НА КАЛЕНДАРЕ

Средневековые московские надгробия: свидетели смертельных тайн эпохи Ивана Грозного

Ксения Воротынцева, portal-kultura.ru   
17 Августа 2020 г.

Во дворе Музея Москвы проходит выставка «Белокаменные страницы истории»: представлено более 50 белокаменных плит, большинство из которых — надгробия жителей Златоглавой XV–XVIII веков.

Средневековые московские надгробия: надписи на них появились в эпоху Ивана Грозного

Вплоть до 20 августа зрители смогут узнать, как в Средневековье хоронили богатых москвичей, какие традиции мы переняли у Запада и как менялась мода на украшение надгробий. Разговор с одним из кураторов выставки Екатериной Святицкой.

— Как подобные артефакты — белокаменные надгробия — попали в музей Москвы и почему вы показываете их именно сейчас?

— С одной стороны, эта выставка приурочена ко Дню археолога. С другой, она связана с музейными процессами — перевозом части фонда археологических коллекций в новое фондохранилище. У нас внушительная коллекция предметов из белого камня. Большая часть из них — средневековые надгробия: белокаменные плиты, самые ранние датируются рубежом XIV–XV веков. Всего в собрании более 300 массивных надгробий. А общее число предметов из белого камня — почти тысяча единиц. Для хранения объемных предметов нужно много места. Некоторое время назад у Департамента культуры возникла идея создать объединенное фондохранилище на территории Новой Москвы, чтобы музеи увезли туда часть своих фондов. Организация этого фондохранилища уже близится к завершению: к концу месяца мы должны вывезти туда крупногабаритные экспонаты, для которых мало места на территории музея. И возникла идея перед перевозом показать некоторые предметы публике. Правда, выставка идет лишь 10 дней: это связано со сроками переезда. Зато посетители смогут в режиме реального времени увидеть, как идет обработка белого камня, очистка, обмер экспонатов — всю нашу кухню. К сожалению, белый камень гигроскопичен, он хорошо впитывает влагу и пыль. У музея большой двор, где можно разложить плиты, так что у нас появилась возможность смыть грязь, обработать надгробия противогрибковым препаратом. В общем, совместить приятное с полезным.

— О чем могут рассказать средневековые надгробия?

— Это совершенно уникальный материал с исторической точки зрения. Самые ранние из известных московских надгробий датируются XIII–XIV веками: на них еще не указаны имена усопших, из украшения — только орнамент. Поначалу использовали простой узор из противопоставленных треугольничков, в простонародье его называют «волчий зуб». Позже он усложняется: в XV веке появляются изображения трехконечного креста-посоха, дополненного окружностью в изголовье. Это схематичное изображение человека — своеобразный ответ западным надгробиям, на которых изображали лежащих рыцарей. В эпоху Ивана Грозного наконец появляются надписи. Поначалу это были неглубоко процарапанные граффити, позже резчики перешли к аккуратно размеченным строкам, надписям, выполненным вязью, к объемной резьбе. В конце XVI века треугольчатый орнамент сменился косичкой, плиты стали массивными, увеличились боковые грани, на которые начали наносить надписи. Сначала надпись шла в одну строку по всем боковым граням, потом стали писать только на торце. Появились многострочные эпитафии в ногах толстой могильной плиты. А в XVIII веке наступила эпоха барочных надгробий. Наш самый выдающийся экспонат — надгробие Дорофея Афанасьевича Траурнихта, умершего в 1717 году (Траурнихт — воевода петровских времен, считается, что он впервые нанес на карту очертания Аляски. — Прим). Оно вытесано в виде саркофага, хотя, конечно, это не настоящий саркофаг, когда можно поднять крышку и заглянуть внутрь.

Другие любопытные экспонаты — закладные, памятные доски. Они не являются надгробиями в прямом смысле слова, то есть не лежат над могилой. Эти доски вделывали в стены храма снаружи или внутри, иногда помещали на опорный столб в церкви. На них указывались имена усопших, а также в каком месте храма находились захоронения. Как правило, это были могилы знатных прихожан, погребенных в самой церкви или в непосредственной близости к ней. Изначально доски были цветные — обычно использовали голубой фон, а буквы раскрашивали белым, иногда красным. К сожалению, пигменты сохранились плохо — доски были найдены в земле в процессе археологических раскопок. Тем не менее по частицам пигментов можно определить, какую использовали краску.

— Почему на самых первых надгробиях не было надписей? Человек еще не воспринимался как индивидуальность, личность?

