30 января 1934 года трагически погиб экипаж стратостата «Осовиахим – 1». Три аэронавта совершили по тем временам подвиг, достигнув высоты в 22 км в зимних условиях. Руководил полётом стратосферного аэростата Федосеенко Павел Фёдорович. В экипаж входили бортинженер А.Б. Васенко и научный сотрудник И.Д. Усыскин. Это был опытный спаянный экипаж аэронавтов, но риск полёта в зимних условиях был велик. И всё таки экипаж пошёл на это. Всё шло хорошо...
Стратостат стартовал из Москвы 30 января 1934 г. утром, быстро набирал высоту и в 11 часов 42 минуты достиг рекордной высоты в 22 км. Пробыв на этой высоте, начал спуск.
С началом спуска с аэростата сообщили, что из-за работ на борту временно прекращают связь. После этого «Сириус», позывной стратостата, больше на связь не вышел. А поздней ночью пришла телеграмма со станции Кадошкино Казанской железной дороги, что найдена гондола с тремя погибшими исследователями стратосферы.
В начале 20-го века интерес к атмосфере и стратосфере был велик, как сегодня интерес к космосу. Нижние слои атмосферы осваивали с помощью авиации, более высокие с помощью аппаратов легче воздуха – воздушных шаров, зондов и стратостатов. Аэронавтика стала развиваться с 1783 г., но особый интерес к ней возрос после первой мировой войны в связи с развитием техники. Ещё К. Э. Циолковский предсказывал, что полёты на стратостатах необходимы, так как они должны привести к переориентации на реактивную технику, а значит, откроют дорогу в Космос. Что и случилось. Естественно, развивающийся СССР не мог остаться в стороне от этого, а кроме того, это был отличный способ укрепить свой престиж в мире.
Полёты стратостатов были государственным приоритетом в освоении стратосферы. 30 сентября 1933 г. в воздух поднимался стратостат «СССР», пилотируемый аэронавтом Г.А. Прокофьевым и достиг высоты 19 км. Тогда же Г. Прокофьев сделал сенсационное заявление, что он и его экипаж готовят зимний полёт стратостата «СССР – 1». Это и побудило Павла Федосеенко подать рапорт в Центральный Совет Осовиахима с предложением осуществить полёт стратостата «Осовиахим-1» зимой.
Предложение было принято. И командир экипажа пилот-аэронавт П.Ф. Федосеенко, инженер-конструктор-аэронавт А.Б. Васенко и научный сотрудник-физик-аэронавт И. Д. Усыскин приступили к подготовке полёта, который они решили посветить 17 съезду ВКП(б), который должен был пройти в Москве.
На утреннем заседании 17 съезда ВКП(б) 31 января 1934 г. было зачитано сообщение: «30 января, между 15 час 30 мин и 17 часами дня, в Инсарском районе Мордовской области, около села Потижский Острог, в 8 км южнее станции Кадошкино Московско-Казанской железной дороги, упал стратостат «Осовиахти-1»...» Делегаты съезда почтили память погибших стратонавтов. Эта же катастрофа положила начало секретности, характерной и для начала развития космонавтики. Появился документ, который гласил: «Запретить публиковать в ТАСС и нашей прессе какие-либо данные о полётах в стратосферу, а равно о самом стратостате впредь до особого на то разрешения СНК» (РГВА форма 29). Наступила эра соревнования в освоении околоземного пространства.
Расследование трагедии позволило предполагать, что она произошла вследствие целого ряда обстоятельств, как конструктивного плана, так и объективного порядка (внешняя среда). И всё-таки главное – страшные последствия трагедии (гибель людей) были в недоработке конструкции аппарата (входной люк, маневренный балласт и другое). Эта катастрофа заставила задуматься о спасательных устройствах стратостата.
Трагедия стратостата «Осовиахтм-1» не прервала исследований стратосферы с помощью аэростатов. Полёты продолжались. 22 июля 1940 г. из г. Звенигород стартовал «Осовиахим-2», правда, неудачно, но это уже другая тема.
Страна воздала почести погибшим стратонавтам, посмертно наградив всех членов экипажа орденом Ленина (тогда ещё не было звания Героя – В.К.). Второго февраля 1934 г. прахи всех трёх членов экипажа стратостата были захоронены в Кремлёвской стене. Урны в ниши ставили И.В. Сталин, В.М. Молотов и К.Е. Ворошилов. Вся Москва провожала героев в последний путь.
Подвиг стратонавтов был увековечен различными способами, начиная от выпуска марок и кончая памятниками. На месте падения гондолы стратостата «Осовиахим-1» сразу же был установлен обелиск, а в предверии 30-летия полёта «Осовиахим-1» на привокзальной площади г. Саранска (Мордовия) состоялось открытие памятника героям-стратонавтам. Во многих городах страны улицы названы именами героев, в том числе и в родном для Федосеенко городе Острогожске. В краеведческом музее Острогожска существует постоянная экспозиция посвящённая герою-земляку.
Полёт стратостата «Осовиахим-1» приблизил прорыв в Космос. Но этот прорыв отодвинул исследование атмосферы и стратосферы на второй план. А зря! Мы до их пор не разгадали загадку климата, погоды и много других земных вещей, которые зависят от ближнего воздушного окружения до 100 км высоты.
В наши дни после затишья стратостаты стали привлекать внимание не только исследователей, но и военных, а это что-то значит.
Р. S.
2 февраля 1966 г. американский парашютист Николас Пиантонида поднялся на стратостате Strato-2 на высоту 37 643 метра;
14 октября 2012 г. австралийский парашютист Феликс Баумгартнер установил новый рекорд на стратостате, достигнув высоты 39 068 метров;
23 мая 2002 г. беспилотный стратостат BU60-1 поднимался на высоту 53 км.
От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.