ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

МультиВход
 

Ресторанные «фишки» прошлого – Съезд женихов и невест, например

Софья Кладова, portal-kultura.ru   
22 Ноября 2020 г.
Изменить размер шрифта

Культуролог Наталья Титова — обладательница внушительной коллекции, посвященной дореволюционным ресторанам. В коллекции — посуда, салфетки, другая утварь и элементы интерьера. Малую ее часть можно увидеть в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей. По этим любопытным экспонатам можно воссоздать вкусную и шумную историю едальных заведений Москвы.

Ресторанные «фишки» прошлого – Съезд женихов и невест, например

  • Ресторан Крынкина

В начале XX века российский золотой червонец был на «ты» с американским долларом, продукты питания шли на экспорт, народное хозяйство развивалось, а в литературе, музыке, театре и балете было много великих имен и живых легенд. Тогда же небывалого расцвета достигла и русская ресторанная культура. Пообедать можно было вкусно и достойно практически при любом объеме кошелька и желудка. И уже тогда хозяева ресторанов придумали многие лайфхаки и эксклюзивные услуги, которые используются в точках современной индустрии гостеприимства.

— Ресторанов в городе было много, — рассказывает Наталья Титова, — конкуренция сложилась нешуточная. Нужно было выделяться среди других заведений, искать, как сейчас бы сказали, свою «фишку», привлекать к себе внимание, но с умом. Например, искусной рекламой, составленной по всем законам маркетингового искусства.

— А были такие рестораны, которые в особой рекламе не нуждались, потому как о них и так все знали?

— И такие были. Ресторан «Большой Московской гостиницы», «Метрополь», «Прага», «Эрмитаж». Это были заведения с высокой кухней, фешенебельной обстановкой и высокими стандартами обслуживания. Сюда мог попасть далеко не каждый москвич, зато здесь частенько принимали высоких гостей, угощая их русско-французскими кулинарными шедеврами.

А вот в другом заведении, ресторане Крынкина, «кормили видами». Находился он на высоком обрыве Воробьевых гор, и с его террасы открывались великолепные панорамы на город. Представляете, Москва с высоты птичьего полета, эффектная в любое время года, утром, днем и особенно с наступлением вечера, когда зажигаются огоньки. За этим сюда и шли, за впечатлениями.

— Получается, эти виды и были «фишкой» ресторана Крынкина! Что еще могло быть подобным магнитом для гостей?

— К примеру, диковинный зимний сад. Такой был разбит при ресторане «Стрельна» в Петровском парке. Полюбоваться тамошними редкими экземплярами съезжались садоводы-любители со всех уголков России. Кстати говоря, «Стрельна» была зимним рестораном. Летом хозяева переводили торговлю в «Мавританию». И вот что любопытно. Поначалу эта площадка особой популярностью не пользовалась. Хозяин один, кухня великолепна, обстановка роскошна, а гость не идет. Нужно было детище спасать! Тогда ресторатор решил сделать так, чтобы публика в буквальном смысле замирала у его заведения. Он высеял перед рестораном особую смесь трав и цветущих растений, которые представляли собой и не газон, и не клумбу, а роскошный цветочный ковер. Причем на протяжении сезона он менял свой рисунок: одни растения отцветали, другие зацветали. За этой сменой было интересно наблюдать, и это был лишний повод снова посетить Петровский парк и заглянуть в «Мавританию».

Москвичам так понравилась эта ландшафтная диковинка, что они стали просить ресторатора раскрыть секрет этой смеси. Немного «помариновав» публику, он все же выпустил в продажу «Мавританский газон» с полным руководством по его разведению. И семена эти охотно покупали, и у фирм-конкурентов они появились, и в ресторан люди пошли. А вскоре уже никто и не помнил, что заведение было нелюбимо. Москвичам казалось, что оно всегда было безумно популярно.

— Но самым популярным рестораном Петровского парка наверняка был «Яр»?

— Да, только вот у наших с вами современников он ассоциируется прежде всего с цыганами, а там была и другая не менее увлекательная история. Это заведение прославилось еще и своими роскошными концертными программами из нескольких десятков номеров. Какие артисты там только не выступали! И певцы, и танцовщицы, и юмористы, и дрессировщики животных. А еще атлеты, стрелки, фокусники и даже маги. Артисты-звезды, зрелищные номера, фантастические декорации, это было по-настоящему первоклассное шоу. И для гостей ресторана оно было бесплатным!

Об этих концертах ходили легенды, сюда даже привозили жен и дочерей на выданье, не боясь, что они увидят непотребства или услышат со сцены что-то крамольное. Кстати сказать, некоторые гости специально приезжали в Москву только на один вечер, чтобы посмотреть эти фантастические представления и вернуться домой.

