ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Баня: любопытная история старинной русской традиции

По инф. polit.ru   
18 Июня 2021 г.
Изменить размер шрифта

Какие бы катаклизмы не сотрясали Россию, привычка мыться в бане у соотечественников не пропадает. Баня для наших людей – не просто гигиеническая процедура, а целый ритуал. Но история знает моменты, когда посещение общественных купален было жесткой необходимостью. Об этом и многом другом, что касается взаимоотношений русского человека и бани, можно узнать из книги Итана Поллока «Когда б не баня, все бы мы пропали. История старинной русской традиции». Ниже предлагаем прочитать фрагмент данной любопытной работы.

Баня остаётся излюбленным развлечением россиян и сегодня. Какие бани сейчас только не встретишь: и бани-бочки, и бани-шалаши! По ссылке можно посмотреть варианты таких банных домиков.

Баня: любопытная история старинной русской традиции

Баня в позднеимперской России была не просто главной опорой для народа, потенциальным благом для общественного здоровья и сырым, продуваемым сквозняками местом, где таились разные опасности. Это было еще и заведение, тесно сплетенное с русским самосознанием и его судьбой в быстро меняющемся обществе. Владимир Гиляровский, легендарный хроникер и бытописатель Москвы, подметил: «Единственное место, которого ни один москвич не миновал, — это бани. И мастеровой человек, и вельможа, и бедный, и богатый не могли жить без торговых бань». Сохранившаяся статистика подкрепляет наблюдение Гиляровского и позволяет предположить, что по крайней мере в данном случае то, что было подмечено в бывшей столице, соответствовало действительности и во многих других больших и малых городах и деревнях по всей империи. Торговые и городские бани — что примитивные парные избы для рабочих, что изысканные заведения для толстосумов — были вечно переполнены, особенно по субботам и накануне праздников. По словам Гиляровского, даже влиятельные и знатные москвичи, имевшие в своих дворцах мраморные ванны, всё равно ходили в бани, потому что любили «по наследственности и веничком попариться, и отдохнуть в раздевальной, и в своей компании "языком почесать"». В ту пору, когда империя претерпевала глубокие общественные преобразования, начавшиеся с «Великих реформ» 1860-х годов, и затем открывала свое движение к индустриализации, баня оставалась характерным и внешне неизменным учреждением, традиционным местом отдыха и социального взаимодействия, доступного абсолютно всем.

Начиная с реформ Петра I, европеизированные русские часто смотрели на баню свысока или видели в пристрастии к ней вышедшую из моды простонародную привычку, которая когда-нибудь непременно отомрет под натиском современности. Но с начала XIX века четко обозначился процесс вторичного присвоения бани как явления специфически русского, а значит, достойного похвалы. Во второй половине столетия авторы книг о бане уверенно утверждали, что баня в России являлась неотъемлемой частью жизни и царей, и крестьян «с незапамятных времен» или, по крайней мере, с тех самых пор, как зародилось само понятие Руси как государства.

«Начало [русской бани] синхронично с началом русской истории», — рассказывал один врач в 1888 году и добавлял: «Тесно связанная с именем народа, баня является и являлась постоянным спутником в жизни русского человека... пользование баней неразрывно связано с понятием о "русском"». На живучесть бани давно указывали как на признак русской отсталости. Но ее постоянство на протяжении долгого времени можно было истолковать и как доказательство русской стойкости, противостоящей веяниям, исходившим из-за границы.

Когда образованная и европеизированная элита стала всматриваться в простонародье, ища там черты подлинной национальной самости, то увидела баню. Позднеимперский период стал золотым веком для бани не просто потому, что врачи признали ее ценность для телесного очищения: писатели и художники тоже обнаружили, что в ней отражены сложности, присущие России на рубеже веков.

В бане сходились деревенское и городское, прошлое и настоящее, этнические русские встречались с представителями множества других народов, населявших империю. Большие торговые бани в Санкт-Петербурге, Москве и в десятках губернских городов по всей империи становились площадкой для общения людей самых разных сословий и профессий, причем это общение проходило там примерно так же, как и в более многочисленных деревенских банях, разбросанных по всей стране. Баня объединяла разномастное и разношерстное население обширной империи.

А еще баня выявляла противоречия и парадоксы эпохи.

Пышные дворцы гигиены предоставляли новые возможности для развития городского самосознания, хотя, казалось бы, существовали вне времени. В города из разных мест стекались люди из разных слоев общества, возникали новые возможности для смешения общественных классов, для обмена идеями, религиозными верованиями и даже телесными жидкостями.

Снимая с себя одежду, люди одновременно лишались значительной части своей социальной идентичности, и потому в бане возникало особое анонимное пространство, где вдруг появлялись возможности социального роста, сексуальное напряжение и были возможны физическое насилие и риск. Как и вся позднеимперская Россия в целом, баня находилась в состоянии движения, там совершалось непрерывное сближение и смешение, происходило непредсказуемое слияние современных общественных норм с традиционными обычаями. Паровой баней был и сам имперский город — потный, людный, опасный и волнующий. Однако люди, с опаской относившиеся к европеизации, урбанизации и реформам, не могли выбрать баню мишенью для таких же насмешек, с какими они обрушивались на другие, на первый взгляд совершенно новые явления в жизни осовременивавшейся России, — например, хулиганство и проституцию. В бане не было ничего нового и ничего чуждого. Презрение же, каким ее периодически обдавали иностранцы, лишь подтверждало идею, что баня — даже в больших городах — отличает русских и возвышает их над немытыми западными европейцами.

