый российский автомобиль. Но когда это сенсационное изобретение появилось на дороге, жители столкнулись с огромной проблемой: машина издавала звук громче пулемёта! Естественно, лошади, которые на тот момент были единственным средством извоза, шарахались от него, пролётки и кареты опрокидывались, люди гибли, и на дорогах возникал хаос. Вскоре власти запретили использовать бензомоторные автомобили. И вот отсюда – с этого запрета начинается взлёт инженера Ипполита Романова, придумавшего первый в России электромобиль.

К огромному сожалению, о его личной судьбе известно очень мало. Родился 25 февраля 1864 года в Тбилиси, служил в Санкт-Петербурге, в ведомстве путей сообщения, где работал над созданием электрического экипажа. Чертежи свои он отнёс Петру Фрезе, который мгновенно увидел отличие электромобиля Романова от заграничных машин. Во-первых – новые аккумуляторы; они имели тонкие пластины и устанавливались вертикально, а не горизонтально, снижая тем самым вес автомобиля, а во-вторых – Романов был ориентирован на создание электромобилей не как личного средства, а как средства для массового пользования. Другими словами – он хотел создать такси.

И пока Пётр Фрезе подсчитывает будущие барыши, Романов создаёт две конструкции электрокэба: с открытым кузовом и закрытым. По форме своей они напоминали английский экипаж, но с одним отличием: застеклённый кэб имел электрическое отопление. Такси было двухместным. Сбоку висели два фонаря, которые освещали дорогу подобно фарам, а водитель стоял позади пассажиров на ящике для аккумуляторных батарей, с высоты обозревая округу. Под полой экипажа находилось два независимых двигателя. На них поступало от аккумулятора электричество, и они раскручивали ведущие колёса по цепной передаче. Приводов в таком кэбе было два: передний и задний, а также режим рекуперации – то есть во время торможения двигатель начинал работать как генератор и заряжал батареи.

И вот наконец настал торжественный день: 15 августа 1899 года первый российский электромобиль стартовал от Павловского дворца и проехал 65 километров со скоростью 35 км/час. Окрылённый успехом Пётр Фрезе начинает массово изготавливать автомобили. Но не бывает бочки мёда без ложки дёгтя. Ложки, которая испортит всё!

Дело в том, что никто в России не имел специальных гаражей для электромобилей. Пользовались обычными деревянными каретными сараями, в которых, разумеется, не было устройств для зарядки аккумулятора. Когда же Романов предложил провести в каретные сараи электричество, пожарная инспекция забила тревогу: не дай Бог произойдёт возгорание от проводки! Сгорят все дома в округе! Запрещая проводить электричество, государство вовсе не собиралось финансировать строительство гаражей, а потому электромобили были сняты с производства.

Неудача эта могла сломать кого угодно, но только не Романова! Его окрыляет вера в своё творение, и он готов преодолеть любые преграды. И придумывает первый в России электрический омнибус!

Внешне омнибус напоминает трамвай и вмещает 15 человек. Как и кэб, имеет два привода, которые приводят в движение 44 аккумуляторных батареи, размещённые на задней площадке, где стоит кондуктор. А водитель, в отличие от электромобиля, теперь стоит на передней площадке. И уже через два года после неудачи с электрокэбами Романов под восторженные крики горожан демонстрирует на улицах столицы гениальное творение инженерной мысли и получает одобрение властей. Но...

Но невозможно быть великим для всех. Своими открытиями Романов отбирает хлеб у извозчиков и владельцев конки. Они тут же стали распространять слухи, что электричество опасно для здоровья. И в довершение к бедам чиновники, вначале поддержавшие проект, теперь категорически отказываются финансировать его из городской казны. Романов не сдаётся – он создаёт акционерное общество. Но Дума требует внесение залога в размере 5 тысяч рублей, и 100 рублей ежедневно за каждый день просрочки графика. Эти кабальные условия оказываются неподъёмными для изобретателя, и электроавтомобиль в России во второй раз терпит фиаско.

Какой удар для человека, положившего жизнь на свою мечту!

Впрочем, энергии Романова хватило на ещё одно изобретение. В Гатчине он создаёт подвесную железную дорогу на электрической тяге. Небольшая, длиной 200 метров, с кабинами трамвайного типа, она имела высокую оценку у Русского императорского технического общества, и окрылённый успехом Романов предлагает построить монорельсовую дорогу между Москвой и Петербургом, по которой можно будет двигаться со скоростью 200 км в час! Но и в третий раз никто не желает вкладываться в его изобретение. Да по-другому и быть не могло – бензиновые автомобили, которые к тому времени уже научились делать тихими, были куда дешевле и удобнее электрических.

Конец жизни Ипполита Романова, как и начало его биографии, весьма туманен: после революции он скромно жил в США и умер 19 января 1944 года в возрасте 79 лет. Имя его долгое время было покрыто волной забвения. Сегодня электромобили, часто иностранного производства, вновь начинают заполнять рынок. Если вспомнить, что история, как утверждал древнегреческий писатель Ксенофонт, развивается по спирали, пора наконец научиться ценить то, чем мы владеем. Ибо гений, которого заметили вовремя, быстрее совершит прорыв в техническом развитии страны, чем гений, опережающий время.

***

Обидно расточительное отношение к талантам. Да и сейчас такое бывает. Например, есть в России тенденция утечки мозгов в науке. Не все уезжающие представители этой сферы, конечно, гении. Но кого-то можем и проморгать?

На нашем сайте читайте также:

По инф. lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.