НА КАЛЕНДАРЕ

«Человек на своем месте»: авиатор и государственник Петр Дементьев

Валерий Агеев, argumenti.ru   
04 Февраля 2023 г.

В январе — 106 лет со дня рождения Петра Васильевича Дементьева, советского государственного деятеля, министра авиационной промышленности СССР, генерал-полковника, инженера, дважды Героя Социалистического Труда (1941, кавалера девяти орденов Ленина), лауреата Сталинской премии.

«Человек на своем месте»: авиатор и государственник Петр Дементьев

  • Фото из vk.com/wall-95421464_4084

Люди, много лет проработавшие в авиационной отрасли, знали П. В. Дементьева как человека, который стоял у истоков современного авиастроения, направляя его своей твердой рукой на путь укрепления материальной базы и создания авиационной техники, идущей в ногу с требованием времени. И недаром современники называли его Петром Великим.

Вехи жизни

Дементьев П. В. родился в чувашском селе Алёшкин-Саплык Убеевской волости Буинского уезда. Был крещён в храме Сергия Радонежского, села Хорновар-Шигали.

Трудовую деятельность П. В. Дементьев начал в 1922 году рабочим. После окончания Хорновар-Шигалинской сельской школы учился в Симбирском (Ульяновском) профессионально-техническом училище имени Карла Либкнехта. В 1927 году он поступил в Московский механический институт имени М. В. Ломоносова, но уже через два года перевёлся в Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н. Е. Жуковского, которую окончил в 1931 году.

Авиация - любовь на всю жизнь

После успешного завершения учёбы П. В. Дементьев в числе наиболее талантливых выпускников был направлен в Научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота, а через три года попросился на конкретный производственный участок. В 1934—1941 годах он проделал путь от начальника цеха Московского авиационного завода № 81 до главного инженера и директора Государственного авиационного завода № 1 (Московского самолётостроительного завода).

Дементьев был включён в состав государственной комиссии, которая находилась в Германии с 25 октября 1939 года для изучения возможностей выполнения германской стороной советских заказов. В 1941 году он был назначен первым заместителем народного комиссара (с 1946 — министра) авиационной промышленности СССР, проработав в этой должности до 1953 года. Во время войны отвечал за серийный выпуск самолётов. В 1941 году П. В. Дементьеву в числе первых руководителей авиационной промышленности за выполнение заданий правительства по созданию и выпуску новой авиационной и специальной техники было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В марте 1953 года, когда Министерство авиационной промышленности СССР вошло в Министерство оборонной промышленности СССР, курируемое Л. П. Берией, П. В. Дементьев потерял свой пост. После смещения и ареста Л. П. Берии, в августе 1953 года он был назначен Министром авиационной промышленности СССР, встав во главе советского авиапрома почти на четверть века — до самой своей смерти в 1977 году.

Вот что академик Г. В. Новожилов говорил о П. В. Дементьеве:

- Надо сказать, что человека масштаба Дементьева можно уподобить бриллианту с сотнями сверкающих граней, и никому не дано увидеть всех их разом. Каждому из тех, с кем общался министр, он позволял видеть только то, что он хотел показать. Он умел быть и жёстким, и добрым, и неуступчивым, и всепонимающим, он умел, когда надо — польстить, когда надо — обрезать, мог приблизить человека, а мог чётко указать на дистанцию — он был многолик и именно этим, по мнению тех, кто работал рядом с министром, был интересен и дорог. Мне пришлось много лет работать под руководством Петра Васильевича Дементьева. Я считаю эти годы весьма плодотворными в моей жизни, в жизни ОКБ им. С. В. Ильюшина, да и всей отрасли.

По инициативе и при непосредственном личном участии Петра Васильевича были созданы первый реактивный военно-транспортный самолет Ил-76 и 350-местный широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-86, с его подачи начались работы по-дальнемагистральному Ил-96. В моей судьбе, как, впрочем, и в судьбе многих моих коллег, П. В. Дементьев сыграл огромную роль. Это был чуткий руководитель, выдающийся государственный деятель и вместе с тем обаятельный и остроумный человек.

