ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

МультиВход
 

Похороны «по-репному» для умерших не своей смертью: с языческой Руси и по наши дни

По инф. cyrillitsa.ru   
07 Июля 2020 г.
Изменить размер шрифта

В языческой Руси такой прозаический для современного человека овощ, как репа, имел сакральный смысл. Ее «корешки» находились в земле и принадлежали миру мертвых, а «вершки» – находились над землей и были в мире живых. Это половинчатое состояние наделяло репу особыми свойствами – в сознании людей она навсегда была соединена с покойниками, со смертью.

Похороны «по-репному» для умерших не своей смертью: с языческой Руси и по наши дни

Репу использовали для символических похорон на Святках, на поминках угощали «компотом из репы», в «репный день» всегда одаривали милостыней странников, считая их пришельцами «не отсюда», а из другого мира.

Необычным верованиям способствовал и способ сохранения репы после уборки урожая до первых морозов: ее неглубоко закапывали в землю – «хоронили».

Нет ничего удивительного в том, что древние обычаи, отголоски которых историки и археологи обнаружили у русского населения Коми, тоже оказались связанными с репой.

В гроб – и на козлы

Как пишет в статье «Похороны по-репному», историк Юлия Андреевна Крашенинникова, этнографические экспедиции 2004—2006 годов засвидетельствовали существование в населенном пункте Лойма и окрестных деревнях Республики Коми так называемых «похорон по-репному», которые практиковались вплоть до 1920-х годов, в то время как на других территориях России они были полностью утрачены.

Как правило, речь шла о людях, которые умерли не своей смертью, а были убиты – случайно или намеренно. Таких людей готовили к похоронам по обычному обряду: обмывали, обряжали в новую одежду, клали в гроб, а потом подзахоранивали рядом с домом, выкапывая для этого неглубокую яму. В нее опускали гроб с покойником, сверху ничем не закрывая, а потом какое-то время по очереди дежурили у тела и лишь потом хоронили на общем кладбище. Были и вариации обычая: иногда покойника не клали в яму, а ставили гроб на козлы – «висеть», на колышки или «на костры» (очевидно в последнем случае можно подразумевать какой-то род деревянных кольев, сложенных особым образом).

Так, жительница деревни Козловская, Зинаида Павловна Помысова 1909 года рождения рассказала, что в десятилетнем возрасте видела, как из лесу привезли тело ее деда, которого случайно убило в лесу на лесоповале сосной. Покойника положили в гроб, который поставили на козлах около дома, и этот гроб стоял у дома «всю зиму», так как власти не давали разрешения хоронить, возможно подозревая неладное. При этом вплоть до похорон деда каждый день у его гроба дежурили по два человека, иногда это были родственники, а иногда «из деревни, кого пошлють».

Точно так же поступили и со стариком, который был убит в дороге из-за коня. Убийцы столкнули тело убитого «в лог», где его замело снегом, поэтому нашли его не сразу, а лишь по весне, когда из-под снега показалась рука.

С телом убитого односельчане поступили так же: сначала покойника похоронили «по-репному», выкопав около дома яму и погрузив в нее гроб с телом, а затем дежурили около тела по парам «двенадцать дён» и лишь потом свезли на общее кладбище и там погребли.

Жительница деревни Гарь, Анна Васильевна Безносикова 1922 года рождения, поведала этнографам, как в ее деревне рядом с домом «в саднике» по-репному похоронили утонувшего мужчину. Какое-то время родные и соседи дежурили у гроба, потом покойника отпели, и не занося в дом, увезли хоронить на кладбище.

А в 1916 году «на кострах» в деревне Козловской 10 дней держали в гробу тело убитого «в лесу» мужчины. Около покойника дежурили, а после истечения срока увезли отпевать и хоронить.

Говорили, что в редких случаях козлы для гроба ставили именно там, где покойного убили.

Традиции – тысячи лет

Этнографы предположили, что «похороны «по-репному» – это отголоски совершенно уникального, реликтового обряда, который в Древней Руси применяли только к подозрительным и к «чужим» покойникам – их называли «заложными», верили, что человек не дожил свой век и поэтому земля его «не примет». Их уносили далеко в лес, в дебри, на пустыри и оставляли на поверхности земли, заваливая сверху ветками, листвой, зачастую и мусором.

