НА КАЛЕНДАРЕ

Здание Ссудной казны в Москве: глаз от него не отвести

Маргарита Ковынева, culture.ru   
05 Ноября 2022 г.

Здание бывшей Ссудной казны находится в Настасьинском переулке в Москве. До революции здесь выдавали деньги под залог драгоценностей. Затем в строении разместилось Государственное хранилище: при советской власти в него свозили вещи из национализированных дворянских усадеб. А позже на этом месте открылся Госбанк с деньгохранилищами в подвалах.

Проследим историю здания Ссудной казны в Москве?

Государственный ломбард для нуждающихся

Ссудная казна как кредитное учреждение появилась в России во второй половине XVIII века. В казначействах люди могли взять деньги под залог драгоценностей. Вернуть сумму вместе с процентами нужно было не позднее чем через год. По сути, ссудная казна работала как государственный ломбард. Если до ее появления люди шли к частным лицам — купцам, состоятельным соседям, ростовщикам, — то с XVIII века они могли взять деньги у государства.

Казначейства обычно работали при благотворительных учреждениях Российской империи — воспитательных домах. Но в 1913 году в центре Москвы начали строить отдельное здание Ссудной казны. Оно расположилось недалеко от Тверской улицы, в Настасьинском переулке. Проект разработали градостроитель Владимир Покровский и инженер Богдан Нилус, а утвердил документ лично император Николай II.

Здание состояло из двух корпусов. Главный — двухэтажное строение в неорусском стиле — выходил фасадом в переулок, второй находился во внутреннем дворе. Подвалы в обоих сооружениях использовались как хранилища для ценностей.

Проследим историю здания Ссудной казны в Москве?

Владимир Покровский выбрал для главного корпуса неорусский стиль не случайно. Архитектор интересовался русской стариной, изучал древнее зодчество, ездил по Ярославской и Владимирской губерниям и фотографировал строения, сохранившиеся с давних времен. В этом проекте он обратился к нарышкинскому барокко — направлению конца XVII века, времен становления династии Романовых. Ссудная казна строилась на протяжении трех лет и открылась в 1916 году.

После 1917 года: Гохран и Госбанк

После революции казну закрыли, в здании расположился Народный комиссариат внутренних дел НКВД, ведомство новой власти по борьбе с преступностью. Но уже в 1920 году строение отдали под Государственное хранилище ценностей. В него свозили драгоценности и дорогие предметы обстановки из имений, которые новое правительство изъяло у прежних владельцев — дворян и купцов. Несмотря на все перемены, интерьеры самой Ссудной казны почти не тронули, только сняли со стен портреты членов императорской семьи.

Ценные вещи ставили на учет и отправляли в хранилище. Там находились драгоценные камни, украшения, дорогие личные вещи — в том числе предметы, которые раньше принадлежали царской семье. Сюда же свозили золото из банков и конфискованную церковную утварь: золотые и серебряные оклады для икон, распятия, ритуальные сосуды.

Проследим историю здания Ссудной казны в Москве?

Я бродил по громадным комнатам, заваленным сундуками, корзинами, ящиками, просто узлами в старых рваных простынях, скатертях. Все это было полно драгоценностей, кое-как сваленных в этих помещениях. Кое-где драгоценности лежали кучами на полу, на подоконниках. Старинная серебряная посуда валялась вместе с артистически сработанными диадемами, колье, портсигарами, серьгами, серебряными и золотыми табакерками.

Из книги Георгия Соломона «Среди красных вождей»

В начале 1940-х в здании расположился один из филиалов Государственного банка СССР. В его подвалах хранили отпечатанные банкноты, здесь же их пересчитывали, а затем отправляли по всей стране.

В 1990-х здание перешло преемнику Госбанка — Центральному банку Российской Федерации. С 2000-х годов в нем находится хранилище Центробанка, оно занимает большую часть строения, и свободный доступ в его помещения запрещен. В другой части бывшей Ссудной казны расположился Государственный университет Министерства финансов.

Узорный терем

Проследим историю здания Ссудной казны в Москве?

Фасад здания до наших дней сохранился почти без изменений. Его украшает обильная каменная резьба с растительными мотивами — листьями и розетками. Первый этаж отделан так называемой бриллиантовой рустовкой — кладкой из граненых камней, отесанных в форме четырехугольных пирамид.

В нижней части второго этажа расположился ряд маленьких восьмиугольных окон с резной окантовкой. В центре фасада находится надпись «Российская ссудная казна» и даты строительства здания: «1913–1916». Над ней — большие арочные окна с растительным орнаментом вокруг, а между ними — небольшие полуколонки.

Верхнюю часть фасада завершает ряд рельефов: в нем чередуются изображения гербового двуглавого орла и Георгия Победоносца верхом на коне — святого покровителя Москвы. По краю крыши установлены орлы с коронами. Венчает все здание башенка с высоким пирамидальным шпилем. На острие до революции находился орел, но при советской власти его сняли.

