Серьги с самого начала своего изобретения были типично мужским украшением. Только гораздо позднее его позаимствовали у сильной половины человечества дамы. Ношение сережек в древности было не простой прихотью, а значимым действом.
Защита от нечисти
В глубокой древности славяне-язычники верили, что через отверстия человеческого тела из него может вылететь самое сокровенное и трудно поддающееся контролю — душа. И наоборот, в незащищенные ушные раковины способно поникнуть какое-то зло и волшебство подобно тому, как входят в них недобрые слова.
Мужчины прокалывали уши, а затем продевали в проколы серьги, чтобы защититься от всего дурного. Последние выполняли роль оберегов, своеобразной защиты. Это настолько старинное представление, что было распространено еще у древних ассирийцев, а не только у славян.
Показатель социального положения
Вполне естественно, что очень скоро серьги перестали быть просто оберегами, а превратились в символ высокого — или наоборот, низкого — положения человека в социуме. Храбрые воины, которые в древности не только отважно крушили врагов на поле брани, но и разворовывали после этого захваченные города, могли позволить себе очень дорогие и красивые серьги.
Постепенно украшения из драгоценных металлов, инкрустированные жемчугом и драгоценными камнями, стали привилегией высшей знати. На Руси князья, высокопоставленные дружинники и другие богатые люди носили только золотые и серебряные сережки. Простолюдины могли позволить себе медные, оловянные или деревянные украшения такого рода.
У богатых торговцев существовала традиция носить серебряные серьги. Князь, его сыновья и остальные члены княжеского рода носили самые роскошные украшения, инкрустированные рубинами, сапфирами, изумрудами и другими камнями такого плана. Приблизительно в это же время к ним присоединились и женщины, оценившие красоту подвесок, обрамлявших лицо.
Указание на род занятий и родственные связи
Серьги наделялись огромным значением. Помимо защиты от чар и демонстрации достатка семьи они выражали также и принадлежность к определенной профессии. В старину на Руси одну серьгу в ухе носили воины, богатыри. Такой обычай существовал вплоть до XII века. Это одиночное украшение имело название «одинец». Мужчину, который носил одинец, звали «серьгач».
В Древнем Риме одну сережку в ухе носили не воины, а рабы. Спустя века эта традиция прижилась и у пиратов. Гораздо позднее у донских казаков одна серьга в левом ухе у мужчины означала, что он — единственный сын у матери. Если казак носил одну серьгу в правом ухе, все знавшие этот символический язык понимали, что он — последний в роду. Убить такого казака означало прервать целый род.
Дань моде
В Московском царстве мода на ношение сережек мужчинами стала постепенно изживать себя. Совсем не популярными они были в петровские времена. Тогда у высшей знати появилось новое увлечение — пышные надушенные парики, из-под которых сережек вообще не было видно. Приближенные к царскому двору и все, кто мог позволить себе купить такой парик, уши украшать перестали.
Простолюдины, не имевшие денег на парики, продолжали щеголять в сережках. Ношение одной серьги для холопа символизировало его принадлежность хозяину. В елизаветинские времена мода поменялась: стало актуальным носить более короткие парики. Серьги снова заблестели в ушах знати.
Во время царствования Павла I их стали носить военные. Причем, носили они женские сережки, подаренные любимыми дамами. Так красавицы стремились защитить своих мужчин от шальной пули. Украшения в ушах снова стали играть роль талисманов, защитных оберегов.
***
Некоторые современные мужчины тоже носят серьги в ушах (или чаще украшают только одно ухо). Могут также и волосы отрастить, и покрасить их, и прическу «хвостик» соорудить. И вообще очень даже экспериментируют со своей внешностью. Правда иногда так, что вообще трудно понять, что перед вами представитель сильного пола.
