Этот народный промысел появился в Оренбурге около трех веков назад, но стал широко известен только с 1857 года, когда на международной ярмарке в Париже впервые появилось это чудо, созданное талантливыми уральскими мастерицами. С тех пор оренбургский пуховый платок стал символом не только Оренбуржья, но и всей России.
Фото с sskidki.ru
История появления оренбургских пуховых платков
Местом зарождения этого народного промысла считается село Желтое Оренбургской области. Именно там местные мастерицы впервые начали создавать настоящие произведения искусства - тончайшие, как паутинка, пуховые платки. Их использовали не только в качестве украшения, но и для обогрева в холодное время года - эти платки, несмотря на свою ажурность, являются очень теплыми. Об этом пишет сайт Культурология.
В те далекие времена Южный Урал был местом переселения казаков, которые охраняли здесь границу. А их семьи в это время занимались хозяйством, и помимо прочих домашних дел, разведением коз, из шерсти которых вязали теплые вещи, чтобы обогреваться в студеную уральскую зиму.
Уральские казачки были отменными рукодельницами, и долгими зимними вечерами проводили время в вязании потрясающей красоты платков, которые быстро начали пользоваться спросом и становились дополнительным источником дохода для семьи.
Оренбургский пуховый платок быстро стал популярным у модниц Фото: myslo.ru
Искусство этого промысла быстро распространялось по южному Уралу, и к середине XIX века уже во многих регионах Оренбуржья женщины занимались вязанием ажурных пуховых платков.
После того как оренбургский пуховый платок был впервые представлен на парижской ярмарке, а чуть позднее на выставке в Лондоне, где уральской рукодельнице Марии Усковой была присуждена золотая медаль, он получил мировую славу и начал пользоваться большим спросом у заграничных модниц.
В чем ценность пуха оренбургских коз
Покупать оренбургские пуховые платки из России было дорогим и по времени долгим удовольствием, поэтому в разное время, в разных странах предпринимались попытки освоить искусство их вязания, но эти попытки не увенчались успехом. Причина была не только в секретах уральских мастериц, хотя и они, конечно, существуют и передаются из поколения в поколение, но и в выращивании специальной породы коз для этого народного промысла.
Закупать на Урале и разводить оренбургских коз пытались во Франции, Австралии, Южной Америке, но результат везде оказывался одинаковым - шерсть животных быстро теряла свои качества, превращаясь из мягкой и податливой в жесткую и грубую. Предприниматели неизменно приходили к выводу, что это происходит из-за смены погодных условий и привычного для оренбургских коз рациона питания.
Изучая особенности козьего пуха, полученного от оренбургских коз, ученые отмечают, что только животные, выросшие и содержащиеся в предгорьях Уральского хребта имеют нежный и тонкий подшерсток толщиной 12-14 мкм, к тому же обладающий уникальными лечебными свойствами, обеспечивающими тепло изделия. Эти характеристики пуха мгновенно теряются в регионах с отличным от Оренбуржья климатом. Поэтому никому не удавалось освоить разведение оренбургских коз и производить ажурные пуховые платки, которые получили название оренбургских.
Оренбургская порода коз обладает уникальным пухом. Фото: agro-sales.ru
Секрет изготовления оренбургских пуховых платков заключается еще и в том, что оренбургские козы не дают много ценного пуха, обладающего такими характеристиками. С одной козы в год можно получить пуха максимум на три платка, при этом надо знать время его начеса, и места на теле животного, с которых следует аккуратно вычесывать пух специальными приспособлениями.
Мифы и легенды об оренбургском пуховом платке
Секреты вязания оренбургских пуховых платков и невозможность повторить этот опыт в других местах способствовали тому, что этот народный промысел со временем оброс разнообразными мифами и легендами.
Существует легенда, что оренбургские пуховые платки настолько теплые, что изначально ими пользовались только мужчины. Скачущие зимой на лошадях, по бескрайним оренбургским просторам, казаки были облачены в легкие одежды, под которыми их защищали от холода оренбургские пуховые платки. В этой легенде есть доля правды, поскольку изначально пуховые платки были плотной вязки, без узоров, поэтому вполне могли использоваться казаками для защиты от холода. Ажурные паутинки, ставшие неизменным атрибутом оренбургского пухового платка появились значительно позже.
Вторая легенда гласит, что качество настоящего оренбургского платка проверяется тем, что он должен свободно проходить через кольцо или помещаться в гусиное яйцо. Это не совсем верно, поскольку изделия бывают разной плотности и размера. Это могут быть большие шали достаточно плотной вязки, с кисточками и бахромой. Однако тонкие ажурные платки вполне могут соответствовать таким параметрам.
Оренбургский пуховый платок проходит через кольцо. Фото: culture.ru
Третья легенда говорит о том, что настоящий оренбургский платок должен быть исключительно ручной работы. В этом тоже есть доля правды, хотя в настоящее время в Оренбурге существует специальная фабрика по производству этих изделий, и на ней работаю многие потомственные мастерицы, помогающие совершенствовать продукцию. Они отмечают преимущества фабричного производства пуховых платков в нанесении сложности узоров, тонкости паутинок и возможности нанесение вышивки на платки. Но в целом все-же фабричные изделия уступают по качеству оренбургским пуховым платкам ручной работы.
За 250 лет своего триумфального шествия по миру оренбургский пуховый платок не только не потерял своей актуальности, но и занял ведущее место в русском народном промысле, войдя в мировой список самых женственных атрибутов дамского гардероба.
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».