НА КАЛЕНДАРЕ

Эталон в профессии: штурман-испытатель Леонид Попов

Валерий Агеев, argumenti.ru   
12 Декабря 2022 г.

Более 80 типов воздушных судов освоил заслуженный штурман-испытатель СССР Леонид Попов. Его общий налет — свыше 11 тысяч часов. В сентябре 1994 года президент России подписал указ о присвоении Леониду Попову звания Героя Российской Федерации. Все было в жизни летчика – самолеты, полеты, ЧП...

Эталон в профессии – штурман-испытатель Леонид Попов

  • Леонид Попов

Это случилось в сентябре 1979 г. Испытания сверхзвукового истребителя нового поколения МиГ-31 подходили к завершению. Уже готовились документы для решения о принятии его на вооружение.

Летчик-испытатель Петр Максимович Остапенко и штурман Леонид Попов заняли места в самолете.

Летчикам предстояло выполнить наборы высоты и снижения по программе в автоматическом режиме полета. Они взлетели, взяли курс отхода в зону, заняли исходную высоту и стали ждать команды от руководителя полетов на включение форсажа.

— 631, я — Лайнер. Разрешаю «факел», работайте по плану, — командовала земля. — Разрешили «факел», набор по плану, сообщил штурман.

— Я — 631, — ответил командир по радио, — понял.

Включение форсажа на этих самолетах плавное, только нарастание скорости таково, что летчик спиной ощущает, как тело вдавливается в кресло, хотя и он так притянут ремнями к катапульте, сколько хватило сил еще там, на земле.

Указатель скорости только «разменял» тысячу километров в час, как в привычную и рабочую тишину кабины ворвался женский голос:

— Борт 011, пожар левого двигателя, пожар левого двигателя, — это сработал блок речевой информации, который автоматически извещает экипаж об аварийной ситуации и отказах на борту самолета (в обиходе «баба»). Меньше секунды понадобилось командиру, чтобы приступить к действиям по инструкции.

— Лайнер, 631-й, сработала сигнализация пожара левого двигателя. Выполняю правый разворот на точку, доложил на землю Остапенко.

Не успел он повторить доклад о ситуации на борту, как в наушниках раздалось теперь уже новое сообщение.

— Борт 011, пожар двух двигателей, пожар двух двигателей. Положение стало незавидным, но лететь еще было можно.

По инструкции экипажу давно уже надо было покидать самолет. Но сделай он это через 20 секунд, при срабатывании сигнализации пожара второго двигателя, правого, сколько было бы неясностей по технике, сколько полукосвенных намеков будет на земле, туманных неопределенностей, «мхатовских» пауз в адрес летчиков?

— Командир, минимальная высота 350. Садиться будем или прыгать? — спросил Попов с ударением на слово «садиться».

— Конечно, прыгать! Давай!

— Понял, командир, катапультируюсь! — ответил штурман.

Дробно, один за другим, срабатывали пиропатроны, а его сознание точно воспринимало каждый элемент, каждую фазу. Вот раскрылся стабилизирующий парашют и кресло легло на спину, вот 2-3 продольных затухающих колебания кресла, вот расцепление кресла, вот раскрытие купола парашюта. И приземление.

Что же касается Остапенко, вспоминал Попов, то Петр Максимович, даже оставшись один, пытался еще что-то сделать и прыгнул только на высоте всего 80 метров. Парашют раскрылся за мгновение до того, как его ноги коснулись земли. Раскройся парашют секундой позже — и все, там бы лежал мешок с костями. Он, действительно, боролся за жизнь самолета до последней секунды! Потом действия Остапенко при пожаре двух двигателей будут признаны не только правильными, а просто классическими!

Эталон в профессии – штурман-испытатель Леонид Попов

  • Петр Остапенко

После были другие полеты, самолеты, ЧП. Леонид Попов освоил более 80 типов воздушных судов. Его общий налет — свыше 11 тысяч часов. В 1984 г. он становится заслуженным штурманом-испытателем СССР. 20 сентября 1994 года президент России подписал указ о присвоении ему звания Героя Российской Федерации.