Вход в здание оформлен в виде древнерусского шатра. Четырехгранный навес над крыльцом поддерживают массивные опоры и колонны по сторонам от них. Верхушку навеса венчает кованый золоченый шпиль. Раньше на нем тоже находилась фигура орла, но после 1917 года ее убрали.

Вход ведет в вестибюль с колоннами, стены в нем украшены рустовкой. Зал заканчивается каменной парадной лестницей на второй этаж, где расположены служебные помещения. Крыша над ступенями выполнена в форме купола из прозрачного стекла — через него в здание проникает много дневного света.

Интерьеры, как и фасад здания, стилизованы под XVII век. До наших дней хорошо сохранились камин и потолочные светильники начала XX столетия. Весь второй этаж раньше занимал большой аукционный зал с высокими потолками. Сейчас это помещение разделили на кабинеты. Сводчатый потолок второго этажа украшают росписи и лепные узоры — растительные орнаменты и медальоны с двуглавыми орлами. Эскизы для потолочных росписей Ссудной казны создал Иван Билибин — художник начала ХХ века, автор знаменитых иллюстраций к русским народным сказкам.

Иногда зданиям удается сохраниться на многие десятилетия. Есть и такие, которые смогли перешагнуть века. И они вбирают в себя такую историю, что просто дух захватывает. Сколько людей «видели», сколько разных событий смогли «пережить», как меняли с годами свой внешний и внутренний облик и назначение. У зданий тоже есть своя судьба. И порой она удивительная.

На нашем сайте читайте также:

По инф. culture.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
  • Крушение. Рассказ (ч.3)
    – Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
  • Возвращение к Можайскому (ч.2)
    Подведу итоги сказанного ранее.
  • Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
    Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
  • Крушение. Рассказ (часть 2)
    Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
  • Возвращение к Можайскому (ч.1)
    21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
  • День весеннего равноденствия. Рассказ
    Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
  • До и после Колымы: дороги судьбы Георгия Жжёнова
    22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
  • Можем повторить?
    Тема Второй мировой и Великой Отечественной войн, казалось бы, по своему масштабу несовместима с конъюнктурщиной и суетливостью.
  • Достойны, но не удостоены. Герои-фронтовики без звезды Героя
    Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
  • Крушение. Рассказ
    Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.
  • «Лучший образ Остапа Бендера»: памяти Сергея Юрского
    К 90-летию со дня рождения Сергея Юрского.
  • Ползучая интервенция или как выжить пенсионеру
    Точнее было бы назвать эту статью «Вопль беспомощного пенсионера!». А заодно и засвидетельствовать еще, что та ценовая интервенция, которая и невооруженным глазом видна каждому и повсюду на ценниках, вовсе даже и не ползучая, а прямо-таки скачущая во весь опор!
  • Взвод младшего лейтенанта
    Дмитрий Гаврилович Сергеев (07.03.1922 – 22.06.2000) после окончания Омского пехотного училища в звании младшего лейтенанта воевал на Брянском фронте командиром стрелкового взвода. В составе 1-го Белорусского фронта дошел до Берлина. Был награжден орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».
  • Золотая пилюля
    Ох, и дорого же стало болеть в нашем «социально ориентированном государстве»! Я уж не говорю про «гениально» организованную систему медицинской помощи, когда граждан просто толкают обращаться в платные клиники из-за того, что в государственных не хватает врачей.
  • Тонкий стиль, изысканность манер: к 100-летию Юлии Борисовой
    Юлию Борисову считают настоящей легендой, ослепительной звездой театральной сцены. Таких актеров, как она, единицы, но благодаря их творчеству этот мир становится светлее и добрее. В Борисову были влюблены все ее партнеры, но она ни разу не предала тех, кого любит – ни семью, ни родной театр, которому отдала семьдесят лет своей жизни.
  • За любовь, за женщин, за весну…
    В заботах и делах как-то незаметно пришла весна. А с нею март и праздник, посвященный нашей дорогой и любимой половине человечества – мамам, женам, подругам, сестрам, дочерям… И, конечно же, ее Величеству Любви.
  • Есть женщины в русских селеньях… памяти Риммы Марковой
    К столетию со дня рождения актрисы Риммы Марковой.
  • Россия и Гражданская война
    105 лет назад, 7 марта 1920 года части Красной армии вошли в Иркутск.
  • Жил, как воевал
    Одним из первых наших земляков, вступивших в бой с фашистами, был уроженец Зимы Георгий Александрович Ибятов (1908–1998). Он встретил войну под Брестом, контуженным попал в плен, бежал и сражался в партизанском отряде до конца войны. Ему бы домой, к родным, а воина-победителя в… фильтрационный лагерь. Разобрались, выпустили, реабилитировали и... наградили орденом. Жестокие удары судьбы его не сломили и не озлобили. Сибиряк жил, как воевал, – по чести и совести, став легендой иркутского спорта.