НА КАЛЕНДАРЕ

Было раньше и так: носишь бороду – заплати налог

Алексей Филиппов, portal-kultura.ru   
09 Мая 2022 г.

В XVIII веке русский народ стал разделенным. Видимыми маркерами, отделяющими привнесенную, европейскую культуру от традиционной, были европейское платье и бритые щеки. В середине апреля 1722 года, триста лет тому назад, Петр I продолжил свою долгую борьбу с бородами и «русским платьем». На этот раз она была развернута в другую сторону — бороды и зипуны должны были маркировать определенную религиозную группу, раскольников.

Было раньше и так: носишь бороду – заплати налог

«Его Императорское Величество будучи въ Сенатѣ сего Апрѣля.... указалъ подтвердить накрепко старой указъ о бородахъ, чтобъ платили по пятидесять рублей на годъ, и къ тому, чтобъ оные бородачи и раскольщики никакого иного платья не носили какъ старое, а именно: зипунъ съ стоячимъ клеенымъ козыремъ, ферези и однорядку съ лежачимъ ожерельемъ. Только расколыцнкамъ носить у оныхъ козыри краснаго сукна, чего для платья имъ краснымъ цвѣтомъ не носить».

В первой половине XVIII века полковник получал триста рублей в год. В 1747 году за пятьдесят рублей, которые раскольникам каждый год приходилось платить за бороду (а на самом деле за свою веру) можно было купить двух крепостных людей и двух лошадей.

Изменить внешний вид раскольников было невозможно, — на попытки вторгнуться в их жизнь они отвечали коллективными самосожжениями, самозакапываниями и добровольными смертями от голода. С бородами других подданных Петр I обошелся куда круче. За десять лет до этого, в 1705 году, он обложил бороды царедворцев, дворян и чиновников совершенно неподъемным, запретительным ежегодным налогом в шестьсот рублей. Крупные купцы платили сто, мелкие и посадские люди шестьдесят. Крестьян постоянный налог не коснулся, но при въезде и выезде из города с каждой крестьянской бороды брали по две деньги.

Заплатившим налог выдавали специальный знак с изображением бороды и усов и надписью «деньги взяты».

Платить такие деньги не мог никто, дворяне, купцы и посадские люди отказались от бород. Для крестьян серьезным расходом были и четыре деньги: пуд (16,38 килограмма) ржаной муки стоил двадцать копеек. Отправляясь в город, они должны были заплатить пятую часть его стоимости. Пуд ржаной муки в их скудных хозяйствах был очень значим.

Но в город мужики наведывались редко, деревня жила своим, замкнутым миром. От бород крестьяне отказываться не собирались.

Так русский народ стал разделенным, видимыми маркерами традиционной и привнесенной, европейской культуры были европейское платье и бритые щеки и бороды с зипунами. А староверы, к которым власть и после Петра I будет относиться с большим подозрением, оказались выделенными в отдельный, не вполне полноценный класс подданных империи, заметный издали из-за стоячих красных воротников. Они отличались трудолюбием и бережливостью, среди них была развита взаимная поддержка, староверы богатели. В конце XIX века их деньги пришли в промышленность. Историки спорят о том, в какой степени поддержка вышедших из староверов капиталистов революционного движения была связана с гонениями на их веру. Но это аукнулось империи и раньше, — во время пугачевского бунта. Пугачев в 1773 году жаловал тех, кто за ним пошел, «крестом, бородой и вечной волей»: среди составивших основу и самую боеспособную часть его войска яицких казаков было очень много раскольников.

В 1772 году Екатерина II отменила налог на бороды. В купеческом сословии брадобритие после этого не удержалось: описанное Островским и Лейкиным купеческое Замоскворечье, как правило, бородато.

Благородное сословие Российской империи бород не носило. Малое исключение составили славянофилы, в царствование Николая I вызывавшие сильнейшие подозрения властей.

