"На протяжении двух столетий ученые пытаются определить эффект молитвы, - пишет немецкое издание Die Zeit. - (...) Первую попытку предпринял в XIX веке британский исследователь Фрэнсис Гальтон, троюродный брат Чарльза Дарвина. С помощью статистики он хотел выяснить: благоприятно ли сказываются на британском короле молитвы общества о его здравии? Для этого он проанализировал данные о жизни всех мужчин королевского дома с 1758 по 1843 год и пришел к выводу: члены королевской семьи жили не дольше, а меньше простых смертных. Гальтон также установил, что церкви так же часто разрушались пожарами, молнией, землетрясениями и лавинами, как и обычные здания. И, наконец, неутомимый исследователь сравнил биографию ведущих представителей церкви, например, Мартина Лютера, с биографией других важных личностей своего времени и выяснил: благочестивые деятели скорее жили меньше, чем другие известные люди, и часто имели никудышное здоровье. (...) Для исследователя это стало свидетельством того, что молитвы не приносят ожидаемого эффекта".
Неудивительно, что его эссе о "статистическом исследовании эффективности молитв" вызвало в 1872 году всеобщее возмущение. Однако психологи и медики до сих пор пытаются определить силу молитвы.
"К сожалению, различные исследования дают очень разные результаты. Иногда они, кажется, доказывают положительное воздействие молитвы - например, молитвы за тяжелобольного человека. Но иногда ученые приходят и к противоположному результату. Состояние некоторых пациентов даже ухудшается, когда за них молятся - странный эффект, который исследователи среди прочего объясняют тем, что больные беспокоятся: "Неужели я настолько болен, что за меня уже нужно молиться?".
Тем не менее, пишет издание, молитвы как минимум являются психологическим фактором, который может играть важную роль во время болезни или в процессе выздоровления.
"Например, это было доказано в исследовании, проведенном несколько лет назад экспертом по психологии религии Себастьяном Муркеном, который сегодня преподает в Марбурге. В реабилитационной клинике для онкобольных он изучал роль религиозности в борьбе с раком груди. (...) Исследование показало, что религиозность действительно может помочь - но только при определенных условиях".
"Согласно исследованию Муркена, опору в религии находили для себя прежде всего глубоко верующие пациенты с положительным образом Бога. Их предположение о том, что " что Бог ни делает, все к лучшему", позволяло им найти смысл в их болезни и относиться к ней конструктивно. Те же, кто имел в душе образ карающего Бога, чаще страдали от тревожных и депрессивных состояний; упреками, основанными на религии, эти пациенты подвергали себя дополнительному давлению. Нерешительные представители "средней" религиозности в основном терзались сомнениями. Таким образом, в зависимости от взглядов, вера может иметь различный эффект - вывод, который Муркен сформулировал следующим образом: "Религия помогает прежде всего тем, кто сильно верит в то, что она им поможет".
"Концентрируясь на положительных образах и представлениях (будь то "Бог", "Аллах" или "Будда"), верующие внутренне настраиваются на ожидаемый положительный эффект - и таким образом ему и способствуют. Этот принцип медики описывают как "целебную силу ожидания" или эффект плацебо". (...) Согласно некоторым серьезным исследованиям, с помощью препаратов плацебо можно добиться до 50% эффекта настоящего медикамента", - отмечает издание.
"Что при этом происходит в организме, описал исследователь плацебо Манфред Шедловски: "Сильное чувство ожидания меняет химические процессы в мозге, выделяются нейтротрансмиттеры, и эти изменения по нервной системе передаются организму, где они часто запускают желаемый эффект".
"Подтверждения такой интерпретации можно найти даже в Библии, - пишет издание. - Каких бы больных ни исцелял Иисус, будь то "кровоточивая женщина" (Евангелие от Луки, гл.8, ст.48) или слепой (Евангелие от Луки, гл. 18, ст.42), он говорит: "Вера твоя спасла тебя" (а не "Бог спас тебя", как можно было бы предположить)".
"Как известно теологам (и медикам), эффект ожидания можно усилить соответствующими условиями: особенно полезным является наличие человека, являющегося авторитетом и вызывающего доверие (священник или врач), который советует соответствующее лечебное средство. Важное значение имеет и регулярное повторение положительно воспринимаемого действия (молитва или прием медикамента). И не в последнюю очередь пользу несет и то, что пациент (или верующий) ощущает себя вовлеченным в важный ритуал, который включает и его окружение и дает смысл собственной жизни".
"Впрочем, ни эффект плацебо, ни эффект религии невозможно точно предсказать, - пишет издание в заключение. - (...) Можно лишь попытаться создать лучшие для этого условия и быть внутренне открытым для того, чтобы повысить вероятность желанного эффекта. В то же время стоит внутренне избавиться от идеи, что ты можешь все держать под контролем. Всеведением - об этом говорят нам все религии - человек не наделен".
Ни земные, ни тем более высшие материи до конца еще не изучены. И не всё в жизни можно (пока?) объяснить с научных позиций. Разгадана ли будет когда-нибудь сила таинства обращения к Богу, не известно. А вообще нужно ли это? Тем, кто истинно верит, наверное, молитва и так поможет. А у неверующих – свои ориентиры. Да и вообще, не смотря четкое на присутствие в материальном мире, многие люди нуждаются в какой-то светлой, красивой, недосягаемой и таинственной сказке. По крайней мере, хоть иногда.
Конец года, пять часов пополудни, а на улице уже темно. Впереди длинный-предлинный вечер. Середина лета, четыре часа утра – а солнышко уже светит. Даже до пробуждения заядлых «жаворонков» (особенно городских) уйма времени. Зачем такие перекосы? Где логика?
90 лет назад, 1 декабря 1934 года, произошло одно из наиболее загадочных, таинственных, зловещих преступлений в мировой и отечественной истории. Его жертвой стал ближайший соратник Сталина, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров.
Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.