НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-04-24-12-41-05
Дональд Трамп, мировая экономика и жизнь в России.
2025-04-21-10-26-06
Мемуары участников событий – исторический источник, что называется, из первых рук. Впрочем, оборот «что называется» не случаен.
2025-04-21-09-47-30
К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.
2025-04-29-08-41-45
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя...
2025-04-29-09-05-53
Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то...

"Всесоюзная бабушка" Крупская: метания и находки, ошибки и заслуги

25 Февраля 2019 г.

krupskaia nadezhda 845

Она числилась в «малом советском пантеоне» наряду с Луначарским, Калининым, Семашко... Считалась одним из главных борцов со старорежимными пережитками в образовании, вдохновителем и организатором пионерии, а также — для самых маленьких — символом особого «ленинского» гуманизма и детолюбия. На волне перестроечной истерии эту женщину, тянувшую нелегкую лямку супруги вождя, а потом и его вдовы, всячески высмеивали в прессе, сводя ее профессиональную деятельность к отрицательным величинам. Накануне 150-летия со дня рождения Надежды Константиновны Крупской мы попытались спокойно проанализировать ее значение для отечественной педагогики.

krupskay nad 90

Говоря о Крупской, как, впрочем, и о других большевиках, после революции наделенных сколь-нибудь значительными полномочиями, весьма непросто отделить привнесенные ими разрушительные, сектантско-догматические начала от их же собственных созидательных, государственнических устремлений. Хотя Крупская всегда оставалась в тени Владимира Ильича, пустым местом ее точно не назовешь — неглупая, образованная женщина с выраженной склонностью к педагогической деятельности.

Задолго до революции она печаталась в журнале «Свободное воспитание», а в 1915 году написала книгу «Народное образование и демократия». Уже в декабре 1917-го Надежда Константиновна возглавила Внешкольный отдел (с 1920-го — Главполитпросвет) в Наркомате просвещения. На этом посту Крупская стала заметным участником разгрома дореволюционной школы. Кроме того, занималась внедрением «самоорганизации учащихся», принципов политехнизма в качестве сквозного трудового воспитания, классового подхода в подборе учителей. Наконец, продвигала серьезнейшее сужение линейки гуманитарных предметов. С другой стороны, нельзя не упомянуть роль Крупской в успешной кампании по ликвидации безграмотности, созданию системы детских садов, яслей, пионерлагерей. Но не навеяны ли достижения «всесоюзной бабушки» партийными мифами? С этим категорически не согласна Елена Леванова, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ.

— Крупская внесла ощутимый вклад именно как исследователь, ученый, — считает Леванова. — Гимназию она окончила на «отлично», училась, пусть и не до конца, на Бестужевских курсах, преподавала в вечерней школе, активно занималась самообразованием. В частности, прочла многих зарубежных классиков педагогики, ценила нашего гения — Константина Ушинского. В труде «Народное образование и демократия» Крупская поднимает вопрос о воспитании «нового человека» на основе мирового педагогического опыта, не прибегая к марксистской терминологии. Она пишет, что образование должно быть связано с этапами развития ребенка, с окружающей жизнью. То есть ее новаторские взгляды как педагога сформировались задолго до революции, а последняя лишь дала возможность применить их на практике.

Но разве Крупская не нагружала сверх всякой меры детско-юношеские массы сплошной идеологией? Леванова убеждена, что это не совсем так.

— Жена Ленина и не могла по-иному. И тем не менее сводить всю деятельность Надежды Константиновны к некоему начетничеству неверно. Думаю, она состоялась — и как педагог, и как организатор.

— Прежде всего, надо отметить ценность ее подхода к личности ученика, — подтверждает кандидат исторических наук, доцент Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина Михаил Юдин. — Крупская придавала этому очень большое значение, говорила об индивидуальности каждого ребенка, о том, что необходимо «индивидуализировать задания»: учитывать пробелы, более сильных ребят обучать углубленно, поддерживать таланты. Руководя внешкольным отделом Наркомпроса, Надежда Константиновна, по сути, выступила строителем внешкольного образования в масштабах всей страны. Разработала теорию коллективного воспитания и пионерского движения. Причем настаивала на организации «самих детей, а не для детей» — они должны научиться самоорганизовываться. Да, в теоретической области каких-то серьезных идей у Крупской нет. Но ее роль в отечественной и советской педагогике существенна, в первую очередь, в плане формирования человека-коллективиста.

2602 krupskay

А насколько справедливо мнение, что Крупская является «родительницей» советской пионерии? «Одной из главных «родительниц», — уточняет Елена Леванова. Название придумал Иннокентий Жуков — скульптор, педагог-новатор и видный деятель российского скаутского движения. Он же предложил знаменитый салют «Будь готов! — Всегда готов!», алый галстук и прочие заграничные фишки, адаптированные к советской действительности.