Внешний вид царских подданных был строго регламентирован: усы могли носить только офицеры, чиновники были обязаны гладко бриться. Короткие бакенбарды они могли себе позволить лишь добившись значительного повышения по службе. Бороды реабилитировала Крымская война. Все началось на территории России, но мода пришла к нам из Европы.

Во время осады Севастополя английская армия тяжко страдала зимой: Великобритания была мировой мастерской, пионером в технических инновациях, но логистика и снабжение оказались провалены. Тогда появился кардиган, названная по имени одного из командиров британской кавалерии лорда Кардигана шерстяная кофта — английские военные утеплялись как могли. К тому же они перестали бриться: им было не до этого, а борода хорошо грела.

Когда армия вернулась в Англию, борода стала символом победы, признаком мужской брутальности. Это оказалось по настоящему круто, и новая мода стремительно покорила Европу. В России во времена Александра II борода была признаком здорового либерализма, при бородаче Александре III она стала символом русского духа, под знаком которого прошло это консервативное царствование. Бороду носил и Николай II: она еще была в моде.

В новой, большевистской России она тоже не была редкостью. Бороды украшали начальника Политического управления РККА Яна Гамарника и командарма второго ранга Павла Дыбенко. Это было признаком некоторой свободы, номенклатурной вольности. В конце тридцатых годов бородатый военачальник или крупный партийный работник уже стал невозможен.

После Большого террора бородачей в военной, партийной и государственной элите не осталось, их можно было найти разве что среди академических ученых. Когда в шестидесятые годы, на волне увлечения Хемингуэем, среди молодежи появилась мода на бороды, это казалось нехорошим, опасным признаком. Возглавив Госкомитет по радио и телевещанию при Совете министров СССР в 1970 году, Сергей Лапин запретил мужчинам бороды и брюки женщинам.

Сейчас мода на бороды и небритость то приходит, то уходит. Это стало символом неформального поведения и свободы, а заодно и приверженности традиционным ценностям. Бороду носят и западники-метросексуалы и нео-славянофилы. В наше время за бородой встают самые разные смыслы, но они совпадают в одном — бородачи не хотят быть такими, как все.

И тут впору вспомнить самый первый, английский налог на бороды. Когда те вошли в моду, его, в целях пополнения казны, в 1535 году ввел Генрих VIII. Этот налог просуществовал достаточно долго, со временем правила стали мягче. В конце XVI века, при Елизавете I, приходилось платить не за все бороды. Деньги брали только за те, что отрастали в течение двух недель — возраст бороды фискальные органы определяли на глазок. Убедиться в том, что люди платили, можно взглянув на мужские портреты елизаветинской эпохи: те, кто на них изображен, как правило, бородаты, и их бороды явно старше четырнадцати дней.

За прошедшие с тех пор без малого пятьсот лет положение бородачей определенно изменилось к лучшему. Государства больше не регламентируют внешний вид подданных.

Сейчас мода на бороды все еще процветает. И если бы налог на этот элемент украшательства лица власть брала в наши дни, наверное, объем вливаний в государственную казну был бы существенным. Ведь стоит только оглянуться и обязательно взгляд найдет мужчину с бородой. Бесплатной. Так что украшайте свои лица абсолютно безвозмездно, сильный пол!

На нашем сайте читайте также:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
  • Виктор Евстратенков: «Самое страшное на войне, когда страдают и гибнут дети»
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
  • Май, труд, профсоюзы
    Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
  • Вначале – Манька-Облигация
    К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.
  • Читая Жукова и Манштейна. Война воспоминаний как зеркало эпохи
    Мемуары участников событий – исторический источник, что называется, из первых рук. Впрочем, оборот «что называется» не случаен.
  • Тарифы «от Рыжика»
    Дональд Трамп, мировая экономика и жизнь в России.
  • «Самая страшная картина детства – казнь партизан»
    Узник фашистских концлагерей Плотников Алексей Семенович.
  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.