30 декабря 2000 года президент России Владимир Путин подписал указ о тексте государственного гимна нашей страны. Против «нового старого» музыкального символа выступили фракции тогдашней Госдумы СПС и «Яблоко», а также первый президент страны Борис Ельцин. Многих смущало, что фактически гимн, принятый Путиным, восходил к «Маршу партии большевиков».
Как все начиналось?
В 1944 году был официально принят гимн СССР. Слова к нему написали Сергей Михалков и Габриэль Эль-Регистан, а музыку — Александр Александров. Позднее в 1977 году в СССР приняли новую конституцию. Михалкову поручили сделать новую редакцию текста, без упоминания Иосифа Сталина.
После распада СССР в 1991 году гимном Российской Федерации стала мелодия Михаила Глинки без слов. Впоследствии власти объявили всероссийский конкурс на создание текста гимна. Однако текст так и не выбрали.
В 2000 году новый президент России Владимир Путин предложил вернуться к музыке Александрова. А Сергей Михалков написал третью редакцию текста.
31 декабря 2000 года президент России Владимир Путин подписал указ о тексте государственного гимна нашей страны. Документ утвердил как текст гимна слова Сергея Михалкова.
Что это значило и почему «старый новый» гимн вызвал раскол в обществе 2000-х?
Принятие «нового старого» гимна стало одним из первых решений Путина на посту президента. Идея гимна для властей была следующей: Россия — наследница и правопреемница СССР.
Законопроект «О государственном гимне Российской Федерации» представил в Думе тогдашний председатель комитета по государственному строительству Анатолий Лукьянов. Он заявлял, что советский гимн олицетворял «сплочение нации», «утверждение преемственности ее истории» и «трудную пору обуздания атома».
Принятие нового гимна вызвало явный раскол в обществе. Например, против утверждения обновленного советского гимна проголосовали демократические фракции тогдашней Госдумы СПС и «Яблоко».
«Инициатива переписывания советского гимна, по мнению "Яблока", — идея того же порядка, что и восстановление памятника Дзержинскому на Лубянке и поста у Мавзолея Ленина», — говорилось в заявлении депутатов.
Против «нового старого» музыкального символа страны выступил и первый президент России Борис Ельцин. Он заявил, что старый гимн ассоциируется у него с партсъездами и партконференциями, где утверждалась власть партийных чиновников.
Ельцин сожалел, что переложил на своего преемника ответственность за решение ряда вопросов. В частности — вопросов о гимне и перезахоронении Ленина. Ельцин сокрушался: «лучше бы сам все тогда сделал». Первого президента также беспокоило, что Путин становится символом коммунистов.
Не удивительно, что в 2000 году аналитики, политологи и обычные граждане задавались вопросом: зачем Путину понадобилось менять нормальный ход политического процесса?
Объяснение предложила наиболее радикально настроенная в отношении Путина часть общества, которая увидела в этом «гэбистский» реванш и провокацию.
Многих смущало то, что гимн на музыку Александрова создавался под непосредственным руководством Сталина. Фактически гимн, принятый Путиным, восходил к «Маршу партии большевиков».
В своем обращении «Мы не признаем этот гимн гимном своей страны» редакция Полит.ру подчеркивала, что возврат к сталинско-советскому гимну через десять лет после свержения этого режима и в канун нового тысячелетия «выглядит и дико, и абсурдно. И являет собой пример позорного исторического беспамятства».
У многих «старый новый гимн» неизбежно ассоциировался со строками из текста гимна 1943 года: «И Ленин великий нам путь озарил/Нас вырастил Сталин, на верность народу/На труд и на подвиг он нас вдохновил».
И все равно «объединяющий символ» страны
17 декабря 2020 года президент России Владимир Путин заявил, что гимн на музыку Александра Александрова был и остается объединяющим Россию символом.
«Ну, конечно. Он и был таким, таким и остался. Я всегда говорил, хочу повторить: мы с грязной водой никогда не должны выплескивать ребенка, мы должны чувствовать, что мы не Иваны, как у нас говорят, без имени и племени, мы должны брать самое лучшее и объединяющее. Эта музыка, она замечательная, шикарная, которую знала вся страна, почему мы должны от этого отказываться?», — отметил Путин.
В 2016 году сенаторы Вадим Тюльпанов и Андрей Клишас, а также депутат Госдумы Разиет Натхо предложили ввести уголовное наказание за оскорбление гимна. Однако законопроект так и не был принят.
Сейчас УК РФ предусматривает уголовное наказание за надругательство над гербом и флагом России. А вот гимн РФ защищен статьей 17.10 Кодекса об административных правонарушениях «Нарушение порядка использования государственных символов Российской Федерации».
Пройдясь по истории гимна России, давайте его еще и послушаем.
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.