— Но пионерия во многом обязана Крупской, — уверяет Леванова. — Она поняла, что организационные принципы скаутов служат объективным отражением возраста — свойственных подросткам поведенческих моделей. И способствовала органичному слиянию последних с идеалами коммунизма. Именно общепедагогические находки и наблюдения Крупской позволили пионерской организации просуществовать так долго.

Не слишком ли елейный образ Надежды Константиновны — доброй «всесоюзной бабушки» — вырисовывается?

— Она была — живой человек со своими ошибками, — признает Леванова. — Не поняла системы воспитания Антона Макаренко. А еще называла «буржуазной мутью» сказку Корнея Чуковского «Крокодил»...

  • Добавим сюда, что ошибками и язык не поворачивается назвать то, что творилось с российской школой в 1920-е: предметность уроков смешалась, школьники, отобранные по классовости происхождения, объединившись в «учкомы», могли третировать учителей — «шкрабов», решать, что учить, а что нет. За всем этим стоял Наркомпрос, намеренный решительно покончить со старой «буржуазной» школой. И хотя Крупская спорила в деталях с наркомом просвещения Анатолием Луначарским, в главном они сходились. С их экспериментами Сталин покончил лишь в 1931-м, когда ЦК ВКП(б) принял постановление «О начальной и средней школе»: оно возвращало основные организационные нормы дореволюционного образования. После этого Крупскую фактически отстранили от Наркомпроса.

— И все-таки теоретические построения Надежды Константиновны по формированию детского коллектива и социализации ребенка нам еще пригодятся, — обещает Михаил Юдин. — А, скажем, ее принципы «трудового воспитания» ныне претворились в установку «ранней профориентации ученика». То есть наследие Крупской сейчас востребовано.

Спрашивается, почему же супруга Владимира Ильича не восприняла идей Макаренко? Он ведь тоже ставил трудовое воспитание во главу угла?

— Подходы у коллег были единые: самоорганизация учащихся, внимание к их индивидуальным особенностям, воспитание коллективизма, — отвечает Юдин. — Однако Крупская полагала, что это все должно работать на государство и общество, а Макаренко считал ключевой целью развитие самой личности ребенка. Например, знаменитый хозрасчет, введенный Макаренко в коммунах, был неприемлем для Крупской, поскольку сохранял капиталистическую мотивацию труда...

Постсоветские публицисты нередко обвиняли ленинскую вдову в драконовской чистке библиотек.

— Действительно, с 1920-го по 1930-й Крупская руководила Главполитпросветом РСФСР, который выдавал рекомендации к изъятию из обращения вредной литературы, — подтверждает собеседник «Культуры». — Но изымались не только идеологически недопустимые книги, а еще и произведения «порнографического характера». Вместе с тем известен случай, когда Крупская отвергла подготовленный подчиненными «запретительный список», содержащий творения Платона и других античных мыслителей.

В общем, по мнению Юдина, ответить на вопрос, что все-таки преобладало в профессиональной практике Крупской, разрушение или созидание, нельзя, оставаясь вне рамок исторического контекста.

— Накануне потрясений 1917-го резко упал авторитет государственной власти, и Русской православной церкви, увы, также, — рассуждает историк. — Начались поиски нового в искусстве, поэзии, культуре, педагогике. Различные свежие подходы были востребованы временем: какие-то из них несли благо, другие — нет. Отказ от христианской морали и духовных ценностей? Конечно, плохо. Распространение идей равенства, справедливости, коллективизма? Разве не прекрасно? Но и то, что гипертрофированные левые идеи признавались единственно верными и насаждались насильно, мы никак не можем признать делом хорошим. Как и фактический отказ от тысячелетней отечественной истории и классической литературы или же осуждение народных сказок, как «буржуазных». Но сегодня, справедливо не желая повторения подобных извращений, не стоит и тотально отбрасывать все полезное, что было наработано в те грозные годы — в частности в педагогике и конкретно — Надеждой Константиновной Крупской.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
  • Виктор Евстратенков: «Самое страшное на войне, когда страдают и гибнут дети»
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
  • Май, труд, профсоюзы
    Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
  • Вначале – Манька-Облигация
    К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.
  • Читая Жукова и Манштейна. Война воспоминаний как зеркало эпохи
    Мемуары участников событий – исторический источник, что называется, из первых рук. Впрочем, оборот «что называется» не случаен.
  • Тарифы «от Рыжика»
    Дональд Трамп, мировая экономика и жизнь в России.
  • «Самая страшная картина детства – казнь партизан»
    Узник фашистских концлагерей Плотников Алексей Семенович.
  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.