Петербургский храм Спаса на Крови, или Воскресения Христова, любят расшифровывать: здесь и символы, и загадки, и легенды. Даже место, где построен этот храм, таит загадки — именно там, 18 октября 1883 года, был убит император Александр ІІ.
Фото с сайта vsegda-pomnim.com
Легенда о развале СССР
Леса вокруг Спаса на Крови стояли так долго, что стали легендой Санкт-Петербурга, если не его достопримечательностью. И даже вошли в культуру: к примеру, Розенбаум в своей песне «Покажите мне Москву, москвичи...» поет о том, что мечтает снять леса со Спаса на Крови. В народе говорили, полушутя-полусерьезно, что как только уберут эти леса, рухнет весь Советский союз. Удивительно, но в 1991 году леса были разобраны, хотя к ним не прикасались десятилетиями. А в августе 1991 года произошли знаменитые события, положившие конец советской власти в России.
Подводные кресты
Спас На Крови стоит прямо на канале Грибоедова. Для того, чтобы храм мог устоять, и воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на 8 метров.
Этот канал, согласно легенде, сыграл немалую роль в восстановлении собора. Существует рассказ о том, как кресты Спаса на Крови «крестились» водой канала. Говорят, что чтобы спасти их от большевиков, в советское время жители Петербурга спрятали их... на его дно. А когда храм наконец-то стал реставрироваться, то один петербуржец, «случайный прохожий», рассказал команде реставраторов о том, где могут быть кресты, и указал место. Водолазы действительно нашли спрятанные святыни, и те вернулись на свои купола.
Морг и хранилище декораций
Советская власть, как известно, не щадила памятники церковной архитектуры и мозаики. Спас на Крови не был снесен, хотя решение о его разборке и было принято: он проходил в списках как объект, «не представляющий никакой художественно-архитектурной ценности». Говорят, что в стенах уже были просверлены отверстия, приготовлены заряды взрывчатки. Но грянула война, и взрывников отправили на фронт.
Во время войны и Ленинградской блокады в храме находился — не много не мало — районный Дзержинский морг, и храм будто бы во второй раз оправдал свое название — «На Крови». Чуть позже здание арендовал Малый Оперный театр, чтобы устроить там хранилище своих декораций.
Освященная брусчатка
Собор Спаса на Крови, или Воскресения Христова на Крови, построен, как известно, в память о трагической гибели российского императора Александра ІІ. На этом месте 1 марта 1881 года в императора Александра Второго бросил бомбу террорист-народоволец Игнатий Гриневицкий. Свидетельства этих событий хранятся в соборе до сих пор: внутри находятся камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II, плиты тротуара рядом и часть решетки Екатерининского канала.
Не только евангельская символика
Удивительно, но даже пропорции храма Воскресения Христова символичны: высота его центрального сооружения — 81 метр, и это число было выбрано в напоминание о годе гибели государя Александра II – 1881. Второй по выcоте купол — 63 мeтра, символ возрaста убиенного императора. Символика чисел вообще свойственна православию, и ее можно найти также в избранном зодчими количестве куполов и других деталях.
Двадцать красно-гранитных памятных табличек установлены в цоколе храма. На них обозначены деяния императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года. Также на храме можно найти двуглавого орла, а на колокольне — гербы русских городов, губерний и уездов. Крест колокольни Спаса на крови венчает вызолоченная царская корона.
Шедевры
Коллекция мозаик Собора Спаса на Крови в Петербурге — одна из крупнейших в Европе. Мозаиками покрыты более 7 тысяч квадратных метров здания храма, и изготовление этих шедевров задержало окончание работ над храмом и его освящение на десять лет! Среди изготовителей эскизов к мозаикам известнейшие русские мастера — Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин. Мозаичный в Спасе на Крови даже иконостас.
Храм изначально строился как электрифицированный, и освещали его 1689 электроламп. Мозаики в таком освещении должны были смотреться по-особенному. Кроме этого технического новшества — электричества, в храме были и другие, например, в его разноцветные куполa искусно вмонтирована систeма молниeотвода.
Таинственная икона
Правда это или нет, никому не известно, но в связи со Спасом на Крови постоянно говорят о таинственной иконе, находящейся в этом соборе, на которой якобы зашифрованы поворотные для истории России даты: 1917-й — год Октябрьской революции, 1941-й — год начала Великой Отечественной войны, 1953-й — год смерти Иосифа Сталина. Кроме этих дат, на удивительной иконе проступают еще какие-то, пока нечеткие и, возможно, относящиеся к будущему. Существует ли эта икона на самом деле или является выдумкой мистически настроенных граждан, мы не знаем, однако экскурсоводы храма любят рассказывать его посетителям эту историю.
Сейчас храм Спаса на Крови является одним из самых посещаемых мест города города Санкт-Петербурга. Здесь можно, конечно, и мистикой проникнуться, но и просто полюбоваться красивейшим объектом. А многие легенды, кстати, создаются для большего подогрева интереса туристов.
Прозаик и поэт 35-летний Джек Алтаузен стал первым из фронтовых литераторов, награжденных в августе 1941-го орденом Красной Звезды. С началом Великой Отечественной войны Джек Алтаузен – военный корреспондент газет «Боевая красноармейская» 12-й армии Юго-Западного фронта и «Звезда Советов» 6-й армии. На фронт ушли и не вернулись два его брата. Джек Алтаузен погиб 27 мая 1942. Похоронен в братской могиле под Харьковом. Его имя высечено на мемориальной доске в Центральном доме литераторов в Москве.
