«В небесах мы летали одних...» |
21 Марта 2014 г. |
Помните, как проникновенно пел Марк Бернес? Помним. И не только песню. «Я волнуюсь, заслышав Иркутянин Виктор Михайлович Лесиков во время Великой Отечественной войны часто бывал в штабе эскадрильи «Нормандия», которую возглавлял майор Жан Луи Тюлян. Лесиков встречался с Марселем, Дюраном и другими французскими лётчиками, отважно сражавшимися против фашистов вместе с нашими пилотами, среди которых были иркутяне – выпускники ИВАТУ. Из воспоминаний Виктора Михайловича: «Эскадрилья «Нормандия» прибыла в нашу страну в конце ноября 1942 года. Среди них были лётчики, имевшие победы в небе Африки, Ливии, Франции. На груди тёмно-золотистые значки с двумя львами – герб провинции Нормандия. Боевую подготовку французские лётчики проходили в городе Иванове под руководством инструктора Петра Дрозенкова на истребителе ЯК-1. Они рвались в бой с фашистами и быстро овладели программой подготовки. В марте 1942 года Тюлян и Литольф, вступив в воздушный бой с шестью фашистскими истребителями, сбили три, а остальные успели скрыться. Так французские добровольцы открыли счёт по уничтожению гитлеровских стервятников над советской землёй. Сопровождая 261 бомбардировочный полк, истребители «Нормандия» не допустили атаки фашистских истребителей. Лётчики Прециози и Дюран сбили двух фашистов. Остальных разогнали другие. В полку все восхищались чётким выполнением французами фигур высшего пилотажа – верного залога боевых удач. Наши говорили: «Французы умеют отлично летать и храбро драться». «Здорово бьют русские бошей», – говорили французы. Бошами они называли фашистов. В полку постоянно повторялись воспоминания о бесстрашном однополчанине Иване Трояне. Его самолёт был подбит зенитным огнём. Он сел на их территории. Сам, раненый в ногу, скрылся в лесу, где встретился с партизанами, переправившими его через линию фронта. После лечения в госпитале прибыл в свой полк с ампутированной ступнёй. Снова стал летать, и вскоре к счёту ранее сбитых самолётов дополнил ещё 10. По соседству базировался авиационный корпус, в котором с ампутированными ногами летал Алексей Маресьев. Французские лётчики были восхищены, когда узнали о подвигах старших лейтенантов Алексея Петровича Маресьева и Ивана Степановича Трояна. Французы Тюлян, Лефевр, Дюран, с которыми мне часто приходилось встречаться, восхищались подвигами наших солдат, разгромивших фашистскую группировку между Волгой и Доном. Они интересовались жизнью и бытом наших земляков в Сибири и Забайкалье. Получая известия с родины, они подолгу были подавлены грустью. Каждый из наших авиаторов старался чем-то отвлечь их от горькой печали о родных, находящихся в фашистской неволе. И они это высоко ценили. Жан Тюлян говорил: «Здесь, в России идёт настоящая борьба с германским фашизмом, именно здесь решается судьба Второй мировой войны». С 1944 года «Нормандия» взаимодействовала с 18-м гвардейским истребительным полком, в котором сражалось много сибиряков и забайкальцев. Ими командовал выросший от подполковника до генерал-майора авиации Алексей Евгеньевич Голубов. Лётчики этого полка к концу войны произвели 12 тысяч 638 боевых вылетов, сбили 427 самолётов врага. Их мастера воздушного боя Алексей Голубов, Сергей Сибирин, Николай Пинчук, Владимир Барсуков, Николай Даниленко, Виталий Балендин были удостоены высокого звания Героев Советского Союза. Ветераны этого полка Евгений Шаглаев, Дмитрий Зотов, Евгений Стулев, Ренат Меркушев, Пётр Белоглазов – выпускники ИВАТУ. В мае 1943 года лётчики «Нормандия» в составе наших воздушных соединений участвовали в боевой операции по уничтожению фашистской авиации на аэродромах. За три дня уничтожили 501 самолёт, взорван склад авиабомб. В июле 1943 года начался штурм мощной немецкой группировки под Курском и Белгородом. В этой группировке наряду со скоплением живой силы и техники враг сосредоточил 2 тысячи боевых самолётов. Наши соединения получили модернизированные бомбардировщики, штурмовики, истребители. Французские добровольцы восприняли это с большой признательностью. К этому времени «Нормандия» пополнилась вновь прибывшими лётчиками. В дни прорыва обороны врага на Курской дуге лётчики полков 303 дивизии выполняли ежедневно по 5–8 боевых вылетов. 