Таких покойников боялись, место «заложения» окапывали канавками, шептали заговоры, и возвращались домой только тщательно запутав следы. «Дежурство» у гроба подобного покойника, очевидно, было нужно, чтобы засвидетельствовать его «нормальность» или же наоборот – успеть сообщить односельчанам, что покойник стал нечистью и выходит по ночам на охоту искать живых, чтобы утащить с собой на тот свет. Только спустя год «заложного» покойника могли предать земле.

Кроме того, что такой покойник мог ожить, он мог принести несчастья, нашедшим его людям – например, вызвать дожди, от которых сгниют хлеба, или устроить засуху, которая вызовет неурожай и голод – об этом писал знаменитый этнограф Дмитрий Константинович Зеленин.

Сохранность этой традиции у русского населения Коми этнографы объяснили замкнутостью общин, окруженных со всех сторон иноверцами – коми.

Тем не менее обычай все равно претерпел значительные изменения – убитых людей односельчане не отчуждали от себя, а считали своими, родными, близкими людьми, и все делалось именно для того, чтобы соблюсти традиции, и чтобы родному человеку было на том свете хорошо. Время, когда покойника не предавали земле на общем кладбище варьировалось от случая к случаю и было обусловлено внешними обстоятельствами – обычно это было «10 дён», но иногда не давали хоронить «власти» или односельчане ждали родственников убитого.

Однако можно предположить, что речь идет и о сохранении элементов древнейшего похоронного обряда, который существовал у славянского племени «русь», и о котором в IX веке писал араб ибн Фадлан. Он встречался с русами на берегах Волги и описал похороны вождя, при которых покойника для большей сохранности на 10 дней закопали в землю, а сами начали готовиться к похоронам – шить одежду и строить погребальную ладью. Через десять дней тело вождя откопали, обрядили и сожгли вместе с ладьей.

Похороны – печальное событие. В процессе люди выражают по ушедшим в мир иной свои горе и скорбь. Есть и определенные обряды, которые проводят при прощании. У разных народов они отличны. Какие-то традиции со временем утрачиваются, другие наоборот сохраняются долго. Пример – похороны по-репному. Свои отголоски обряд берет много веков назад. Удивительно, что мир меняется с космической скоростью, но есть иногда в нем и незыблемое, что не смогли пошатнуть и разрушить разные эпохи.

