Негласное «разрешение» спать супругам в одной постели до определенного возраста в традиции русского народа напрямую связано с принятием христианства. В дохристианской Руси каких-то особых запретов на сексуальные отношения не существовало. Девушки и парни могли свободно предаваться плотской любви до вступления в брак. Ребенок, прижитый девицей до замужества, не считался ее позорным клеймом на всю жизнь.
Свободе нравов способствовали языческие верования, всевозможные обряды и празднества. В ночь на Ивана Купала необузданным плотским радостям предавались все желающие: женатые и холостые мужчины, замужние и незамужние женщины. Партнеров для секса выбирали себе по вкусу. Кто понравился — с тем и шли. Не редки были в купальскую ночь и измены постоянным партнерам. На это смотрели сквозь пальцы. Церковные запреты
После принятия христианства сексуальная жизнь русского народа изменилась коренным образом. Появилось множество запретов и табу. Христианская церковь провозгласила секс, не имеющий своей целью зачатие детей, делом грязным и «не богоугодным». Любовью нельзя было заниматься в посты, многочисленные церковные праздники и дни, когда женщина считалась «грязной»: во время месячных и после родов, пока организм чистился от кровянистых выделений.
Юным девушкам категорически запрещалось вступать в добрачные связи и, тем более, рожать от них детей. Невеста до первой брачной ночи обязана была оставаться невинной. Ради этой цели богатых невест даже запирали в терема — отдельные комнаты или башенки, в зависимости от благосостояния семьи и характера недвижимости, которой она владела.
Теремная жизнь сильно напоминала заточение. Девушка весь день сидела в четырех стенах, шила приданое, молилась или болтала с няньками. Из представителей сильного пола ей было позволено общаться только с отцом и священником.
Девушек из семей победнее не было возможности ограждать от контактов с противоположным полом. Им нужно было выполнять домашние обязанности, ухаживать за скотом, работать в поле, а не сидеть целыми днями в светлице и рубашки вышивать, как это делали богатые невесты на выданье.
По этой причине незамужние деревенские девушки постоянно находились под присмотром родственников. Также их старались поскорее выдать замуж, чтобы «не нагуляли» внебрачного ребенка (это было большим позором, в большинстве случаев лишавшим женщину возможности выйти замуж).
Высочайший запрет
Одним из ярчайших примеров законодательных актов, касающихся семьи и брака, является «Устав князя Ярослава» XI столетия. В нем оговаривается, что девушек можно выдавать замуж только по достижении оными 13—14 лет, юношей — 15. Такой запрет явно указывает на то, что на практике случались и более ранние браки. Молодежь женили рано, чтобы не «засиделась» дома, не прижила внебрачных детей.
В том же документе оговаривалось, что нельзя вступать в брак и престарелым людям. По отношению к мужчинам характеристика «престарелый» применялась уже в достаточно почтенном возрасте. Женщина на Руси считалась старухой уже лет с 35-ти. К этому возрасту у нее могло быть несколько внуков, что переводило мать семейства в категорию бабушек. Многочисленные роды и тяжелый труд не лучшим образом сказывались и на внешности женщины.
Мужчине спать со старухой было уже зазорно. Нередко отцы семейства переставали интересоваться «постаревшими» 35—40-летними женами и переключали свое внимание на более молодых и привлекательных невесток. Отсюда произошло такое явление, как «снохачество», когда свекор принуждал к сексуальной связи молодую невестку.
Секс после сорока
Главным определяющим всю дальнейшую жизнь женщины критерием была ее способность зачать и родить здоровых детей. Спать в одной постели с супругом — что автоматически подразумевало занятия сексом — могла только фертильная жена. Как только начинался климакс, ей надлежало перейти на другую кровать или лежанку.
Несмотря на то что женщина в период менопаузы сохраняет желание и способность заниматься сексом, много веков назад на Руси ей в этом праве было отказано. Церковь провозгласила секс ради удовольствия — «похоти» — грехом, а раз женщина не может зачать, то и спать с мужем ей не положено.
Вот и получалось, что в 40-50 лет матери семейств полностью переходили в статус бабушек. Им оставалось только нянчить внуков да пироги печь. Ни о каком сексе даже заикаться не смели. В деревенской среде даже на рождение «поздних» детей смотрели косо.
Мужчинам приходилось не намного лучше. Спать в одной постели с 40-летней женой уже было нельзя, а желание еще сохранялось. 45-летние мужчины пускались на разные хитрости — подкуп, шантаж, угрозы — и даже побои, чтобы получить немного ласки от женщин более молодого возраста. В русском фольклоре сохранилось немало шуток и неприличных песенок о похотливых стариках, которые принуждают невесток (снох) к сожительству.
Сейчас не считается чем-то из ряда вон выходящим, если у девушки до замужества появился ребенок или если молодые ведут до брака интимную жизнь. Да и институт брака как-то сдает свои позиции. В приоритете у молодежи – путешествия, комфортная в удовольствие жизнь и саморазвитие. Куда уж тут брак и детей вставить? На себя бы хватило времени! Только с такими взглядами, к сожалению, мы ничего положительного не добавим в нашу пугающую в последние годы демографическую ситуацию. Той ли дорогой идем?
Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и Москвы.
С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Виктор Николаевич – автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Его рассказы печатались в газетах и в литературно-художественных изданиях, в том числе и в альманахе «Сибирь» в 80-е годы. Позже в разные годы выходят сборники его рассказов: «Колокола», «Случайный прохожий» и сборник стихов «Возвращение в деревню». Сегодня мы познакомим вас с новым его рассказом «Юркина любовь».
От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».