Здание бывшей Ссудной казны находится в Настасьинском переулке в Москве. До революции здесь выдавали деньги под залог драгоценностей. Затем в строении разместилось Государственное хранилище: при советской власти в него свозили вещи из национализированных дворянских усадеб. А позже на этом месте открылся Госбанк с деньгохранилищами в подвалах.
Государственный ломбард для нуждающихся
Ссудная казна как кредитное учреждение появилась в России во второй половине XVIII века. В казначействах люди могли взять деньги под залог драгоценностей. Вернуть сумму вместе с процентами нужно было не позднее чем через год. По сути, ссудная казна работала как государственный ломбард. Если до ее появления люди шли к частным лицам — купцам, состоятельным соседям, ростовщикам, — то с XVIII века они могли взять деньги у государства.
Казначейства обычно работали при благотворительных учреждениях Российской империи — воспитательных домах. Но в 1913 году в центре Москвы начали строить отдельное здание Ссудной казны. Оно расположилось недалеко от Тверской улицы, в Настасьинском переулке. Проект разработали градостроитель Владимир Покровский и инженер Богдан Нилус, а утвердил документ лично император Николай II.
Здание состояло из двух корпусов. Главный — двухэтажное строение в неорусском стиле — выходил фасадом в переулок, второй находился во внутреннем дворе. Подвалы в обоих сооружениях использовались как хранилища для ценностей.
Владимир Покровский выбрал для главного корпуса неорусский стиль не случайно. Архитектор интересовался русской стариной, изучал древнее зодчество, ездил по Ярославской и Владимирской губерниям и фотографировал строения, сохранившиеся с давних времен. В этом проекте он обратился к нарышкинскому барокко — направлению конца XVII века, времен становления династии Романовых. Ссудная казна строилась на протяжении трех лет и открылась в 1916 году.
После 1917 года: Гохран и Госбанк
После революции казну закрыли, в здании расположился Народный комиссариат внутренних дел — НКВД, ведомство новой власти по борьбе с преступностью. Но уже в 1920 году строение отдали под Государственное хранилище ценностей. В него свозили драгоценности и дорогие предметы обстановки из имений, которые новое правительство изъяло у прежних владельцев — дворян и купцов. Несмотря на все перемены, интерьеры самой Ссудной казны почти не тронули, только сняли со стен портреты членов императорской семьи.
Ценные вещи ставили на учет и отправляли в хранилище. Там находились драгоценные камни, украшения, дорогие личные вещи — в том числе предметы, которые раньше принадлежали царской семье. Сюда же свозили золото из банков и конфискованную церковную утварь: золотые и серебряные оклады для икон, распятия, ритуальные сосуды.
Я бродил по громадным комнатам, заваленным сундуками, корзинами, ящиками, просто узлами в старых рваных простынях, скатертях. Все это было полно драгоценностей, кое-как сваленных в этих помещениях. Кое-где драгоценности лежали кучами на полу, на подоконниках. Старинная серебряная посуда валялась вместе с артистически сработанными диадемами, колье, портсигарами, серьгами, серебряными и золотыми табакерками.
Из книги Георгия Соломона «Среди красных вождей»
В начале 1940-х в здании расположился один из филиалов Государственного банка СССР. В его подвалах хранили отпечатанные банкноты, здесь же их пересчитывали, а затем отправляли по всей стране.
В 1990-х здание перешло преемнику Госбанка — Центральному банку Российской Федерации. С 2000-х годов в нем находится хранилище Центробанка, оно занимает большую часть строения, и свободный доступ в его помещения запрещен. В другой части бывшей Ссудной казны расположился Государственный университет Министерства финансов.
Узорный терем
Фасад здания до наших дней сохранился почти без изменений. Его украшает обильная каменная резьба с растительными мотивами — листьями и розетками. Первый этаж отделан так называемой бриллиантовой рустовкой — кладкой из граненых камней, отесанных в форме четырехугольных пирамид.
В нижней части второго этажа расположился ряд маленьких восьмиугольных окон с резной окантовкой. В центре фасада находится надпись «Российская ссудная казна» и даты строительства здания: «1913–1916». Над ней — большие арочные окна с растительным орнаментом вокруг, а между ними — небольшие полуколонки.
Верхнюю часть фасада завершает ряд рельефов: в нем чередуются изображения гербового двуглавого орла и Георгия Победоносца верхом на коне — святого покровителя Москвы. По краю крыши установлены орлы с коронами. Венчает все здание башенка с высоким пирамидальным шпилем. На острие до революции находился орел, но при советской власти его сняли.
Вход в здание оформлен в виде древнерусского шатра. Четырехгранный навес над крыльцом поддерживают массивные опоры и колонны по сторонам от них. Верхушку навеса венчает кованый золоченый шпиль. Раньше на нем тоже находилась фигура орла, но после 1917 года ее убрали.
Вход ведет в вестибюль с колоннами, стены в нем украшены рустовкой. Зал заканчивается каменной парадной лестницей на второй этаж, где расположены служебные помещения. Крыша над ступенями выполнена в форме купола из прозрачного стекла — через него в здание проникает много дневного света.
Интерьеры, как и фасад здания, стилизованы под XVII век. До наших дней хорошо сохранились камин и потолочные светильники начала XX столетия. Весь второй этаж раньше занимал большой аукционный зал с высокими потолками. Сейчас это помещение разделили на кабинеты. Сводчатый потолок второго этажа украшают росписи и лепные узоры — растительные орнаменты и медальоны с двуглавыми орлами. Эскизы для потолочных росписей Ссудной казны создал Иван Билибин — художник начала ХХ века, автор знаменитых иллюстраций к русским народным сказкам.
Иногда зданиям удается сохраниться на многие десятилетия. Есть и такие, которые смогли перешагнуть века. И они вбирают в себя такую историю, что просто дух захватывает. Сколько людей «видели», сколько разных событий смогли «пережить», как меняли с годами свой внешний и внутренний облик и назначение. У зданий тоже есть своя судьба. И порой она удивительная.
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета. Под руководством губернатора Юрий Геннадьевич принимал самое активное участие в успешном отстаивании в Конституционном суде РФ независимости «Иркутскэнерго» от РАО «ЕЭС России» в 1993 году, подготовке и принятии Устава (по существу, региональной конституции) Иркутской области в 1994–1995 годах.
В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.