Уроки Дементьева

О них говорится в книге Ю.Остапенко «Товарищ министр. Повесть о руководителе авиационной промышленности СССР П. В. Дементьеве»:

- Авиастроители по праву считали и считают себя самой передовой частью не только военно-промышленного комплекса, но и, вероятно, всего народного хозяйства. Сотни самых совершенных боевых и гражданских самолетов ежегодно сходили с конвейеров заводов Министерства авиационной промышленности. Эти же заводы выпускали большой объем товаров народного потребления. И ежегодно план выпуска и основной, и непрофильной продукции увеличивался. В десятках городов страны вокруг заводов авиапромышленности росли благоустроенные поселки с домами культуры, дворцами спорта, детскими учреждениями, базами отдыха, профилакториями и прочими объектами соц-культбыта. Заработная плата в отрасли росла опережающими темпами по сравнению с другими отраслями промышленности.

Люди, много лет проработавшие в авиационной отрасли, знали Петра Васильевича Дементьева как человека, который стоял у истоков современного авиастроения, направляя его своей твердой рукой на путь укрепления материальной базы и создания авиационной техники, идущей в ногу с требованием времени. И здесь нет преувеличений. Фигура Дементьева вызывает интерес и сейчас, его уроки актуальны и сегодня, несмотря на то, что жил и работал Петр Васильевич Дементьев совсем в другой эпохе. Что же это за уроки?

Первый и главный урок, который оставил нам в наследство П.В.Дементьев, заключался в необходимости верного и неуклонного служения Родине. Не за чины и звания, не за деньги и привилегии, а за идею могущества страны, за ее величие и независимость. Это вовсе не фраза, а констатация всей его многолетней и многотрудной работы на ниве авиастроения.

Изучая пройденный им путь в должности руководителя отрасли, поражаешься тому огромному объему работы, который проделал Дементьев за годы своего правления, и тому, что он оставил в наследство своим преемникам. Часто можно слышать, что сила Дементьева была в активной поддержке его высшими руководителями страны — Сталиным, Хрущевым, Брежневым. Это так и не так.

Да, практически со всеми лидерами, стоявшими у власти в те годы, П.В.Дементьев умел находить общий язык, ставя при этом на первое место интересы Дела. Сталин высоко ценил это его качество, явно выделяя Дементьева из большого числа заместителей руководителей наркоматов (министерств). Он напрямую давал ему поручения, щедро награждал. Вспомним хотя бы награждение его Золотой Звездой в 1941 г., когда враг был практически у ворот столицы. Для большинства, правда, так и осталось загадкой, почему Сталин, арестовав наркома Шахурина, обвиненного в том, что он давал фронту якобы некачественные самолеты, оставил на свободе его первого заместителя Дементьева, который как раз и отвечал за выпуск серийных машин. Но логику в поступках этого человека искали и не могли найти многие.

Человек на своем месте

Дементьев относился к числу министров, о которых говорили однозначно: «Человек на своем месте». К 1953 г. за двадцать лет работы в авиации имя Дементьева прочно ассоциировалось с неукротимой волей, доскональным знанием отрасли, умением смотреть в будущее и, главное, работать с людьми. Вероятно, все это лежало на чаше весов, когда в августе 1953 г. Дементьева утверждали в должности министра.

Скорее всего, это решение было непростым для Хрущева, который не жаловал сталинских выдвиженцев. Но на тот момент авиационная промышленность была едва ли не главным козырем вти верного и неуклонного служения Родине. Не за чины и звания, не за деньги и привилегии, а за идею могущества страны, за ее величие и независимость. Это вовсе не фраза, а констатация всей его многолетней и многотрудной работы на ниве авиастроения. Изучая пройденный им путь в должности руководителя отрасли, поражаешься тому огромному объему работы, который проделал Дементьев за годы своего правления, и тому, что он оставил в наследство своим преемникам.

А потом пришла пора ракет и резкого охлаждения нового лидера к авиации. Вероятно, в свое время и Шахурин, и Дементьев не оценили по достоинству потенциал ракет, видя в них лишь новый вид оружия, и не взяли под свое крыло нарождающуюся весьма перспективную отрасль, которая буквально через десять лет потрясет мир спутником, лунником, «Востоком».