Ресторанные «фишки» прошлого – Съезд женихов и невест, например

— А были в те времена рестораны с дурной репутацией?

— И такие были. Например, ресторан «Гурзуф» в селе Всехсвятском. Он работал, когда остальные заведения уже были закрыты. Поэтому сюда приезжали догуливать. Поутру гость этого заведения еле стоял на ногах, порой пел неприличные песни и сильно бранился. И все это наблюдали местные жители, женщины и дети. Как это влияло на них? Плохо влияло.

В эту ситуацию решил вмешаться местный батюшка. Он много хлопотал о том, чтобы власти прикрыли это «гнездо разврата». Но ему удалось добиться лишь того, чтобы ресторану сильно сократили часы торговли. Правда, это в конце концов «Гурзуф» и погубило. Смысла ехать в такую даль уже не было: по дороге располагалось множество других веселых заведений.

— Получается, дурная репутация и скандалы могли стать и своеобразной рекламой?

— О да! Любое происшествие могло стать поводом для рекламы. Ведь смотря как на это посмотреть! Например, в начале прошлого века было очень популярно прощаться с жизнью в гостеприимных стенах ресторана. Кто-то пил нашатырь, кто-то стрелялся. Одни прямо в общем зале, другие в тихом уютном кабинете. Но все равно ведь на глазах у публики. Газетчики такие новости не упускали. И если поначалу писали о них небольшие заметки на один абзац, то со временем народился целый жанр — «ресторанная драма». Происшествие расписывали во всех подробностях на целую страницу. Как самоубийца жил, как дошел до точки, как ко всему этому относится его семья. И среди всего этого какие-то слишком уж подозрительные подробности про обстановку ресторана, про новый ремонт или рояль в углу зала, про то, что ел несчастный и алкоголем какой марки запивал свой последний ужин. Вероятно, рестораторы просто устали бороться с тем, на что повлиять не могли, и решили извлечь из этого хоть какую-то выгоду. Такую вот скрытую рекламу.

— А кто-нибудь из рестораторов рекламой занимался серьезно?

— Да! Например, Петр Николаевич Мартьянов, который с помощью четко продуманной рекламной кампании смог привлечь внимание и превратить свое непопулярное заведение в процветающий ресторан, который гости в честь хозяина прозвали «Мартьянычем». Располагался он в подвале Верхних торговых рядов. Это нынешний ГУМ. Вроде бы отличное местоположение, да? А публика не шла. Однако хозяин не расстроился и решил действовать радикально. И получилось, что произвел он небольшую революцию в ресторанном деле.

Прежде всего, расширил, как сейчас принято говорить, свою целевую аудиторию. Он обращался и к коммерсанту, и врачу, и юристу, и чиновнику, и юбиляру, и жениху, и вдовцу... Буквально каждый москвич был обласкан его вниманием. И не только господа, но и дамы! Вообще-то дамам ходить по ресторанам в одиночестве правила приличия не советовали. Только в сопровождении старшей по возрасту дамы, семейной пары или кавалера с хорошей репутацией. Но раз в год и только в период «дешевок», которые мы сейчас зовем «распродажами», правило это можно было нарушить.

Дамы тогда брали штурмом магазины, совершали спонтанные покупки, думали только об «уступках» (то есть скидках), уставали и были невнимательны. Что предложил чуткий «Мартьяныч»? Дабы избежать неприятностей (можно ведь и под колеса авто попасть в этой суматохе), не стоит покидать Верхние торговые ряды, чтобы отдохнуть и перекусить, нужно лишь зайти к нему в специальный Зеркальный зал. А там можно и подкрепиться, и примерить обновку, и пообщаться на тему скидок с другими дамами, похвастаться им своими обновками.

Ресторанные «фишки» прошлого – Съезд женихов и невест, например

  • Ресторан "Мартьяныч"

А еще Петр Николаевич активно зазывал к себе публику семейную. Для таких гостей тоже был отдельный зал, где можно было не бояться, что дети услышат что-то лишнее или станут свидетелями чего-то неприличного. Все-таки поведение выпивших соседей по столику было непредсказуемо.

— А что еще было «революционным» в продвижении этого ресторана?

— В этом заведении откликались на все праздники и любые значимые для города и горожан события, будь то приезд иностранных гостей или приближение к Земле кометы Галлея. Если никаких подходящих поводов не было, их придумывали сами. Вроде Съезда женихов и невест, где молодые люди могли перезнакомиться и создать семью.

