«Су» – значит Сухой |
Использованы материалы svbr.livejournal.com, ru.wikipedia.org |
11 Августа 2021 г. |
22 июля 2021 года 126 лет назад родился выдающийся авиаконструктор, основоположник реактивной и сверхзвуковой авиации Павел Осипович Сухой. Доктор технических наук, дважды Герой Социалистического Труда, кавалер трёх орденов Ленина, орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и «Знак Почёта», лауреат государственных премий. НачалоМальчик появился на свет в белорусском селе Глубокое, в семье учителя. В семье Сухих было шестеро детей, Павел был единственным сыном. Всем детям старались дать хорошее образование, все много читали, играли на скрипке, пели, издавали рукописный журнал. В 1914 году случилось событие, определившее дальнейший жизненный путь гимназиста Сухого. Позже Павел Осипович рассказывал, что самым сильным впечатлением этих лет были показательные полёты над Гомелем аэроплана, который пилотировал русский авиатор Сергей Уточкин. Полёты проходили в рамках публичных гастролей Уточкина по городам Российской империи. Павел Сухой вспоминал: «…Я шёл с ребятами из гимназии, и вдруг над нашими головами пролетел аэроплан. Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек летит над нами!» После этого Павел уже не думал ни о чем, кроме авиации. В 1914 году он окончил гимназию с серебряной медалью и одной четверкой по немецкому. Сразу попасть в Императорское высшее техническое училище в Москве не получилось, но юноша не опустил руки: он поступил на математический факультет университета, через год повторил попытку и на сей раз стал студентом ИВТУ (будущее МВТУ им. Баумана). Там действовал кружок воздухоплавания, организованный профессором Николаем Жуковским, и Сухой строил там свои первые планеры, модели самолетов, участвовал в проектировании аэродинамической трубы. Шла Первая мировая война, и Павла призвали на военную службу, отправив на Западный фронт. В Москву Павел Сухой вернулся в 1917 году и обнаружил, что Высшее училище закрыто. Он отправился на родину в Белоруссию, где нашел место учителя математики в городе Лукинец, недалеко от Бреста. Там Павел переболел сыпным тифом, а затем перенёс скарлатину, которая дала осложнение на горло, он даже говорил приглушённо, с трудом. Быть может, поэтому в дальнейшем прослыл «молчуном». По этой причине коллеги по работе полагали, что Павел Сухой «несколько суховат» и малообщителен. В 1920 году, когда возобновились занятия в вузах, Павел вернулся в Москву. Там в 1923 году он женился на учительнице французского языка Софье Тенчинской, своей землячке, с которой случайно встретился на улицах Москвы. 29 апреля 1925 года у пары родилась дочь Ирина, а позднее в 1932 году сын Дмитрий. Ведущий конструкторДнём Павел Сухой учился, а вечерами подрабатывал в Конструкторском бюро Фомина, где проектировались дирижабли. В начале 1924 года Сухой стал работать чертёжником в экспериментальном отделе ЦАГИ — организованном в 1920 году Центральном аэрогидродинамическом институте, который возглавили Николай Жуковский и его ученик Андрей Туполев. В марте 1925 года Павел Сухой защитил диплом на тему: «Одноместный истребитель с мотором 300 лошадиных сил» под руководством Туполева и получил квалификацию инженера-механика. Андрей Туполев разглядел талант и пригласил молодого инженера на работу в конструкторский отдел ЦАГИ. Павел Осипович, кроме таланта, имел и другие важные качества: высокую работоспособность, оригинальное нестандартное мышление, умение находить необычные решения. Он быстро прошел путь от инженера до заместителя главного конструктора. Работая под руководством Туполева, Сухой стал ведущим конструктором «рекордного» АНТ-25, на котором летал знаменитый Валерий Чкалов, и БД-2 с двумя двигателями, на котором установил рекорд дальности экипаж Гризодубовой. В 1940 году Павлу