Здание Ссудной казны в Москве: глаз от него не отвести |
Маргарита Ковынева, culture.ru |
05 Ноября 2022 г. |
Здание бывшей Ссудной казны находится в Настасьинском переулке в Москве. До революции здесь выдавали деньги под залог драгоценностей. Затем в строении разместилось Государственное хранилище: при советской власти в него свозили вещи из национализированных дворянских усадеб. А позже на этом месте открылся Госбанк с деньгохранилищами в подвалах. Государственный ломбард для нуждающихсяСсудная казна как кредитное учреждение появилась в России во второй половине XVIII века. В казначействах люди могли взять деньги под залог драгоценностей. Вернуть сумму вместе с процентами нужно было не позднее чем через год. По сути, ссудная казна работала как государственный ломбард. Если до ее появления люди шли к частным лицам — купцам, состоятельным соседям, ростовщикам, — то с XVIII века они могли взять деньги у государства. Казначейства обычно работали при благотворительных учреждениях Российской империи — воспитательных домах. Но в 1913 году в центре Москвы начали строить отдельное здание Ссудной казны. Оно расположилось недалеко от Тверской улицы, в Настасьинском переулке. Проект разработали градостроитель Владимир Покровский и инженер Богдан Нилус, а утвердил документ лично император Николай II. Здание состояло из двух корпусов. Главный — двухэтажное строение в неорусском стиле — выходил фасадом в переулок, второй находился во внутреннем дворе. Подвалы в обоих сооружениях использовались как хранилища для ценностей. Владимир Покровский выбрал для главного корпуса неорусский стиль не случайно. Архитектор интересовался русской стариной, изучал древнее зодчество, ездил по Ярославской и Владимирской губерниям и фотографировал строения, сохранившиеся с давних времен. В этом проекте он обратился к нарышкинскому барокко — направлению конца XVII века, времен становления династии Романовых. Ссудная казна строилась на протяжении трех лет и открылась в 1916 году. После 1917 года: Гохран и ГосбанкПосле революции казну закрыли, в здании расположился Народный комиссариат внутренних дел — НКВД, ведомство новой власти по борьбе с преступностью. Но уже в 1920 году строение отдали под Государственное хранилище ценностей. В него свозили драгоценности и дорогие предметы обстановки из имений, которые новое правительство изъяло у прежних владельцев — дворян и купцов. Несмотря на все перемены, интерьеры самой Ссудной казны почти не тронули, только сняли со стен портреты членов императорской семьи. Ценные вещи ставили на учет и отправляли в хранилище. Там находились драгоценные камни, украшения, дорогие личные вещи — в том числе предметы, которые раньше принадлежали царской семье. Сюда же свозили золото из банков и конфискованную церковную утварь: золотые и серебряные оклады для икон, распятия, ритуальные сосуды. Я бродил по громадным комнатам, заваленным сундуками, корзинами, ящиками, просто узлами в старых рваных простынях, скатертях. Все это было полно драгоценностей, кое-как сваленных в этих помещениях. Кое-где драгоценности лежали кучами на полу, на подоконниках. Старинная серебряная посуда валялась вместе с артистически сработанными диадемами, колье, портсигарами, серьгами, серебряными и золотыми табакерками. Из книги Георгия Соломона «Среди красных вождей» В начале 1940-х в здании расположился один из филиалов Государственного банка СССР. В его подвалах хранили отпечатанные банкноты, здесь же их пересчитывали, а затем отправляли по всей стране. В 1990-х здание перешло преемнику Госбанка — Центральному банку Российской Федерации. С 2000-х годов в нем находится хранилище Центробанка, оно занимает большую часть строения, и свободный доступ в его помещения запрещен. В другой части бывшей Ссудной казны расположился Государственный университет Министерства финансов. Узорный теремФасад здания до наших дней сохранился почти без изменений. Его украшает обильная каменная резьба с растительными мотивами — листьями и розетками. Первый этаж отделан так называемой бриллиантовой рустовкой — кладкой из граненых камней, отесанных в форме четырехугольных пирамид. В нижней части второго этажа расположился ряд маленьких восьмиугольных окон с резной окантовкой. В центре фасада находится надпись «Российская ссудная казна» и даты строительства здания: «1913–1916». Над ней — большие арочные окна с растительным орнаментом вокруг, а между ними — небольшие полуколонки. Верхнюю часть фасада завершает ряд рельефов: в нем чередуются изображения гербового двуглавого орла и Георгия Победоносца верхом на коне — святого покровителя Москвы. По краю крыши установлены орлы с коронами. Венчает все здание башенка с высоким пирамидальным шпилем. На острие до революции находился орел, но при советской власти его сняли. Вход в здание оформлен в виде древнерусского шатра. Четырехгранный навес над крыльцом поддерживают массивные опоры и колонны по сторонам от них. Верхушку навеса венчает кованый золоченый шпиль. Раньше на нем тоже находилась фигура орла, но после 1917 года ее убрали. Вход ведет в вестибюль с колоннами, стены в нем украшены рустовкой. Зал заканчивается каменной парадной лестницей на второй этаж, где расположены служебные помещения. Крыша над ступенями выполнена в форме купола из прозрачного стекла — через него в здание проникает много дневного света. Интерьеры, как и фасад здания, стилизованы под XVII век. До наших дней хорошо сохранились камин и потолочные светильники начала XX столетия. Весь второй этаж раньше занимал большой аукционный зал с высокими потолками. Сейчас это помещение разделили на кабинеты. Сводчатый потолок второго этажа украшают росписи и лепные узоры — растительные орнаменты и медальоны с двуглавыми орлами. Эскизы для потолочных росписей Ссудной казны создал Иван Билибин — художник начала ХХ века, автор знаменитых иллюстраций к русским народным сказкам. Иногда зданиям удается сохраниться на многие десятилетия. Есть и такие, которые смогли перешагнуть века. И они вбирают в себя такую историю, что просто дух захватывает. Сколько людей «видели», сколько разных событий смогли «пережить», как меняли с годами свой внешний и внутренний облик и назначение. У зданий тоже есть своя судьба. И порой она удивительная. На нашем сайте читайте также:
|
|