Как все начиналось

Леонид Попов родился 28 ноября 1940 году в Казани. В 1963 году окончил Казанский авиационный институт по специальности «авиационные двигатели». В 1963–1965 гг. работал ведущим инженером на заводе «Сокол».

В 1965–1970 гг. он — ведущий инженер Летно-исследовательского института им. М. М. Громова (ЛИИ) (г. Жуковский Московской области), где Попов также на должности ведущего инженера участвовал в полетах на летающей лаборатории (ЛЛ) в испытаниях пяти модификаций опытных двигателей для самолета МиГ-23.

За этими сухими строчками не видно человека, который, поставив себе цель в жизни, последовательно ее добивался. Ведь, например, что бы получить допуск к полетам на ЛЛ, Попов должен был пройти драконовскую врачебную летную комиссию, спрыгнуть с парашютом, провести учебное катапультирование, которое отличается от настоящего только тем, что испытуемый катапультируется с земли.

Кроме того, говорит Попов, не зря ведущих инженеров в ЛИИ называют «бегущими» инженерами. После каждого полета следует обязательный разбор его итогов, кропотливая работа по расшифровке, обработке материалов полета на вычислительных машинах, анализ каждой точки на десятках различных графиков, снова споры и предложения, которые надо втиснуть в жесткие рамки программы летных испытаний.

Все это есть у каждого ведущего, но таких полетов, как у ведущих на ЛЛ («подвесках»), нет ни у кого. Я выходил из самолета после двух часов полета с мокрым на спине парашютом и летом, и зимой, вспоминал Леонид Степанович.

Работа, конечно, была интересная, но он еще не достиг своей цели. А она заключалась в том, что Попов захотел стать испытателем.

Сквозь тернии к мечте

В 1971 году Попов окончил штурманское отделение Школы лётчиков-испытателей. С февраля 1971 по сентябрь 1985 года — он штурман-испытатель Лётно-исследовательского института. Провёл испытания навигационно-пилотажных комплексов на МиГ-31, Ту-22М, Ту-154; системы управления «Бурана» на Ту-154ЛЛ. Участвовал в испытательных полётах на А-50, Ил-76, СКИП Ил-76, Ми-4, Ми-8, Су-24, Ту-22, Як-28 и их модификациях.

Есть только «МиГ»!

В 1985 Леонид Попов стал штурманом-испытателем ОКБ «МиГ». Вот что рассказал о нем в своей книге «Моя небесная жизнь Герой России заслуженный летчик-испытатель Валерий Меницкий:

— Я считаю, что он был нашим самым лучшим флаг-штурманом. Я называл его магом. И не потому, что он летал у нас. Просто было трудно найти столь эрудированного и образованного штурмана, каким являлся Лёня Попов.

Его теоретический багаж плюс врождённый интеллект позволили ему реализоваться полностью. Ему принадлежит множество блестящих методических разработок, он активно участвовал в выработке алгоритмов по навигационному комплексу, особенно по прицелу.

Он всегда что-то писал, что-то выдумывал, читал множество специальной литературы, постоянно общался с учёными в различных институтах, в том числе в разных КБ Радиопрома. Его способность анализировать весь этот богатейший материал давала хороший конечный результат.

Работоспособность и разноплановость

Я считаю, что в его лице мы приобрели очень ценного работника. Он был чрезвычайно работоспособным, активным, иногда мог работать по 10–15 часов в сутки, а мне казалось, что мог и все 24 часа. Его разноплановость — от истребительного парка до любых тяжёлых машин, постоянная жажда нового давали настолько блестящие плоды, что он стал действительно яркой личностью в нашем испытательном деле — и не только на нашей фирме, но и во всей авиационной промышленности. Он был образцом, эталоном этой профессии, в которой не много таких ярчайших представителей. По объёму разноплановых работ с Лёней, наверное, никто не мог сравниться.

Творческая жилка

Во всём, к чему бы он ни прикасался, чувствовалась его творческая жилка, везде он оставлял след, который был всегда заметен. Леонид не только честно отрабатывал свой хлеб, но и привносил то яркое и живое, что всегда обогащало тот или иной комплекс, делало его более мобильным, более гибким и удобным с точки зрения эксплуатации. Он принимал активное участие в шефской работе в строевых частях и в авиационных центрах, где пользовался заслуженным авторитетом.

