НА КАЛЕНДАРЕ

Вселенная звука: непревзойденный Бах

По инф. biographe.ru   
18 Апреля 2025 г.

Исполнилось 340 лет со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха.

Вселенная звука: непревзойденный Бах

Рубрика «Кумиры», как правило, посвящена отечественным – российским и советским – знаменитостям. Но если «как правило», то бывают исключения. И одним из них, без сомнения, является Бах. Его творческое наследие широко и ярко представлено в творчестве исполнителей и композиторов нашей страны, включая иркутских представителей органной музыки. А концерты, посвященные юбилею маэстро, продолжаются в столице Прибайкалья до сих пор.

Он был одним из величайших композиторов не только XVIII века, но и за всю историю человечества. Как и многие талантливые личности, Бах как творец органной музыки не получил широкой известности при жизни, его творчество стало популярным только спустя сто лет после смерти. Первым его произведение исполнил Феликс Мендельсон, и это были непревзойденные «Страсти по Матфею». «Не ручей! – Море должно быть ему имя», – это слова Бетховена о Бахе.

Иоганн Себастьян Бах родился 31 марта 1685 года в немецком городе Эйзенах. Он был самым младшим из восьми детей Иоганна Амброзиуса Баха, профессионально занимавшегося музыкой. Отец Иоганна виртуозно владел скрипкой, играл на ней в церкви, а также был организатором светских концертов. Именно он стал первым учителем для самого младшего из своих сыновей. Отец отвел его в церковный хор, и не мог нарадоваться, глядя на его успехи и на рвение к познанию музыки.

После смерти матери и, через год, – отца Иоганн Себастьян оказался на попечении самого старшего из братьев – Иоганна Кристофа, который служил в церкви органистом и учил музыке детей. С помощью старшего брата Бах осилил орган и клавир. После окончания гимназии Баха взяли в придворные музыканты. Он оказался в капелле герцога Иоганна Эрнста, и в это время к нему пришла первая известность. Однако через полгода Баха уже не радовала его работа, ему хотелось дальнейшего творческого развития. Поэтому когда его пригласили стать придворным органистом в храме Святого Бонифация в Арнштадте, он согласился, не раздумывая.

Именно это пребывание в Арнштадте положило начало музыкальному наследию Баха. За три года, которые он прожил в этом городе, он стал автором более тридцати произведений для органа – кантат, каприччио, сюит. Однако молодой композитор не сошелся с местными властями, поэтому вскоре уехал из города. Он переезжает в Мюльхаузен и устраивается органистом в собор Святого Власия. В это время он создает кантату «Господь – мой царь», которая была приурочена новому консулу, вступавшему на должность. В этом городе Бах оставался на протяжении года, потом его душе снова захотелось перемен и он переезжает в Веймар. В 1708-м он стал придворным органистом и жил по соседству с дворцом герцога.

Годы проживания в Веймаре не прошли даром. Себастьян стал автором нескольких десятков произведений для оркестра и клавира, услышал музыку Корелли и Вивальди, начал работать с гармоническими схемами и динамичными ритмами. Именно в Веймаре Бах написал хоральные органные прелюдии, вошедшие потом в сборник под названием «Органная книжечка». В это же время выходит и его органная «Токката и фуга ре-минор», «Пассакалья до-минор» и еще два десятка духовных кантат.

Осенью 1717 года Бах снова засобирался в путь. Он не мог долго оставаться на одном месте, и герцогу ничего не оставалось делать, как отпустить его, но выразить крайнее недовольство. Бах поступил на службу капельмейстером к князю Ангальт-Кетенскому. За время своего пребывания на службе у князя, Иоганн Себастьян стал автором шести виолончельных сюит, Английской и Французской клавирных сюит, трех скрипичных сонат. Именно «кеттенскому» периоду принадлежит создание «Бранденбургских концертов» и цикла «Хорошо темперированный клавир», включавший в себя сорок восемь разных произведений.

В 1723-м судьба привела Баха в Лейпциг, где он получил работу кантора в хоре Святого Фомы. Этим же годом датировано и одно из самых известных его произведений – «Страсти по Иоанну». Прошло немного времени, и Баха назначают «музыкальным директором» во всех городских церквях. Так называемый лейпцигский период длился шесть лет, и за это время выходят пять циклов кантат.

Чтобы как-то расширить свой репертуар, Себастьян пишет много светской музыки. В 1729 году Бах получает новое назначение. Теперь в его распоряжении Музыкальная коллегия – светский ансамбль, основателем которого стал близкий друг Себастьяна. В течение целого года, два раза в неделю, ансамбль выступал с концертами перед посетителями кофейни, расположенной недалеко от рыночной площади. Особо хочется отметить шутливую «Кофейную кантату», веселую «Крестьянскую кантату», пьесы для клавира и виолончельные концерты. Именно этим периодом датируется написание непревзойденной «Месса си минор», ставшей лучшей среди всех известных хоровых произведений.

Вскоре Бах представил свои новые музыкальные изыскания – «Страсти по Матфею» и «Высокая месса си-минор». В награду за это он становится королевско-польским и саксонским придворным композитором.

В 1747-м Бах получил приглашение от прусского короля Фридриха II. Король решил убедиться, действительно ли перед ним великий автор импровизаций, и предложил ему написать музыку к предложенной музыкальной теме. За короткий промежуток времени трехголосная фуга была готова, что несказанно удивило короля.

Последние десять лет жизни Баха прошли в некотором забвении его славы. В моду вошел классицизм, и, по мнению современников, музыка Иоганна Себастьяна была признана старомодной. Однако его последователи так не считали, они выросли на его произведениях, и он был для них непререкаемым авторитетом. Ему поклонялись Бетховен и Моцарт.

Будучи в преклонном возрасте, Бах наслаждался общением с родными, которые были для него настоящей поддержкой и отрадой. Для близких он писал музыку, устраивал различные концерты, в которых принимала участие его жена. Анна очень красиво пела своим сопрано, подросшие сыновья аккомпанировали матери.

Местом упокоения великого композитора, умершего в 65 лет, стало церковное кладбище в Лейпциге. В годы Второй мировой войны храм разрушился под немецкими бомбами, однако прах композитора не пострадал. Его нашли и в 1949-м снова перезахоронили. На этот раз местом его погребения стал алтарь церкви Святого Фомы.

По инф. biographe.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!