В языческой Руси такой прозаический для современного человека овощ, как репа, имел сакральный смысл. Ее «корешки» находились в земле и принадлежали миру мертвых, а «вершки» – находились над землей и были в мире живых. Это половинчатое состояние наделяло репу особыми свойствами – в сознании людей она навсегда была соединена с покойниками, со смертью.
Репу использовали для символических похорон на Святках, на поминках угощали «компотом из репы», в «репный день» всегда одаривали милостыней странников, считая их пришельцами «не отсюда», а из другого мира.
Необычным верованиям способствовал и способ сохранения репы после уборки урожая до первых морозов: ее неглубоко закапывали в землю – «хоронили».
Нет ничего удивительного в том, что древние обычаи, отголоски которых историки и археологи обнаружили у русского населения Коми, тоже оказались связанными с репой.
В гроб – и на козлы
Как пишет в статье «Похороны по-репному», историк Юлия Андреевна Крашенинникова, этнографические экспедиции 2004—2006 годов засвидетельствовали существование в населенном пункте Лойма и окрестных деревнях Республики Коми так называемых «похорон по-репному», которые практиковались вплоть до 1920-х годов, в то время как на других территориях России они были полностью утрачены.
Как правило, речь шла о людях, которые умерли не своей смертью, а были убиты – случайно или намеренно. Таких людей готовили к похоронам по обычному обряду: обмывали, обряжали в новую одежду, клали в гроб, а потом подзахоранивали рядом с домом, выкапывая для этого неглубокую яму. В нее опускали гроб с покойником, сверху ничем не закрывая, а потом какое-то время по очереди дежурили у тела и лишь потом хоронили на общем кладбище. Были и вариации обычая: иногда покойника не клали в яму, а ставили гроб на козлы – «висеть», на колышки или «на костры» (очевидно в последнем случае можно подразумевать какой-то род деревянных кольев, сложенных особым образом).
Так, жительница деревни Козловская, Зинаида Павловна Помысова 1909 года рождения рассказала, что в десятилетнем возрасте видела, как из лесу привезли тело ее деда, которого случайно убило в лесу на лесоповале сосной. Покойника положили в гроб, который поставили на козлах около дома, и этот гроб стоял у дома «всю зиму», так как власти не давали разрешения хоронить, возможно подозревая неладное. При этом вплоть до похорон деда каждый день у его гроба дежурили по два человека, иногда это были родственники, а иногда «из деревни, кого пошлють».
Точно так же поступили и со стариком, который был убит в дороге из-за коня. Убийцы столкнули тело убитого «в лог», где его замело снегом, поэтому нашли его не сразу, а лишь по весне, когда из-под снега показалась рука.
С телом убитого односельчане поступили так же: сначала покойника похоронили «по-репному», выкопав около дома яму и погрузив в нее гроб с телом, а затем дежурили около тела по парам «двенадцать дён» и лишь потом свезли на общее кладбище и там погребли.
Жительница деревни Гарь, Анна Васильевна Безносикова 1922 года рождения, поведала этнографам, как в ее деревне рядом с домом «в саднике» по-репному похоронили утонувшего мужчину. Какое-то время родные и соседи дежурили у гроба, потом покойника отпели, и не занося в дом, увезли хоронить на кладбище.
А в 1916 году «на кострах» в деревне Козловской 10 дней держали в гробу тело убитого «в лесу» мужчины. Около покойника дежурили, а после истечения срока увезли отпевать и хоронить.
Говорили, что в редких случаях козлы для гроба ставили именно там, где покойного убили.
Традиции – тысячи лет
Этнографы предположили, что «похороны «по-репному» – это отголоски совершенно уникального, реликтового обряда, который в Древней Руси применяли только к подозрительным и к «чужим» покойникам – их называли «заложными», верили, что человек не дожил свой век и поэтому земля его «не примет». Их уносили далеко в лес, в дебри, на пустыри и оставляли на поверхности земли, заваливая сверху ветками, листвой, зачастую и мусором.
Таких покойников боялись, место «заложения» окапывали канавками, шептали заговоры, и возвращались домой только тщательно запутав следы. «Дежурство» у гроба подобного покойника, очевидно, было нужно, чтобы засвидетельствовать его «нормальность» или же наоборот – успеть сообщить односельчанам, что покойник стал нечистью и выходит по ночам на охоту искать живых, чтобы утащить с собой на тот свет. Только спустя год «заложного» покойника могли предать земле.
Кроме того, что такой покойник мог ожить, он мог принести несчастья, нашедшим его людям – например, вызвать дожди, от которых сгниют хлеба, или устроить засуху, которая вызовет неурожай и голод – об этом писал знаменитый этнограф Дмитрий Константинович Зеленин.
Сохранность этой традиции у русского населения Коми этнографы объяснили замкнутостью общин, окруженных со всех сторон иноверцами – коми.
Тем не менее обычай все равно претерпел значительные изменения – убитых людей односельчане не отчуждали от себя, а считали своими, родными, близкими людьми, и все делалось именно для того, чтобы соблюсти традиции, и чтобы родному человеку было на том свете хорошо. Время, когда покойника не предавали земле на общем кладбище варьировалось от случая к случаю и было обусловлено внешними обстоятельствами – обычно это было «10 дён», но иногда не давали хоронить «власти» или односельчане ждали родственников убитого.
Однако можно предположить, что речь идет и о сохранении элементов древнейшего похоронного обряда, который существовал у славянского племени «русь», и о котором в IX веке писал араб ибн Фадлан. Он встречался с русами на берегах Волги и описал похороны вождя, при которых покойника для большей сохранности на 10 дней закопали в землю, а сами начали готовиться к похоронам – шить одежду и строить погребальную ладью. Через десять дней тело вождя откопали, обрядили и сожгли вместе с ладьей.
Похороны – печальное событие. В процессе люди выражают по ушедшим в мир иной свои горе и скорбь. Есть и определенные обряды, которые проводят при прощании. У разных народов они отличны. Какие-то традиции со временем утрачиваются, другие наоборот сохраняются долго. Пример – похороны по-репному. Свои отголоски обряд берет много веков назад. Удивительно, что мир меняется с космической скоростью, но есть иногда в нем и незыблемое, что не смогли пошатнуть и разрушить разные эпохи.
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.