С Лёней было очень удобно летать, в экстремальной ситуации он всегда действовал очень чётко, знал, что командиру необходимо помогать, вовремя его информировать, а не мешать ему. А эти качества присущи далеко не всем.

Лёня обладал очень ценным качеством — он давал краткую, точную информацию именно тогда, когда в ней действительно была необходимость; в то же время он мог наступить на собственное „я“ и подчиниться воле командира. Много было случаев, когда именно эти качества Леонида, его спокойствие и выдержка помогали стабилизировать ситуацию на корабле и экипаж садился на землю с благоприятным исходом.

Выдержка и спокойствие

Я тоже попадал с ним в разные переделки. В уже описанном мною одном из полётов у нас на борту возник пожар. Нам пришлось садиться на тяжёлой машине на одном двигателе в очень сложной ситуации. И здесь большую роль сыграла выдержка Леонида. Он ни на минуту не поддался панике, был абсолютно спокоен. Хотя я чувствовал его внутреннее напряжение, действия наши были синхронные и слаженные. Его поведение давало мне большую моральную поддержку, не говоря уже о том, что он в этот момент очень чётко исполнял свои прямые обязанности, вовремя давая мне нужную информацию. Нам удалось посадить самолёт, но причину возникновения пожара установить не смогли. Повторно Леонид полетел с Петром Максимовичем Остапенко.

Ситуация повторилась — двигатель снова загорелся. Пётр Максимович и Леонид проявили удивительное мужество и хладнокровие в таком сложном положении, они боролись за самолёт, пока это было возможно. Чудом им удалось катапультироваться и остаться в живых. И хотя самолёт мы потеряли, с помощью полученной от них информации нам удалось установить причину возгорания, выявить, а затем и устранить на многих двигателях те недостатки, которые и явились причиной пожара. Излишне, наверное, говорить, что тем самым мы смогли предотвратить множество аварий и катастроф.

Слабость или сила?

Единственным его слабым, а может быть и сильным местом была излишняя доверчивость и впечатлительность. Сами по себе эти качества хорошие, но из-за них он частенько попадал впросак. Некоторые, зная эту слабину, просто Леонида использовали. Это происходило из-за того, что он принимал на веру то, что ему говорили, не подвергая никакому сомнению. Конечно, со временем он стал сам это понимать, но до конца справиться со своей излишней доверчивостью всё равно не мог. Впрочем, это не такой уж большой недостаток. Но я хочу ещё раз повторить, что более блестящего штурмана я в своей жизни не знал.

С 1985 года Попов — старший штурман-испытатель ОКБ „МиГ“. Участвовал в первых вылетах и испытаниях всех модификаций самолета МиГ-31, а также в испытаниях МиГ-23УБ, МиГ-25ПУ, МиГ-31, МиГ-29УБ, МиГ-AT. Провел полный цикл испытаний навигационно-прицельного комплекса „Заслон“ и его модификаций.

МиГом через Северный полюс

В 1987 году Леонид Попов вместе с пилотом Романом Таскаевым первыми в мире на истребителе МиГ-31 пересекли Северный Полюс, пролетев по маршруту Мончегорск — Северный полюс — Анадырь. В своей книге „Страстная неделя“ Попов назвал этот полет „исполнением штурманской мечты“.

К исходу третьего часа полета, за несколько минут до Полюса, Роман, изменив обыденный тон, с особым удовольствием сообщил штурману по самолетному переговорному устройству:

— Подвесные топливные баки выработались. Сбрасывать сейчас или на Полюс?

— Командир, конечно, на Полюс!

— А попадем?

— Не попадем... так спишем на дрейф льда.

— Ладно, целься лучше.

— Нет проблем. Только ты ось планеты крылом не зацепи...

