Негласное «разрешение» спать супругам в одной постели до определенного возраста в традиции русского народа напрямую связано с принятием христианства. В дохристианской Руси каких-то особых запретов на сексуальные отношения не существовало. Девушки и парни могли свободно предаваться плотской любви до вступления в брак. Ребенок, прижитый девицей до замужества, не считался ее позорным клеймом на всю жизнь.
Свободе нравов способствовали языческие верования, всевозможные обряды и празднества. В ночь на Ивана Купала необузданным плотским радостям предавались все желающие: женатые и холостые мужчины, замужние и незамужние женщины. Партнеров для секса выбирали себе по вкусу. Кто понравился — с тем и шли. Не редки были в купальскую ночь и измены постоянным партнерам. На это смотрели сквозь пальцы. Церковные запреты
После принятия христианства сексуальная жизнь русского народа изменилась коренным образом. Появилось множество запретов и табу. Христианская церковь провозгласила секс, не имеющий своей целью зачатие детей, делом грязным и «не богоугодным». Любовью нельзя было заниматься в посты, многочисленные церковные праздники и дни, когда женщина считалась «грязной»: во время месячных и после родов, пока организм чистился от кровянистых выделений.
Юным девушкам категорически запрещалось вступать в добрачные связи и, тем более, рожать от них детей. Невеста до первой брачной ночи обязана была оставаться невинной. Ради этой цели богатых невест даже запирали в терема — отдельные комнаты или башенки, в зависимости от благосостояния семьи и характера недвижимости, которой она владела.
Теремная жизнь сильно напоминала заточение. Девушка весь день сидела в четырех стенах, шила приданое, молилась или болтала с няньками. Из представителей сильного пола ей было позволено общаться только с отцом и священником.
Девушек из семей победнее не было возможности ограждать от контактов с противоположным полом. Им нужно было выполнять домашние обязанности, ухаживать за скотом, работать в поле, а не сидеть целыми днями в светлице и рубашки вышивать, как это делали богатые невесты на выданье.
По этой причине незамужние деревенские девушки постоянно находились под присмотром родственников. Также их старались поскорее выдать замуж, чтобы «не нагуляли» внебрачного ребенка (это было большим позором, в большинстве случаев лишавшим женщину возможности выйти замуж).
Высочайший запрет
Одним из ярчайших примеров законодательных актов, касающихся семьи и брака, является «Устав князя Ярослава» XI столетия. В нем оговаривается, что девушек можно выдавать замуж только по достижении оными 13—14 лет, юношей — 15. Такой запрет явно указывает на то, что на практике случались и более ранние браки. Молодежь женили рано, чтобы не «засиделась» дома, не прижила внебрачных детей.
В том же документе оговаривалось, что нельзя вступать в брак и престарелым людям. По отношению к мужчинам характеристика «престарелый» применялась уже в достаточно почтенном возрасте. Женщина на Руси считалась старухой уже лет с 35-ти. К этому возрасту у нее могло быть несколько внуков, что переводило мать семейства в категорию бабушек. Многочисленные роды и тяжелый труд не лучшим образом сказывались и на внешности женщины.
Мужчине спать со старухой было уже зазорно. Нередко отцы семейства переставали интересоваться «постаревшими» 35—40-летними женами и переключали свое внимание на более молодых и привлекательных невесток. Отсюда произошло такое явление, как «снохачество», когда свекор принуждал к сексуальной связи молодую невестку.
Секс после сорока
Главным определяющим всю дальнейшую жизнь женщины критерием была ее способность зачать и родить здоровых детей. Спать в одной постели с супругом — что автоматически подразумевало занятия сексом — могла только фертильная жена. Как только начинался климакс, ей надлежало перейти на другую кровать или лежанку.
Несмотря на то что женщина в период менопаузы сохраняет желание и способность заниматься сексом, много веков назад на Руси ей в этом праве было отказано. Церковь провозгласила секс ради удовольствия — «похоти» — грехом, а раз женщина не может зачать, то и спать с мужем ей не положено.
Вот и получалось, что в 40-50 лет матери семейств полностью переходили в статус бабушек. Им оставалось только нянчить внуков да пироги печь. Ни о каком сексе даже заикаться не смели. В деревенской среде даже на рождение «поздних» детей смотрели косо.
Мужчинам приходилось не намного лучше. Спать в одной постели с 40-летней женой уже было нельзя, а желание еще сохранялось. 45-летние мужчины пускались на разные хитрости — подкуп, шантаж, угрозы — и даже побои, чтобы получить немного ласки от женщин более молодого возраста. В русском фольклоре сохранилось немало шуток и неприличных песенок о похотливых стариках, которые принуждают невесток (снох) к сожительству.
Сейчас не считается чем-то из ряда вон выходящим, если у девушки до замужества появился ребенок или если молодые ведут до брака интимную жизнь. Да и институт брака как-то сдает свои позиции. В приоритете у молодежи – путешествия, комфортная в удовольствие жизнь и саморазвитие. Куда уж тут брак и детей вставить? На себя бы хватило времени! Только с такими взглядами, к сожалению, мы ничего положительного не добавим в нашу пугающую в последние годы демографическую ситуацию. Той ли дорогой идем?
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.