А еще здесь постоянно экспериментировали с трансформацией пространства. И каждый раз было интересно наблюдать за результатами работы декораторов. Украсили зал множеством растений — получили цветущий сад, поставили у каждого столика елку — превратили зал в еловый лес. Был тут и «Париж в Москве», и даже «Морское дно».

— Рекламировалось все это в прессе? Наверняка и реклама была такой же необычной, как и затеи ресторатора?

— Верно, она была необычной, цепляющей, привлекающей внимание, особой для каждого повода. Сочиненная то в виде стихов, то небольшого рассказа, то басни, а то и шаржа. Одна рекламная публикация гласила про больной желудок, который «плохо варил» и «сильно дулся», потому что питался в низкосортных ресторанах. Тогда «Мартьяныч» взялся его поправить в обмен на обещание кормиться у него в течение месяца. И чудо случилось! Желудок полностью поправился и стал местным завсегдатаем.

— Сторителлинг получается! И какое тонкое заигрывание с публикой.

— Это Петр Николаевич умел. Вот еще одна его «затея»: на первой полосе одной популярной газеты он разместил картинку, которая изображала звездочета, подлетавшего к ресторану на аэроплане. К этому рисунку надо было придумать рассказ, чтобы тот прославлял ресторан «как он того заслуживает». Приз был назначен фантастический — целых 100 рублей, то есть фактически месячное жалованье. В этом конкурсе победил текст о том, как астроном одной далекой планеты увидел, что на Земле зажглась новая звезда. Он решил все про нее разузнать и отправился в космическое путешествие. Звездой оказался роскошный ресторан «Мартьяныч», полный довольной публики и ярко сиявший своими огнями.

— Как долго длилась эта рекламная кампания?

— Почти три года.

— А что случилось потом? Конец тоже был в рекламном духе?

— Конец был трагическим. В 1911 году ресторатора убил собственный сын.

— И про это наверняка много писали газеты?

— Писали много и очень подробно, потому что эта трагедия глубоко тронула москвичей. Но пересказывать ее подробности не хочется. Хочется, чтобы имена великих рестораторов ассоциировались не с их личной жизнью, а с их заслугами. А Петр Николаевич был смелым и талантливым новатором, который хайповал, заигрывал с публикой, развлекал ее и предвосхитил в своем деле многие современные ресторанные «фишки».

Реклама – двигатель торговли и услуг. И до революции люди это тоже хорошо понимали. Сейчас у рестораторов в связи с распространением коронавируса и закрытием в некоторых государствах и городах их заведений и ограничением деятельности наступили очень сложные времена. Будем надеяться, что наши современники, как и их предшественники, тоже придумают разные ресторанные «фишки», чтобы спасти свои бизнесы и несмотря ни на что все-таки остаться на плаву.

А что еще интересного было раньше?