Более того, космическая отрасль поначалу развивалась как раз за счет авиапромышленности, используя ее научный задел, кадровый потенциал, производственные мощности. Королев и Глушко, Янгель и Черток, Исаев и Челомей, десятки выдающихся ученых и конструкторов вышли из авиапрома, чтобы принести славу советской космонавтике. Лучшие заводы Москвы и Куйбышева, Омска и Запорожья, Ленинграда и Казани, других городов были переданы вместе с персоналом, оборудованием, технологиями Министерству общего машиностроения, то есть «космонавтам». Жертвовать приходилось многим, но Дементьев сделал все, чтобы сохранить отрасль, и в этом его великая заслуга.

Работать с Л.И.Брежневым Дементьеву было и легко, и сложно. Леонид Ильич хотя бы не делал вид, что до тонкостей разбирается в авиации. Сталин руководил созданием авиационной промышленности активно, постоянно учась и вникая в детали. Хрущев, невольно копируя предшественника, руководил столь же решительно, но не обладал, однако, познаниями последнего. Брежнев же во всем полагался на партийный аппарат.

Кадровики тщательно фильтровали кандидатов на вакантные должности, местные ячейки дружно одобряли принятые решения, и сила партаппарата превращалась в засилье. Протолкнуть какой-то вопрос через ЦК было искусством. Но Дементьев к тому времени уже и сам стал матерым аппаратным волком и знал, как обходить бюрократические рифы, ловчить, соглашаться, жертвовать малым во имя Дела.

П. Дементьев был государственником в самом высоком понимании этого слова. Мы уже отмечали, что он всегда считал свою отрасль «государствообразующей», и понимания этого фактора он требовал не только от своих подчиненных, но и от собеседников в высших эшелонах власти, и это ему удавалось. И значение первого урока Дементьева в том, что авиастроение должно и обязано быть заботой государства, а люди, способные воплотить волю государства в этом важном деле, найдутся. И жизнь Дементьева - тому пример.

Умение быть всегда в курсе проблем, стоящих перед мировым авиастроением

Второй урок, который мы могли бы извлечь из анализа деятельности Дементьева, — это умение быть всегда в курсе проблем, стоящих перед мировым авиастроением. Просто поразительным было чутье Дементьева на все новое, связанное с научно-техническим прогрессом. Можно вспомнить, как в годы войны он активно поддержал изобретателя, предложившего новый материал - дельта-древесину. Применение этого дешевого материала в тот трудный период позволило сократить потребление дефицитнейшего дюралюминия. А дельта-древесина стала фактически первым композиционным материалом, применявшимся в авиастроении.

Дементьев понимал обиду Туполева, которому Сталин поручил копирование Б-29, но не разделял ее. Речь ведь шла не просто о копировании какой-то машины, а о коренном преобразовании всей системы авиапрома, создании в процессе этой рутинной работы новых технологий, новых материалов, новых стандартов, новых научных учреждений, которые выведут нашу промышленность на новые рубежи. Так и случилось.

Примером мгновенной оценки проблемы может служить деятельность министра по внедрению в отрасли титана. Едва в авиации обозначилась потребность в титане, как Дементьев тотчас предпринял усилия, чтобы получить средства, фонды, лимиты и пр. для переоборудования целого комбината под производство этого металла. В короткое время коллектив Верхнесалдинского завода сделал свое предприятие мировым лидером по производству «крылатого» металла. Это был государственный подход.

Умение работать с людьми

Еще одним уроком, который оставил нам в наследство П.В.Дементьев, было умение работать с людьми, а точнее, во имя людей. Уже на закате своей карьеры на одной из коллегий он произнес знаменательную фразу «Человек — не средство, а цель».

Эта фраза многого стоит. Она знаменует собой трудную и долгую эволюцию крупного государственного деятеля советской эпохи, который прошел путь от господства идеологических догматов над интересами общества к постепенному подчинению идеологии нуждам людей. Именно Дементьеву принадлежит заслуга в том, что в отрасли была развернута широкомасштабная программа строительства жилья, объектов соцкультбыта, программа повышения уровня жизни рабочих.