И тут случилось ЧП. Над полюсом отказали навигационные приборы, пришлось лететь по интуиции. И было на душе у штурмана очень тревожно. Если интуиция не подведет, то вернутся назад нормально, а если нет — то залетят в... Канаду! Был бы мировой скандал: русские на военном истребителе МиГ-31 вторглись в канадское воздушное пространство! Но тогда все обошлось. На последних каплях керосина истребитель приземлился в аэродроме в Анадыре, который наполовину был закрыт туманом. Только приземлились, туман накрыл вторую часть аэродрома, и его закрыли.

— Этот полет имел политическое значение, утверждает Попов, потому что Советский Союз продемонстрировал возможность реального прикрытия наших границ и контроля над всей северной территорией. Недаром говорят, кто владеет Полюсом, тот владеет Севером.

Приходилось Попову и потом летать над Полюсом. Было много трудностей, но и хватало места для юмора. Однажды на самолете Ан-12 он летел по маршруту бухта Тикси — бухта Темпа — Северный полюс — бухта Темпа — Тикси.

Что бы как-то отметить покорение вершины Земли, на кофеварке, штатной принадлежности самолета, была выведена надпись:

— Сия кофеварка вместе с самолетом и экипажем в составе командира Старостенко Г.И., 2 го пилота Пугачева А. П., штурмана Попова Л.С., бортрадиста Красильникова Н.Н., бортинженера Гапошина Н.И., бортмеханика Крыжанского В.Г., ведущего инженера Жукова А.С. и бригады экспериментаторов была на Северном полюсе 6 августа 1975 года в 8 ч 03 мин.

Один из летчиков хотел сделать приписочку:

— Если верить штурману!

Но признали ее все непристойностью, марающей мечту. Была кофеварка на полюсе — и никаких „если“!

Активная жизненная позиция

В предновогодние дни 2020 года 23 Героя Советского Союза и России обратились к президенту России с просьбой спасти ЛИИ им. М. М. Громова, полагая, что реформирование Института закончится ликвидацией экспериментальной авиации. Среди них был и Леонид Попов.

Он и его товарищи, занимающие активную жизненную позицию, не смогли пройти мимо вызывающих отвращение телодвижений ряда российских чиновников, в том числе Бориса Алешина, который в одном из своих интервью сказал:

— Лётно-исследовательский институт имени М. М. Громова — сегодня бесполезное образование. Есть шикарное здание Национального центра авиастроения (там на самом деле никого нет), туда и надо перебросить сотрудников ЛИИ. А территорию, уникальный аэродром с недавно обновлённой инфраструктурой, зданиями отделений, измерительной аппаратурой, ангарами для самолётов и другой авиатехники освободить от „непрофильного хлама“. И аэродром пустить под расширение гражданского аэропорта.

По мнению Попова, „уникальность ЛИИ заключается в проведении именно опережающих летных исследований на летающих лабораториях тех новых разработок ученых, которые в последующем используются при создании и испытании перспективной техники“.

Кроме того, „такие планы могут привести не только к потере основного аэродрома экспериментальной авиации, на котором выполняется основная доля полетов опытной авиационной техники на первоначальных этапах их летных испытаний и осуществляется доводка до надежного работоспособного состояния, но и к полной потере экспериментальной авиации Российской Федерации.

На основании изложенного просим Вас вмешаться в сложившуюся ситуацию и не допустить реализацию проекта разрушительного реформирования ЛИИ“.

Но до сих пор нет четкого ответа о дальнейшей судьбе уникального института, но Попов и его товарищи уверенны в его светлом будущем.

Вместо эпилога

Леонид Степанович Попов считает, что свою жизнь прожил недаром. Об этом говорит и звание Героя России, и то, что в небо последний раз он поднимался в 72 года. В настоящее время он живет полнокровной жизнью, участвуя в работе клуба Героев города Жуковского.

Эталон в профессии – штурман-испытатель Леонид Попов

Некоторые люди прямо с самого детства или юности знают, чем они хотят заниматься, стремятся к своей цели и покоряют профессиональные вершины несмотря ни на что. К таким относится и штурман от бога Леонид Попов. Как будто действительно свыше такие люди награждаются искрой, дающей и им прожить свою жизнь ярко и осветить путь другим, демонстрируя достойный пример. Остается только восхищаться.

На нашем сайте читайте также:

По инф. argumenti.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.