Слова как приметы времени, отражающие некие новые тенденции и настроения в обществе. Своей коллекцией-2024 делится публицист, политолог, доцент ИГУ Сергей Шмидт.
Почему я вновь и вновь обращаюсь к событиям, которые в моей журналистской судьбе случились много, много лет назад? Что движет автором? – спросите вы. Память – отвечу я. Память и желание напомнить нам всем великие имена, великих творцов. Покинув мир живых, они оставили нам богатейшее наследство. Свой талант, воплощенный в музыке, живописи, поэзии, фильмах… Они заслуживают памяти.
Каждый год приносит круглые даты в мировой и отечественной истории. Даже если не уходить в седую древность и не стремиться охватить необъятное (то есть буквально все, что заслуживает внимания), то в 2025-м можно назвать как минимум три юбилея всероссийского масштаба.
Насколько повысят пенсию в начале 2025 года? Таким вопросом задавались пенсионеры, работавшие раньше в бюджетной сфере. Большинство из них получают пособие по старости на уровне прожиточного минимума, то есть менее 20 тысяч рублей.
Останцы
Так вообще-то принято называть отдельно стоящие высокие скалы, излюбленные кабаргой для отстоя. Но есть и другое толкование. Как-то раз услышал от одного таежника и теперь сам пользуюсь этим словом – оно неплохо подходит для старых горелых пней, часто торчащих в тайге.
Мы продолжаем цикл материалов, посвященных журналистам, писателям и поэтам Приангарья, воевавших в годы Великой Отечественной войны. В боях с фашистской Германией пали более двух тысяч советских журналистов, писателей, поэтов. В скорбном списке пятеро наших земляков. Сегодня мы расскажем об одном из них – Герое Советского Союза Романе Гавриловиче Иванове.
Как быстро всё-таки летит время! И хотя мы говорим не о символистском журнале «Перевал», первый номер которого вышел в 1906 г., и не о литературной группе «Перевал» вековой давности, в которую входили Пришвин, Платонов, Катаев и др., а о нашем ежемесячном выпуске, созданном в 2013 г. Любовью Сухаревской (увы, вскоре ушедшей из жизни; а 27 марта сего года ей могло бы исполниться 75), лёт времени всё равно ощущается остро. В течение года «Перевалом» занимался Владимир Максимов, а в сентябре 2014 г. «эстафету» от него принял Сергей Корбут. Десять лет, 125 выпусков, 220 авторов – арифметика внушительная. Ныне Сергей Владимирович решил уйти в «отставку», сосредоточиться на собственном творчестве. В знак благодарности опытному редактору сегодня обе полосы выпуска отданы в его полное распоряжение.
Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Мои года». Хочу рассказать вам об одном замечательном человеке, живущем в нашем Иркутске. Зовут его Владимир Борисович Ходжаев, ему недавно исполнилось 93 года.
Рождество Христово – великий христианских праздник воспоминаний рождения сына Божьего Иисуса Христа в г. Вифлееме. Православная церковь празднует Рождество Иисуса Христа в ночь с 6 на 7 января по новому стилю, католическая – 25 декабря по старому стилю.
Черный
Он оправдывал свою кличку на все сто: весь, без единого пятнышка, был черным, как уголь. Поджарое красивое тело, широкая мощная грудь. Плоский гладкий лоб, острые небольшие усики и круто закрученный хвост крутым калачом. Большие глаза на черном фоне сурово поблескивали, а мощная шея бодро держала его благородных форм голову. Суровый взгляд глаз был обманчив: собака была покладиста, спокойна, послушна и умна. Ее хозяин, Николай, не сюсюкал с Черным, был ровен в отношениях с ним. Собака его хорошо понимала, слушалась беспрекословно, выполняла команды «лежать», «сидеть», «в машину», «вперед». Умный был пес. Уважение охотников команды он заслужил сразу своей самостоятельностью, незлобивостью, внимательным взглядом суровых глаз, трудолюбием и сообразительностью.
Идеальная мишень
По многочисленным свидетельствам, в последние годы жизни Киров был дружен со Сталиным – часто приезжал в гости, они вместе отдыхали, «гоняли чаи». Сталин даже называл Кирова «братом». Из этого некоторые исследователи делают вывод, что Сталин не мог приказать убить Кирова. Ой ли… Что означала для Сталина дружба и могла ли она стать для него препятствием в такого рода делах? Да, возможно, и Сталину было непросто «отдать» лучшего друга. Но чего не сделаешь ради «укрепления диктатуры пролетариата» и «разгрома троцкистско-фашистских шпионов, диверсантов, вредителей и двурушников», а в переводе на человеческий язык – для укрепления личной власти?
В газете «Мои года» прошла публикация кандидата искусствоведения Тамары Бусаргиной о книге прозы Светланы Михеевой «Каплин дом». Действительно, искусствовед призван увидеть нечто приемлемое во всякой невнятной картине и сделать расшифровку для широкой публики… Я тоже прочла эту повесть, еще в январе этого года, но публикации тогда не сделала. А теперь полагаю, что мой текст стал актуален.