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Загрузка...
Загрузка...
  • Иван Черняховский: молодой генерал с чредой очень ярких побед
    На фоне исторических фигур Жукова, Рокоссовского, Василевского его порой выделяют лишь как «самого молодого» из командующих фронтами. Но те же военачальники признавали Ивана Черняховского одним из самых талантливых советских полководцев, при том происходил он не из рода военных, родился 115 лет назад (если верить энциклопедиям прежней эпохи) в сугубо мирной семье железнодорожника.
  • Как корнет-мошенник совершил сделку века – продал… Зимний дворец
    Мир знает немало гениальных мошенников. Один из них – Николай Герасимович Савин (корнет Савин), который прожил жизнь, полную авантюрных историй. Один раз этот ловкач даже умудрился продать... Зимний дворец. Покупателем такого статусного объекта стал американский миллионер.
  • На борьбу с пылающим лесом в Якутию съехались лучшие пожарные страны
    Этим летом лесные пожары в Якутии по своему размаху превзошли все мыслимые пределы. Только представьте: горит 570 тысяч гектаров! На тушение выехали лучшие пожарные страны. Они констатируют: хвоя лиственницы высохла и стала порохом.
  • Армяно-азербайджанская граница: неужели вновь случилось обострение конфликта?
    Президент Азербайджана Ильхам Алиев явно поторопился с заявлением, что конфликт с Арменией закончен. Канонада, к сожалению, возобновилась, и имеются жертвы.
  • Малоизвестные и удивительные факты о России
  • Геронтолог: 120 лет для человека — реально и совсем не предел
    Сколько может прожить человек? Во времена Пушкина генерал лет тридцати с небольшим считался почти стариком. А сегодня мы не готовы мириться с тем, когда про человека под 60 говорят, что он пожилой.
  • При эксгумации мощей православных святых большевики увидели такое…
    В 1920 году вскрыли больше шести десятков мощей православных святых, находившихся в нескольких русских губерниях. Невероятно, но среди них оказалось пять кукол, а в некоторых гробницах вообще не было останков.
  • Куда уж круче?! У гаишника-взяточника нашли его портрет в форме… маршала
    Невиданное дело — в доме у высокопоставленного ГИБДД-шника из Таганрога обнаружили картину с его портретом в форме и с наградами маршала Василевского.  А до этого отличился другой сотрудник ведомства, у которого в доме и вовсе нашелся золотой унитаз. Одним словом, об уничтожении коррупции в рядах работников ГИБДД говорить не приходится.
  • Девяностые. Начало (14)
    Главы из книги Игоря Широбокова «С Ельциным и без него, или Политическая шизофрения». 2007 год
  • Забавные животные-2
  • Косточки манго
    mango В знойный летний день принесли во дворец несколько корзин прекрасных манго — дар какого-то раджи. Этот сорт манго давно славился своим необыкновенным вкусом, и падишах очень любил его. Он дал немного плодов родственникам, а остальные велел отнести к шахине и, усевшись рядом с ней на ковёр, стал лакомиться манго.
  • Михаил Шуфутинский: Я хочу звучать в сегодняшнем дне
    Песня Высоцкого «Мой друг уехал в Магадан» как будто рассказывает об одном эпизоде из жизни Михаила Шуфутинского. До отъезда в США у него была первая, внутренняя эмиграция. С вопроса о том, что привело его «на севера», и начался разговор.
  • Маленькое Азовское море – водоем с большими угрозами
    Самое маленькое и мелкое в мире море, Азовское, является частью бассейна Атлантического океана и омывает берега только двух стран — России и Украины. Несмотря на свои весьма скромные параметры (глубина не превышает 13.5 метров), оно может таить в себе множество опасностей.
  • Путешествия семьей на самолете станут доступнее?
    Авиабилеты для семейных путешествий начнут продавать по льготным сниженным тарифам после завершения отбора авиакомпаний, рассказали в Росавиации. Продажи стартуют к середине августа. Продавать авиабилеты по сниженным тарифам семьям будут по постановлению правительства, которое вступило в силу. Специалисты говорят, что воспользоваться льготами смогут не менее 50 тысяч пассажиров. В 2021 году на субсидии предусмотрено 1,35 млрд рублей. Пока идет работа по отбору авиакомпаний. «Продажа билетов начнется сразу после заключения соглашений между Росавиацией и авиаперевозчиками», — указали в ведомстве.
  • На президента Украины подали в суд за госизмену?
    Шевченковский райсуд Киева обязал Государственное бюро расследований (ГБР) начать досудебное следствие о возможном совершении государственной измены президентом Владимиром Зеленским и его окружением. Соответствующее заявление подала в ГБР группа лиц, включая экс-депутата Верховной рады Андрея Тетерука. Однако правоохранители дело не открыли, а потому заявители обратились в суд с жалобой на их бездействие и потребовали заставить ведомство начать расследование.
  • «Иностранец в Москве». Ширвиндт и Державин (1980)
  • Надкушенные яблоки
    apple Одна маленькая девочка держала в руках два яблока. В комнату вошла её мама и с улыбкой спросила свою маленькую принцессу:— Милая, ты не могла бы дать своей мамочке одно из двух яблок?
  • Валерий Сюткин: Музыки стало очень много
    «Стильный оранжевый галстук», «Вася», «Я то, что надо», «Дорога в облака», «Любите, девушки», «7 тысяч над землей», «Радио ночных дорог»... Без этих песен сложно представить отечественную сцену последних десятилетий. А исполнял их Валерий Сюткин. Он заслуженный артист РФ, почетный деятель искусств города Москвы, экс-вокалист группы «Браво».
  • Прививаться от ковида можно не всем. Как же быть?
    На фоне массовой вакцинации от ковида в России некоторые граждане получают медицинский отвод — временный или постоянный. Это значительные категории людей, которые остаются не защищенные в условиях агрессивного распространения коронавирусной инфекции. Кто оказался в зоне риска и как и им выжить без прививки, давайте разберемся.
  • Корюшка и краб удостоились внимания Минсельхоза
    Минсельхоз предложил к промыслу в Карском море краба-стригуна опилио, а в Западном бассейне — не ограничивать вылов корюшки. Хотя поправку с корюшкой можно назвать технической, но в Заксобрании Петербурга считают правильным, что Минсельхоз обратил внимание на мелкую рыбёшку, которая этой весной стала основной скандальной темой в среде российских рыбаков. Стоимость килограмма рыбы доходила до тысячи рублей, и сбить цену помогло бы предоставление рыбакам мест без проведения торгов, уверены депутаты Северной столицы.