— Думаю, вы правы. К XIII веку у нас едва-едва исчезает языческая традиция подкурганных захоронений: христианский погребальный обряд еще нес много пережитков прошлого. Вообще плита — это городская традиция, ориентированная на состоятельный слой горожан: на деревенских кладбищах чаще ставили простой деревянный крест. Мастера, создававшие плиты, старались варьировать узор, особенно в XV веке, когда еще не было надписей. Декор надгробий все же отличался: это помогало родственникам идентифицировать «свое» захоронение. А вот почему не указывали имена погребенных... Возможно, это воплощение идеи о том, что Господь всегда знает, кто лежит под могильной плитой. Или же это связано с эсхатологическими представлениями — в конце XV века люди ждали конца света. К сожалению, мы не можем назвать точную причину. Впоследствии, видимо, изменилась точка зрения на индивидуальную память. Еще, мне кажется, появился элемент публичности. Раньше только родственники знали, кто лежит под надгробной плитой. Информация о том, что здесь покоится князь или жена священника, способствовала социальной индивидуализации усопшего. Например, есть у нас надгробие зелейщика — пороховых дел мастера. Или же просто писали — «человек такого-то господина». Но чаще всего русскоязычные надгробия содержат только дату смерти: «В такой-то год, на память такого-то святого скончался Федор Иванов сын». Иногда добавляют: «А лет ему было столько-то». Это стандартная формула. Иногда надписи помогают проследить родственные связи. Скажем, неподалеку от Старого Английского двора на Варварке было найдено надгробие, на котором было указано, что погребенная Екатерина Иванова одновременно является дочерью попа, то есть поповной, и женой священника — попадьей. Оба ее родственника — отец и муж — служили в церквах, находившихся рядом, на территории Зарядья. Так можно привязать человека к определенным географическим точкам на территории Москвы.

— Расскажите о других интересных экспонатах.

— Один из самых любопытных — надгробие Марии Мутьянской. Крышка ее саркофага была обнаружена во время послевоенных строительных работ в Большом Знаменском переулке. Не могу сказать, сохранилось ли тело: к нам в музей поступил волосник — женский головной убор — в очень хорошей сохранности, а также крышка саркофага, которую, правда, повредили строители. Само захоронение датируется 1603 годом. Как известно, в XVI веке в нашу страну прибыло много иноземных наемников: царь не доверял своим воинам, старался опираться на иностранных специалистов. Приезжали англичане, шотландцы, немцы. Были также валашские — молдавские — рыцари. Мутьянская — тогдашняя транскрипция фамилии «Мунтянская» или «Мунтяну». Воевода Радул Мунтянский, муж Марии, приехал в Москву в конце XVI века: вероятно, это был человек знатного рода. Мы не знаем, привез он супругу с собой или женился здесь: скорее всего, второй вариант — чтобы закрепиться на новом месте. В любом случае эта женщина принадлежала к самой высшей знати, боярству. Такие головные уборы, как у нее, создавали в кремлевских мастерских царицы Ирины Годуновой. Представьте: шитье золотной нитью по шелку, на очелье (части, окружающей лоб. — Прим.) изображено всемирное древо, с обеих сторон которого вышиты единороги. Как известно, единорог — символ Христа. Мария приняла монашеский постриг с именем Александра, об этом написано на саркофаге. Возможно, головной убор связан с ее монашеским статусом. В российских музеях чуть более 30 подобных волосников. Причем почти все, что я видела, скромнее нашего. То есть это головной убор очень богатой и знатной женщины. Возможно, даже царской родственницы.

— Когда в коллекцию музея попали первые надгробия?

— Самое первое поступило в 1947 году. Во время раскопок, которые проводил известный археолог Михаил Григорьевич Рабинович на территории Гончарной слободы, была найдена плита XVI века c надписью: «Григорий Дмитриев сын кольчужник». Кольчужник — мастер, которые делает кольчуги. Сама плита достаточно мощная. Видимо, человек был небедный: изготовление кольчуги — узкоспециализированное ремесло, требующее высокой квалификации. После этого стали поступать другие экземпляры. В основном надгробия находили во время строительных работ на месте закрытых или полуразрушенных московских храмов, переделанных под склады и заводы. В собрании есть также несколько белокаменных плит с территории московского зоопарка. Что они там делали, откуда их привезли и как использовали, непонятно. Изначально они находились в каком-то другом месте. Так называемое вторичное использование белокаменных надгробий, например, бесхозных, — вовсе не изобретение советского времени. Этим занимались еще до революции: надгробия или их фрагменты использовали в качестве ступеней в храмах, оснований для оград. Возьмем, например, прицерковное кладбище: за некоторыми могилами ухаживали родственники, другие захоронения со временем становились заброшенными. Эти белокаменные плиты могли вторично использовать. Все-таки белый камень — недешевый материал, тяжелый и в обработке, и в транспортировке. Его привозили издалека — самыми известными каменоломнями считались Мячковские карьеры. Практически ни одна из имеющихся у нас плит не происходит с сохранившегося захоронения. Все это экспонаты, артефакты, которые мы называем перемещенными. То есть они были когда-то перевезены на новое место и оттуда уже попали в музей.