14 июля Литольф, Пуяд, Дюран, Костелэн сбили 7 смертоносцев, объявив это подарком празднику – дню 14 июля 1789 года. 16 июля над деревнями Крутицы и Хатынец Тюлян, Литольф, Леон, Костелэн, Барнавон сбили два бомбардировщика и обратили в бегство большую группу истребителей. В этом воздушном бою погибли Костелэн, Бармавон и капитан Литольф, любимец всех, кто его знал. 17 июля Жан Тюлян поднял в воздух всю свою «Нормандию». Она сопровождала штурмовиков ИЛ-2, которые подожгли колонну фашистских танков и автомобилей. «Нормандия» вступила в бой с истребителями, в три раза превышающими её силы. Немцы сбили Богена, Вермейля. Храбро дрался Тюлян, смертельно раненый, он сбил истребитель врага и погиб сам. Не стало верного сына Франции, большого друга Советского Союза. Во главе эскадрильи стал майор Пьер Пуйяд. За образцовое выполнение боевых заданий первыми награждены советскими орденами французские лётчики: Жан Тюлян, Альбер Литольф, Альбер Дюран, Марсель Лефевр, Луи Дюпра. В сентябре французских механиков заменили наши авиационные специалисты. В их составе были иркутяне сержанты Кузнецов и Быков. Эскадрилья была преобразована в 1-й отдельный истребительный авиаполк «Нормандия». Боевая дружба французских и наших авиаторов укреплялась взаимовыручкой. Лётчик Николай Пинчук, таранив немецкий бомбардировщик, покинул свой самолёт на парашюте. На него устремились два истребителя врага. Альбер Дюран вступил с ними в бой и спас жизнь Пинчуку. В этот же день лётчики полка «Нормандия» Дюран, Риссо, Матис во взаимодействии с нашими лётчиками сбили три немецких бомбардировщика. Огнём зенитной артиллерии был сбит француз Эмоне и лётчик 523 полка Якубов. Они приземлились на парашютах около немецких окопов. Раненый Эмоне истекал кровью. Якубов, пренебрегая опасностью, вынес его в расположение своих. Следуя примеру советских людей в тылу, добровольно собравших с 1943 по 1945 годы средства на постройку для фронта 2565 самолётов, французские лётчики также внесли в фонд обороны 82 000 рублей. Тяжёлой скорбью охватило всех сообщение о смерти от ранений в московском госпитале Марселя Лефевра. Не стало бесстрашного лётчика, сбившего лично 16 самолётов. Он похоронен в Москве на Введенском кладбище. Содружество французских лётчиков и наших авиамехаников переходило в боевое братство. Этим особенно отличались Де Сейн и Володя Белозуб. Полк «Нормандия» перелетал на аэродром в Литву. Володя решил перелететь вместе с Де Сейном. В небе повредился бензопровод. Пары бензина закрыли видимость лётчику, он пошёл на посадку. Приближалась неизбежная катастрофа. Де Сейну с земли подавали команды: «Прыгайте с парашютом». Он отвечал: «У меня за спиной Володя Белозуб без парашюта». Лётчик настойчиво пытался посадить самолёт. До земли – считанные метры. Последовал удар, взрыв... 22 октября наши войска полностью очистили от противника правый берег реки Неман. 1-отдельный истребительный авиаполк «Нормандия» в этих боях только за октябрь совершил 1060 боевых вылетов и сбил 110 фашистских самолётов. Полку приказом Верховного главнокомандующего 28 октября 1944 года присвоено наименование «Неманский». В печати и документах указывалось сокращённо «Нормандия-Неман». С этим названием полк вошёл в историю Второй мировой войны. Весть о полной капитуляции Германии в Восточную Пруссию пришла утром 9 мая 1945 года. Громкие крики «Ура! Победа!», «Вива ля русс!» – кричали французы. «Ура, комрад!» – отвечали русские. О боевых подвигах говорят награды на знамени полка: Боевого Красного Знамени, Александра Невского, Почётного легиона, Крест освобождения, Крест войны с шестью пальцами, военная медаль. 96 французских лётчиков награждены 112-ю боевыми орденами Советского Союза, многие – орденами и медалями Франции. Четверо отважных сынов французского народа: Марсель Лефевр (посмертно), Марсель Альбер, Ролан де ля Пуап, Жак Андре удостоены звания Героев Советского Союза. В боях с немецко-фашистскими захватчиками в составе советских войск героически погибло 42 французских лётчика-добровольца. 14 июня 1945 года лётчики полка «Нормандия-Неман» на своих самолётах взяли курс на родину. 16 июня на аэродроме Штуттгарт их встречали соотечественники. В этот же день они приземлились в Париже на аэродроме Ле Бурже.
Тэги: |
|