Когда писатели и художники начали вдумываться в смысл повседневной жизни современной им эпохи, оказалось, что на переднем плане всегда будет баня — во всех ее ипостасях. Литературные деятели — например, Антон Чехов, Михаил Кузмин и Василий Розанов, — а также художница Зинаида Серебрякова и фотограф Карл Булла, обратились к теме бани в надежде, что она поможет им найти ответы на фундаментальные вопросы. Фигурировала парильня и в различных низкопробных публикациях — хотя обычно для того, чтобы напугать, раздразнить или позабавить читателя. Если прочитать все эти источники вместе, невольно возникает мысль, что, заговаривая о бане, разные авторы просто искали удобный повод порассуждать об отношении России к Западу, о модернизации и о переменах, происходивших в русском обществе.

Баня явилась своего рода заменителем русскости, хотя и претерпевала собственные перемены. Построенные по последнему слову техники бани в больших городах — с изысканными плавательными бассейнами и раздевальнями — можно было счесть новым воплощением «русской традиции». Баня оставалась характерным национальным — и диковинным — явлением даже после того, как мытье, купальни, общественные бассейны и собственно русские бани сделались привычной частью главных городов Европы и США. Баня была эгалитарной и анонимной, хотя в ней появлялось всё больше разграничений по качеству и стоимости услуг. А еще она оставалась удобным местом для гомосоциального товарищества, хотя одновременно за ней всё прочнее закреплялась репутация такого места, где завязывались однополые связи, процветала разнополая проституция и вершилось насилие. Все эти атрибуты — независимо от того, считали ли их достойными восхищения или порицания, — отражали важнейшие грани русского самосознания в целом.

Баня высвечивала некоторые определяющие черты позднеимперской России: поиск подлинной идентичности, не запятнанной вестернизацией; тягу к общинности на фоне дестабилизирующего влияния быстрой урбанизации и модернизации; осознание того, что вокруг лютует грех и происходит культурное вырождение. На ту эпоху пришелся расцвет интереса к образу подлинной и незапятнанной (что подчеркивалось с особой гордостью) русской культуры, нисколько не похожей на западную и наглядно демонстрировавшей, что Россия способна прекрасно прожить собственным умом. Врачи видели в банях орудие современной гигиены, стоящее в одном ряду с ваннами и душем. В немедицинских же источниках подчеркивалась совсем иная роль бани — уникального русского общественного пространства.

Изображения бани в позднеимперский период были противоречивыми и взаимодополняющими. Ее привилегированное место в качестве показателя русскости подкрепляло представление о том, что горожане ходят в баню, чтобы утверждать свои традиционные ценности. Но, в отличие от деревни, где в баню обычно ходили с родственниками, в городских купальнях люди временно как бы обезличивались, раздеваясь донага вместе с незнакомцами. В бане человек соприкасался с прошлым России, но в городе люди вдобавок соприкасались с заразными болезнями, распутством и анонимностью, сопутствовавшими новой эпохе. Изначальное приятие открытой наготы в бане сохраняло прежнюю силу и, в свой черед, вызывало уязвимость и возможность приобщиться к сексу и к греху.

В русской бане позднеимперской поры соединились и любовь к России «по наследственности», и сексуальные и нравственные проступки. Но в закатные годы существования империи противоречия, присущие такому всеобъемлющему взгляду на баню, стали непримиримыми: баня была одновременно здоровой и опасной, очистительной и греховной, она уравнивала людей и эксплуатировала их, выступала символом всего хорошего в имперской России — и заодно всего плохого.

  • Книгу Итана Поллока «Когда б не баня, все бы мы пропали. История старинной русской традиции» (перевод Татьяны Азаркович) представляет издательство Corpos.
  • Какие бы социальные изменения ни сотрясали Россию, ничто не смогло искоренить привычку русских людей париться в бане. Более тысячи лет представители разных сословий, классов и политических партий оказывались равны перед очищающей силой целебного пара. Баня — больше чем гигиеническая процедура, это ритуал, которым сегодня принято наслаждаться. Однако так было не всегда: целые столетия посещения общественных купален были жесткой необходимостью, сопряженной порой с не самыми приятными вещами. Все эти непростые взаимоотношения русского человека со старинной традицией не могли не отразиться в культуре: баня фигурирует в живописи, литературе и кино. Профессор славистики Итан Поллок в своем исследовании не только рассказывает о повседневной привычке, он показывает ее сквозь призму истории огромной страны и делает это невероятно живо и увлекательно.

Традиция мыться в бане у русских людей и в наши дни в большой чести. В загородном доме или на даче практически каждый хозяин стремится построить себе небольшой банный объект и активно им пользоваться. А каких только атрибутов для бани сейчас нет! Всевозможные масла, веники, головные уборы.... Нашим предкам такое и не снилось, наверное. Многим людям банные процедуры несут не только приятное времяпрепровождение, но еще и пользу. Это и известные пословицы подтверждают, например: Баня – мать вторая: кости распарит, тело поправит.

А вы как считаете?

На нашем сайте читайте также:

Polit.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.