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Загрузка...
Загрузка...
  • Какие народы в России — самые древние?
    compass На территории современной России проживает множество разных народов, история которых уходит корнями в глубину тысячелетий. Территория нашей страны настолько велика, что часто одни и те же племена мигрировали по ее просторам, меняя названия, язык и веру. Поэтому определить древность народов и длительность их пребывания на территории России бывает сложно. И тут на помощь ученым приходят генетики и археологи.
  • Самые необычные дети в мире
  • Прекрасная шкатулка
    Один человек пришёл к учителю и спросил его, как ему жить и что делать. Учитель скрылся в одной из комнат, вынес оттуда прекрасную шкатулку и сказал:
  • Высоцкий: «Я получаюсь — ни здесь и ни там»
    bardovskaia pesnia По сценариям Эдуарда Володарского сняты ставшие любимыми и знаменитыми фильмы «Белый взрыв» (совместно со Станиславом Говорухиным), «Проверка на дорогах», «Свой среди чужих...» (совместно с Никитой Михалковым), «Мой друг Иван Лапшин», «Зеркало для героя», «Пятый ангел», «Штрафбат», «Вольф Мессинг». Всего же им написано 11 пьес и более 140 сценариев. С Владимиром Высоцким они познакомились в начале шестидесятых и дружили вплоть до последнего дня поэта. Они в каком-то смысле и жили вместе: Володарский разрешил актёру, мечтавшему о собственной даче, построить себе дом на его участке в писательском посёлке Красная Пахра. А его жена, Фарида Абдурахмановна Володарская (Тагирова), чьи эксклюзивные литературные мемуары мы предлагаем сегодня читателям, была не просто свидетелем, но и участником многих событий в жизни этих выдающихся творцов.
  • Вайнахи: в древности им довелось быть в православной вере
    mountains 1 Тамара Великая — царица Грузии XII–XIII веках, по свидетельствам современников была личностью выдающегося ума и приятного характера. Причислена к лику святых Православной Церковью, список заслуг еe как политического и общественного деятеля можно перечислять бесконечно. Отдельное место в ее правлении занимает христианизация территорий нынешней Чечни, Дагестана и Ингушетии.
  • Поэт Евгений Баратынский: «глубоко растерзанное сердце»
    Неистовый Виссарион Белинский находил в строках Баратынского «ум, изредка задумчиво рассуждающий о высоких человеческих предметах, почти всегда слегка скользящий по ним, но всего чаще рассыпающийся каламбурами и блещущий остротами». Тот же критик дал поэту краткую, но впечатляющую характеристику: «Глубоко растерзанное сердце».
  • Приколы с кошками
  • Строительство социализма в Казахстане: драма Голодной степи
    Коллективизация и голод начала 1930-х годов — один из самых болезненных сюжетов в национальных нарративах постсоветских республик. В Казахстане ценой эксперимента по превращению степных кочевников в промышленную и оседло-сельскохозяйственную нацию стала гибель четверти населения страны (1,5 млн человек), более миллиона беженцев и полностью разрушенная экономика. Почему количество жертв голода оказалось столь чудовищным?
  • Казус
    Случился со мной некий казус. Небольшой такой. Гражданский. Но чисто человеческий.
  • Сорок удивительных секретов самых обычных предметов
  • «Товарищ Желваков! Вам поручается охрана императора Пу И»
    kras zvezd ord На исходе войны с Японией в советском плену оказалась не одна сотня тысяч японских военных, среди них были бывший император и правительство Маньчжоу-Го, государства, созданного Японией. Оно служило плацдармом для действий против Китая и подготовки группировки к войне с СССР. Последний император маньчжурской династии Цин — Айсиньцзюэло (по-маньчжурски Айсин Гиро — «золотой род») родился 7 февраля 1906 года, в 1908-м был возведён на престол. Правил недолго. После революции 1911 года Пу И 12 февраля 1912-го отрёкся от престола. Власть перешла к президенту Юань Шикаю. Прожив 13 лет в своё удовольствие, Пу И в 1924-м был изгнан республиканской армией, но спустя 8 лет снова стал верховным правителем Маньчжоу-Го. 19 августа 1945 года — последний день правления последнего императора Китая.
  • «Железный Самсон»: легендарный русский богатырь Александр Засс
    Его называли «железным Самсоном». Он считал, что его сила в том, что он русский. Александр Засс бежал из немецкого плена, выносил на себе с поля боя раненого коня, гнул подковы и рвал цепи.
  • Попробуй не засмеяться
  • Белка и черепаха
    Бежала белка в колесе… А рядом сидела черепаха и издевалась.
  • «А царь-то — ненастоящий!». Сколько и почему их таких было на Руси?
    imperia rus 1 Четыре десятка «Петров III», семь «царевичей Алексеев Петровичей», пять Лжедмитриев, четверо Лжеивашек. Почему в России было столько ненастоящих царей?
  • «Атака мертвецов» стала символом стойкости русских солдат
    Контратака русской армии при обороне крепости Осовец на Восточном фронте, которую назвали «Атакой мертвецов», стала одним из самых известных событий Первой мировой войны. Это сражение произошло 105 лет назад, 6 августа 1915 года.
  • Александр Иванов читает свои пародии в программе «Вокруг смеха». Выпуск № 6 (1980)
  • Нильс Бор и подкова
    Над дверью лаборатории Нильса Бора была прибита подкова. Кто-то из журналистов спросил его:
  • Юрий Беляев: добряк, который не нравился себе в телевизоре
    Совсем недавно многолетний ведущий прогноза погоды на НТВ Александр Беляев был похоронен на Троекуровском кладбище. Он несколько лет боролся с онкологией, потеряв за это время не только здоровье, но и самых близких людей – жену и мать (тоже скончались от рака).
  • «Верить в своих детей, доверять им»: певица Валерия — не только о музыке
    Валерия — не только выдающаяся певица и красивая женщина. Она еще и замечательная мать. Воспитать троих детей, будучи при этом крайне востребованной артисткой на протяжении как минимум тридцати лет, — колоссальное достижение. Не только профессиональное, но и личное. О своих взглядах и принципах рассказывает неоднократный лауреат фестиваля «Песня года», обладательница многих премий и наград, народная артистка Российской Федерации.