НА КАЛЕНДАРЕ

Было раньше и так: носишь бороду – заплати налог

Алексей Филиппов, portal-kultura.ru   
09 Мая 2022 г.

В XVIII веке русский народ стал разделенным. Видимыми маркерами, отделяющими привнесенную, европейскую культуру от традиционной, были европейское платье и бритые щеки. В середине апреля 1722 года, триста лет тому назад, Петр I продолжил свою долгую борьбу с бородами и «русским платьем». На этот раз она была развернута в другую сторону — бороды и зипуны должны были маркировать определенную религиозную группу, раскольников.

Было раньше и так: носишь бороду – заплати налог

«Его Императорское Величество будучи въ Сенатѣ сего Апрѣля.... указалъ подтвердить накрепко старой указъ о бородахъ, чтобъ платили по пятидесять рублей на годъ, и къ тому, чтобъ оные бородачи и раскольщики никакого иного платья не носили какъ старое, а именно: зипунъ съ стоячимъ клеенымъ козыремъ, ферези и однорядку съ лежачимъ ожерельемъ. Только расколыцнкамъ носить у оныхъ козыри краснаго сукна, чего для платья имъ краснымъ цвѣтомъ не носить».

В первой половине XVIII века полковник получал триста рублей в год. В 1747 году за пятьдесят рублей, которые раскольникам каждый год приходилось платить за бороду (а на самом деле за свою веру) можно было купить двух крепостных людей и двух лошадей.

Изменить внешний вид раскольников было невозможно, — на попытки вторгнуться в их жизнь они отвечали коллективными самосожжениями, самозакапываниями и добровольными смертями от голода. С бородами других подданных Петр I обошелся куда круче. За десять лет до этого, в 1705 году, он обложил бороды царедворцев, дворян и чиновников совершенно неподъемным, запретительным ежегодным налогом в шестьсот рублей. Крупные купцы платили сто, мелкие и посадские люди шестьдесят. Крестьян постоянный налог не коснулся, но при въезде и выезде из города с каждой крестьянской бороды брали по две деньги.

Заплатившим налог выдавали специальный знак с изображением бороды и усов и надписью «деньги взяты».

Платить такие деньги не мог никто, дворяне, купцы и посадские люди отказались от бород. Для крестьян серьезным расходом были и четыре деньги: пуд (16,38 килограмма) ржаной муки стоил двадцать копеек. Отправляясь в город, они должны были заплатить пятую часть его стоимости. Пуд ржаной муки в их скудных хозяйствах был очень значим.

Но в город мужики наведывались редко, деревня жила своим, замкнутым миром. От бород крестьяне отказываться не собирались.

Так русский народ стал разделенным, видимыми маркерами традиционной и привнесенной, европейской культуры были европейское платье и бритые щеки и бороды с зипунами. А староверы, к которым власть и после Петра I будет относиться с большим подозрением, оказались выделенными в отдельный, не вполне полноценный класс подданных империи, заметный издали из-за стоячих красных воротников. Они отличались трудолюбием и бережливостью, среди них была развита взаимная поддержка, староверы богатели. В конце XIX века их деньги пришли в промышленность. Историки спорят о том, в какой степени поддержка вышедших из староверов капиталистов революционного движения была связана с гонениями на их веру. Но это аукнулось империи и раньше, — во время пугачевского бунта. Пугачев в 1773 году жаловал тех, кто за ним пошел, «крестом, бородой и вечной волей»: среди составивших основу и самую боеспособную часть его войска яицких казаков было очень много раскольников.

В 1772 году Екатерина II отменила налог на бороды. В купеческом сословии брадобритие после этого не удержалось: описанное Островским и Лейкиным купеческое Замоскворечье, как правило, бородато.

Благородное сословие Российской империи бород не носило. Малое исключение составили славянофилы, в царствование Николая I вызывавшие сильнейшие подозрения властей.

Внешний вид царских подданных был строго регламентирован: усы могли носить только офицеры, чиновники были обязаны гладко бриться. Короткие бакенбарды они могли себе позволить лишь добившись значительного повышения по службе. Бороды реабилитировала Крымская война. Все началось на территории России, но мода пришла к нам из Европы.

Во время осады Севастополя английская армия тяжко страдала зимой: Великобритания была мировой мастерской, пионером в технических инновациях, но логистика и снабжение оказались провалены. Тогда появился кардиган, названная по имени одного из командиров британской кавалерии лорда Кардигана шерстяная кофта — английские военные утеплялись как могли. К тому же они перестали бриться: им было не до этого, а борода хорошо грела.

Когда армия вернулась в Англию, борода стала символом победы, признаком мужской брутальности. Это оказалось по настоящему круто, и новая мода стремительно покорила Европу. В России во времена Александра II борода была признаком здорового либерализма, при бородаче Александре III она стала символом русского духа, под знаком которого прошло это консервативное царствование. Бороду носил и Николай II: она еще была в моде.

В новой, большевистской России она тоже не была редкостью. Бороды украшали начальника Политического управления РККА Яна Гамарника и командарма второго ранга Павла Дыбенко. Это было признаком некоторой свободы, номенклатурной вольности. В конце тридцатых годов бородатый военачальник или крупный партийный работник уже стал невозможен.

После Большого террора бородачей в военной, партийной и государственной элите не осталось, их можно было найти разве что среди академических ученых. Когда в шестидесятые годы, на волне увлечения Хемингуэем, среди молодежи появилась мода на бороды, это казалось нехорошим, опасным признаком. Возглавив Госкомитет по радио и телевещанию при Совете министров СССР в 1970 году, Сергей Лапин запретил мужчинам бороды и брюки женщинам.

Сейчас мода на бороды и небритость то приходит, то уходит. Это стало символом неформального поведения и свободы, а заодно и приверженности традиционным ценностям. Бороду носят и западники-метросексуалы и нео-славянофилы. В наше время за бородой встают самые разные смыслы, но они совпадают в одном — бородачи не хотят быть такими, как все.

И тут впору вспомнить самый первый, английский налог на бороды. Когда те вошли в моду, его, в целях пополнения казны, в 1535 году ввел Генрих VIII. Этот налог просуществовал достаточно долго, со временем правила стали мягче. В конце XVI века, при Елизавете I, приходилось платить не за все бороды. Деньги брали только за те, что отрастали в течение двух недель — возраст бороды фискальные органы определяли на глазок. Убедиться в том, что люди платили, можно взглянув на мужские портреты елизаветинской эпохи: те, кто на них изображен, как правило, бородаты, и их бороды явно старше четырнадцати дней.

За прошедшие с тех пор без малого пятьсот лет положение бородачей определенно изменилось к лучшему. Государства больше не регламентируют внешний вид подданных.

Сейчас мода на бороды все еще процветает. И если бы налог на этот элемент украшательства лица власть брала в наши дни, наверное, объем вливаний в государственную казну был бы существенным. Ведь стоит только оглянуться и обязательно взгляд найдет мужчину с бородой. Бесплатной. Так что украшайте свои лица абсолютно безвозмездно, сильный пол!

На нашем сайте читайте также:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.