Никак я не могу понять: отчего это так все в нашем отечестве происходит? Причем за редким исключением с завидным постоянством. Ну, вот хотя бы на протяжении всей моей уже совсем не короткой – более чем семидесятипятилетней – жизни, что слышим мы от власть имущих разной высоты и ранга занимаемого ими положения одно, а на деле видим совсем другое. Порой совершенно противоположное, ими же самими сказанного о грандиозных или не очень грандиозных планах. Например, по улучшению жизни народа, а вовсе не отдельных его представителей. Ну, тех, что и народом-то уже давно не являются, ибо живут совсем в ином мире и совсем в другом мире. То есть в конечном итоге все получается у нас по присловью Виктора Степановича Черномырдина, человека остроумного и знающего властные структуры не понаслышке, стоявшего во главе российского правительства с 1992 по 1998 год: «Хотели как лучше, а получилось как всегда…»
Удивительное дело – всегда с детства любила собак – разных, больших и маленьких, они были моими друзьями. В разные годы в нашей семье жили-были красивый пудель Барик, мощный лайка Дик, музыкальная дворняжка Лада и изящная кокер-спаниель Бэтти – мы о них вспоминаем часто…
Виктор Секерин был журналист и учёный, писал статьи, книги и – миниатюры в газеты. Так учили раньше на факультетах журналистики, когда вёрстка осуществлялась вручную укладкой в наборную форму отлитых на линотипе, порой ещё тёплых, строк при помощи шила, которым мастерски владел каждый метранпаж, а макеты страниц будущей газеты создавались при помощи линейки-строкомера. Если рядом с большими материалами оставался «воздух», его заполняли «информашками», а на последнюю полосу шли лирические миниатюры. Виктору Секерину они удавались всегда, их можно было найти от газет Выборга, где он проходил студенческую практику, до нового рода газет Читы середины 1990-х.
В 2024 году педагогический институт Иркутского государственного университета отмечает 115 лет со дня основания. За это время в его стенах получили высшее образование десятки тысяч педагогов, работавших в самых различных школах Восточной Сибири. Их готовили преподаватели, о которых помнят выпускники института, и о которых хочется говорить стихами. Большое им спасибо за их благородный труд.
Леонид Борисович продолжал:
– Здесь есть очень теплые и неподдельно искренние куски встречи матери и сына. Это заслуга Саши, хорошего оператора, сумевшего не прозевать, увидеть, снять их с хорошим светом. Есть волнующий рассказ матери, как она лишилась своего малыша. Есть еще не менее емкие фрагменты, но это, в общем-то, гладко, если хотите, почти благостно. А мы делаем фильм о войне, о величайшей трагедии человечества. В эту трагедию попал маленький русский мальчишка, который вырос в Германии немцем. Кажется, маленькая личная трагедия, но на самом деле она гораздо глубже, если хотите, громадная трагедия, принесенная войной.
Читая прозу Ирины Аркадьевны Апарченко, часто хочется сопоставить звучащие в ней мотивы с её же душевными и наполненными глубокими чувствами стихами. Сейчас припомнились такие строки:
Давно замечено, чем сложнее и нестабильнее обстановка в стране, тем активнее и наглее ведут себя всевозможные ведуны, экстрасенсы, целители, маги и прочие представители околонаучных сфер. Именно тогда, в неспокойном 1989 году, появился в эфире Центрального телевидения СССР «маг» и «волшебник» Анатолий Кашпировский.
Сложно сказать, сколько поколений советских людей воспитывалось на книге Николая Островского «Как закалялась сталь». Он смог подобрать такие слова, которые «цепляли» за живое, заставляли по-новому оценивать свои мысли и поступки. Впрочем, большинству молодых людей XXI века его имя мало о чем говорит.
От редакции: Как мы и обещали в прошлом номере, сегодня печатаем произведения победителей первого (августовского) литературного конкурса, организованного газетой «Мои года» и литературной студией «Зеленый трамвай». Напомним, что в победители конкурса отбираются 10 лучших стихотворений и 5 прозаических миниатюр. На этот раз жюри конкурса приняло решение отобрать 9 стихотворений и 6 миниатюр.
По утрам на траве блестит роса, но ранняя свежесть на солнце тает быстро, и лишь из ближайшего леска тянет осенним холодком. А в лужах на садовых дорожках желтые листья напоминают о завершении работ на дачных участках.