Осиповичу присуждена учёная степень доктора технических наук без защиты диссертации. Маршал авиации, Герой Советского Союза Иван Пстыго: «Я горжусь тем, что мне довелось летать на машинах Павла Осиповича Сухого. Это был выдающийся человек и конструктор. Случалось, он принимал решения, которые, казалось, противоречили общепринятым представлениям, были непонятны даже для специалистов. Но проходило время, и все убеждались, что идея конструктора правильна. Его способность предвидения всегда поражала». Незадолго до Великой Отечественной войны был объявлен конкурс на создание ближнего бомбардировщика под условным наименованием «Иванов» (ближний бомбардировщик ББ-1, с 1940 года — Су-2). Павел Сухой стал победителем и возглавил собственное КБ. Лёгкий бомбардировщик Су-2, «первенец» Сухого, выпускался серийно с 1940 года. Всего было построено около 900 экземпляров Су-2 и его модификации Су-4. Экипажи Су-2 героически сражались с врагом в первые годы войны. А за создание в условиях войны бронированного штурмовика Су-6 авиаконструктор был удостоен Сталинской премией. Несмотря на очевидные успехи, в 1949 году решением правительства КБ Сухого закрыли. Павел Осипович вернулся к Туполеву, став его заместителем. «Семейство Сухих»В 1953 году Павла Сухого снова сделали главой собственного КБ, поручив ему изучение истребителя «Сейбер» американского производства, попавшего в СССР в качестве трофея во время войны в Корее. Сухой первым начал работать над проектами реактивных самолётов еще в конце Великой Отечественной войны, считая, что за ними будущее авиации. Возглавив бюро, он продолжил изыскания. Здесь талант авиаконструктора и руководителя, его интуиция и умение идти своим путем проявили себя во всем блеске. Был разработан истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для грунтовых аэродромов. Под руководством Павла Осиповича стали разрабатываться сразу два направления новых машин — со стреловидным крылом, получившим кодовое наименование «С», и треугольным, получившим кодовое наименование «Т». Успешно были реализованы оба проекта, а впоследствии, благодаря подобным наработкам, был создан Су-17 — первый в СССР самолёт с изменяемой геометрией крыла. Всего под руководством Сухого было разработано около 50 конструкций самолётов, многие из которых произвели настоящую революцию в авиастроении. К достижениям Павла Сухого как конструктора можно отнести изобретение убирающегося в полете шасси, топливные баки-отсеки крыла, гладкую металлическую обшивку, катапультируемое кресло летчика, полностью закрывающаяся отапливаемая кабина, тормозной парашют, систему спасения экипажа самолета в отделяемой кабине и многое другое. Последней машиной Павла Осиповича стал штурмовик Су-25, разработку которого КБ начало в инициативном порядке. Военные не приняли проект, так как считали штурмовики отжившими свое. Но Сухой твердо стоял на своем. «Продолжайте работу, — сказал он конструкторам, работавшим над проектом штурмовика, – военные сами не понимают, что им нужен именно этот самолет. Пройдет немного времени, и все встанет на свои места». Интуиция не подвела Сухого и в этот раз. Началась война в Афганистане, и штурмовик срочно понадобился. Авиаконструктор Сухой дожил до 80 лет и умер 15 сентября 1975 года, оставаясь бессменным руководителем своего КБ. Посмертно награждён золотой медалью имени академика А. Н. Туполева № 1 Академии наук СССР. Медаль была вручена вдове авиаконструктора — Софье Феликсовне Сухой. Сейчас опытно-конструкторское бюро Сухого — одно из ведущих авиационных конструкторских бюро мира. На его счету целый ряд спортивно-пилотажных и боевых самолетов, а последней разработкой стал новейший легкий однодвигательный истребитель пятого поколения Су-57, не имеющий мировых аналогов. Еще о великих людях в отечественной авиации и о ее будущем:
|
|