НА КАЛЕНДАРЕ

Вначале – Манька-Облигация

По инф. biographe.ru   
26 Апреля 2025 г.

К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.

Вначале – Манька-Облигация

Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная»

Обычно слава к артистам приходит после исполнения ключевых ролей, но Лариса Удовиченко стала популярной и всенародно любимой после небольшой второстепенной роли. Это была Манька-Облигация из сериала «Место встречи изменить нельзя» с Жегловым и Шараповым.

Родилась Лариса Удовиченко 29 апреля 1955 года в Вене, в семье военного врача Ивана Удовиченко и домохозяйки Музы Удовиченко. Отец Ларисы был украинцем из небольшой деревеньки Будылка под Сумами. В его послужном списке значатся Халхин-Гол, финская война и долгие годы Великой Отечественной, которую он закончил в Берлине. После того, как служба отца в Австрии закончилась, семья после долгих поездок по стране поселилась в Одессе. Ларисе тогда было семь лет.

Кино привлекало Ларису с ранних лет. Она начала ходить на художественную гимнастику и параллельно занималась в школьном драмкружке. Потом была народная студия актера, которую Лариса посещала на протяжении трех лет. Она долго колебалась между спортом и театром, но перед самыми выпускными экзаменами твердо решила идти в артистки. Занятия в студии все-таки сыграли свою роль в выборе жизненного пути. Дело в том, что учеников студии часто приглашали в кино – для массовок. Однажды Лариса попалась на глаза режиссеру Александру Павловскому, и он решил доверить пятнадцатилетней школьнице роль Людмилочки в картине «Счастливый Кукушкин». Эта лента стала стартом кинематографической биографии Ларисы Удовиченко.

Спустя два года Удовиченко снова попала на съемочную площадку. Ее позвали на роль в эпизоде картины «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Роль была настолько крошечной, что во время монтажа просто «затерялась». После этого юная актриса засветилась в ленте «Юлька», где стала подружкой центральной героини.

После окончания школы Лариса уехала в столицу и пыталась поступить во все театральные вузы. Удача улыбнулась ей во ВГИКе. Первой заметной работой Ларисы Удовиченко стала картина «Дочки-матери», которую сняли ее наставники Сергей Герасимов и Тамара Макарова. Они были не только режиссерами, но и исполнителями основных ролей. Лариса тогда была на втором курсе и успешно перевоплотилась в легкомысленную Галю, дочь главных героев.

Диплом об окончании ВГИКа Удовиченко получила в 1976-м и сразу же снялась в четырех проектах. После картин «Трын-трава» и «Красное и черное», ее стали узнавать.

В 1978-м Лариса засветилась в ленте «И это все о нем» по сценарию Виля Липатова. И снова молодой актрисе повезло находиться на съемочной площадке с прославленными актерами. Ларисе досталась роль Людмилы Гасиловой, ключевую роль исполнил Игорь Костолевский.

Всесоюзная слава и какая-то невероятная зрительская любовь пришли к Удовиченко после проката сериала «Место встречи изменить нельзя», который снял Станислав Говорухин. Ларисе сразу предложили сыграть милиционера Синичкину, но она не захотела. Этот образ показался актрисе неинтересным. Лариса попросила Говорухина дать ей роль Маньки, чем очень удивила прославленного режиссера. Он немного подумал и согласился.

Лариса стала Манькой-Облигацией и доказала всем, что может играть самые разноплановые образы. Удовиченко сама придумала разыграть эту сцену с написанием облигация или аблигация, ее в сценарии не было. Но режиссеру понравилась задумка, и он дал согласие на съемки в таком виде. После первого же проката Лариса узнала, что такое настоящая слава.

В 1979-м вышла еще одна картина, которую очень тепло приняли зрители. Это была лента «В моей смерти прошу винить Клаву К.», в которой актриса сыграла в ярком эпизоде.

Через некоторое время Удовиченко получила роль сестры ключевой героини в фильме «Валентин и Валентина». Картина тоже стала очень популярной и пополнила золотые запасы отечественного кино. Актриса в этой ленте снова меняет амплуа, на этот раз примерив на себя драматический образ. В том же типаже снялась Лариса и в картине «Подросток», где сыграла Анну Версилову.

Еще одна яркая и незабываемая картина с участием Ларисы Удовиченко получила название «Успех». Актрисе досталась роль коллеги – артистки Сабуровой. Через некоторое время зрители могли наслаждаться игрой любимой актрисы в фильме «Мэри Поппинс, до свидания», в котором она сыграла роль второго плана. Вообще в то время у Ларисы практически не было главных ролей, но она все же была королевой – эпизода и второго плана.

Звездный час актрисы наступил в 1985 году, когда на экраны вышли шесть проектов с ее участием. В тот год Удовиченко сотрудничала с разными режиссерами. Ее снимали Алла Сурикова, Петр Фоменко, Леонид Гайдай, Всеволод Шиловский, Петр Тодоровский.

Среди всех картин особое место занимают две – «Самая обаятельная и привлекательная» и «Зимняя вишня». По мнению критиков и многочисленных поклонников, Удовиченко лучше всего удаются комедийные роли. Примером тому картины «Хорошо сидим», «Автостоп», «На кого бог пошлет». В последнем фильме партнером Ларисы стал Станислав Садальский, и это самый любимый ее проект.

Новый век принес новые интересные роли и неожиданные перевоплощения. В 2000-м фильмография актрисы пополнилась картиной «8 Марта», где Удовиченко досталась роль учительницы географии. У нее совсем нет личной жизни, и когда наступил праздник, женщина отчетливо осознала свое одиночество. Ее не спешат поздравить с праздником, это просто некому сделать. Но вскоре она получает подарок от судьбы – слесаря местного ЖЭКа, который пришел к ней на вызов. В этой картине Лариса снималась вместе с Игорем Ливановым, Ниной Усатовой, Валерием Гаркалиным, Михаилом Светиным.

Особое место в творческой биографии актрисы занимает детектив «Женская логика» с Алисой Фрейндлих в главной роли. Удовиченко в этом проекте сыграла Зою Звягину, супругу вице-губернатора.

Единственные картины, от которых актриса отказывалась категорически – это ленты, где присутствовало насилие и жестокость. Ведь одно дело убивать, а другое – быть милой авантюристкой, такой, как в лентах «Барханов и его телохранитель» и «Жених из Майами».

Все чаще Ларису Удовиченко зовут сниматься в сериалы. Самыми любимыми у зрителей стали «Женская логика» и «Даша Васильева. Любительница частного сыска». В общей сложности фильмография актрисы насчитывает свыше ста тридцати успешных проектов.

По инф. biographe.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!