До 1990 года коллекция надгробий была не очень большая — около 30–40 экземпляров. В последние годы к нам поступило много плит, собранных в результате археологических изысканий при строительстве: с территории Китай-города, Белого города — исторического центра Москвы в пределах Садового кольца. А также набережных — Котельнической, Гончарной. Всего около 100 предметов. Впрочем, для экспозиционных целей не нужна огромная коллекция белого камня. Скорее, нас интересуют редкие экземпляры. Например, иноязычные надгробия: чаще всего это немецкие. В Москве сохранилось одно немецкое кладбище — Введенское. Территории остальных перекопаны и застроены, ничего не осталось. Несколько лет назад на выставке археологических находок мы показывали два немецкоязычных белокаменных надгробия с Мытной улицы. Одно из них, расколотое на фрагменты, сотрудница нашего музея обнаружила... в песочнице. Она пошла с ребенком на прогулку, рядом с детской площадкой строители рыли траншею. Видимо, когда выгребали из траншеи песок, выкинули фрагменты плиты в песочницу. Сотрудница рассказывала: «Смотрю — белый камень, немецкие готические буквы». Она выгребла эти фрагменты и на машине привезла в музей. Там же была найдена еще одна плита. Это детские надгробия с красивыми эпитафиями в романтическом стиле: усопшие происходили из известного немецкого рода Келлерман.

У нас также есть интересное надгробие немца-опричника Каспара фон Эльферфельдта, тоже на немецком языке. Оно сейчас демонстрируется на выставке «История Москвы для детей и взрослых». Это единственное надгробие с портретом похороненного. Видимо, опричник заранее заказал плиту. На ней указано, что он был ландростом города Петерсхагена, когда жил в Германии. Во время Ливонской войны Эльферфельдт попал в плен, стал переводчиком, дипломатом, затем опричником. В овальном картуше — достаточно схематичное изображение головы в профиль. Правда, хорошо читается длинный нос, тяжелая челюсть, головной убор в виде русского средневекового шлема. Этим портретом заказчик подчеркнул свой военный статус.

В прошлом году коллеги нашли на территории Москвы два небольших фрагмента левого нижнего угла плиты XVII века. Практически ничего не читается, единственная надпись: «Раб Божий Роман Фомин». Причем «Фом» видно хорошо, дальше — сколы. По счастливой случайности сохранилась покраска букв — подобного мы никогда не видели. В то время слова в строке писали слитно, не выделяли большие буквы. А здесь — все буквы покрашены черным, а начальные буквы слов — красным. Фрагменты этой плиты также можно увидеть на выставке «История Москвы для детей и взрослых».

А в 2018-м на выставке «Тайна московских подземелий» мы показывали свеженайденное надгробие Анны Прозоровской, жены воеводы Петра Прозоровского, приближенного Петра I. Император, уехавший в Европу на несколько лет, оставил страну на трех соратников, одним из них был Прозоровский. Анна происходила из древнейшего боярского рода Ртищевых. Супруги, вероятно, были счастливы в браке. Анна родила двух дочерей и умерла достаточно рано, в 35-летнем возрасте. А ее муж прожил еще 42 года и вторично не женился, что большая редкость. В то время была довольно высокая женская смертность: причины — низкий уровень медицины, частые смерти из-за беременности и родов. В некрополях и семейных склепах нередко можно увидеть могильную плиту мужа и рядом — два или три надгробия жен: церковь разрешала до трех браков. Прозоровский занимал важные посты, был солидным государственным деятелем и мог в любом возрасте устроить свою судьбу — породниться с представителем его рода захотел бы кто угодно. А тут лебединая верность: очень красивая история.

В разных странах, у разных народов есть свои определенные ритуальные традиции: как хоронить, как оформлять место погребения и прочее. Надписи на надгробиях, к примеру, у нас хорошо прижились. Посмотрев на могильную плиту (сейчас чаще, конечно, на памятник), можно узнать имя и фамилию ушедшего в мир иной, иногда понять, от чего он умер, увидеть фото. Применяются орнаменты, а также символы. Надгробия (или памятники) оформляются цветами, ангелами, другими рисунками или малыми архитектурными элементами. И вспоминать о человеке его родные и близкие должны только добрыми словами.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.