Здесь он нашел самых верных союзников в лице руководителей отраслевого профсоюза и вместе с ними целеустремленно и постоянно работал над воплощением этой программы в жизнь. Заработная плата на предприятиях отрасли была самой высокой даже в «девятке» — девяти так называемых оборонных отраслях промышленности. Жилые дома, санатории и спортивные базы, которые строил Минавиапром, были самыми лучшими в стране. И когда сейчас спрашиваешь ветеранов, чем запомнился им Дементьев, ответ сводится примерно к следующему: «Он заботился о людях».

Урок подлинного интернационализма

Имя Дементьева с глубоким уважением произносят в Самаре и Казани, в Улан-Удэ и Киеве, в Ташкенте и Новосибирске, Москве и Тбилиси, в белорусском городе Борисове и в башкирском Кумертау, в Петербурге и Запорожье, Рыбинске и Уфе. И здесь мы сталкиваемся еще с одним уроком Дементьева — уроком подлинного интернационализма. Триста с лишним предприятий авиапрома были разбросаны по всей стране — заводы, ОКБ, институты, организации МАП были в Казахстане и Эстонии, на Украине и на Кавказе, в Белоруссии и Узбекистане, в большинстве автономий России.

На предприятиях авиапрома работали люди всех национальностей, и никогда между ними не делалось разницы при продвижении по службе, при награждении, выделении жилья и т.п. С глубоким уважением относился министр к таким специалистам, как Миль и Антонов, Ильюшин и Бюшгенс, Тордия и Побережский, Микоян и Ивченко, Комаров и Нудельман, Бартини и Егер, Недашкевич и Надирадзе и многим другим авиационным профессионалам разных национальностей, которые принесли славу авиастроительной отрасли.

Дементьев всегда строго следил за тем, чтобы атмосфера дружбы, взаимного доверия, которая зародилась в годы войны, не исчезла. И в этом его великая заслуга.
Скромность и порядочность

И еще один урок, который Дементьев преподавал каждый день тем, с кем он встречался. Петр Васильевич по сути своей был простым человеком, несмотря на министерские регалии, генеральские лампасы, геройские звезды, лауреатские отличия и ордена. А уж орденов ему Родина не пожалела: только высшей наградой страны — орденом Ленина он был награжден 9 (девять!) раз. Столько же орденов Ленина было у считанных людей в стране. Однако многие из сотрудников аппарата министерства, руководители предприятий впервые увидели все награды Дементьева в день его похорон.

«Человек на своем месте»: авиатор и государственник Петр Дементьев

  • Фото с сайта argumenti.ru

Петр Васильевич не терпел подношений, подарков, юбилейных адресов, и эти порядки он ввел в министерстве. Хотя он мог прийти к коллеге на юбилейный вечер, произнести тост, рассказать веселую историю, пошутить. Вообще он был очень остроумным человеком, его афоризмы запоминались и повторялись его знакомыми. У некоторых людей между датами рождения и смерти остается только прочерк. Дементьев сумел насытить этот промежуток весьма заметными делами, которые привели к созданию выдающейся авиационной промышленности в нашей стране. Жизнь и деятельность Петра Васильевича Дементьева многогранна, она представляет яркий пример служения своему народу, и уроков из этого служения можно извлечь немало — это зависит от того, хотим ли мы их извлекать...

Скончался П. В. Дементьев 14 мая 1977 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В 1977 году имя П. В. Дементьева было присвоено Московскому авиационному производственному объединению (бывший завод «Знамя труда»). В 2006 году в Москве вышла книга «Товарищ министр. Повесть о руководителе авиационной промышленности СССР П. В. Дементьеве». Имя П. В. Дементьева было присвоено Саратовскому авиационному техникуму. В 2007 году имя П. В. Дементьева обрела также одна из улиц в столице Чувашии Чебоксарах.

На нашем сайте читайте также:

По инф. argumenti.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета. Под руководством губернатора Юрий Геннадьевич принимал самое активное участие в успешном отстаивании в Конституционном суде РФ независимости «Иркутскэнерго» от РАО «ЕЭС России» в 1993 году, подготовке и принятии Устава (по существу, региональной конституции) Иркутской области в 1994–1995 годах.
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.