Князь Александр Невский – один из почитаемых героев русской истории и один из наиболее чтимых русских святых. Однако его исторические оценки весьма неоднозначны, да и церковная канонизация может вызвать недоумение: за что, собственно, его прославили?
Отказ от церковной унии с Ватиканом
«Житие святого благоверного князя Александра» на этот вопрос не отвечает. Как выразился английский историк Димитрий Оболенский, оно «несмотря на не слишком усердные попытки автора облечь его в агиографическую форму, в действительности повествует о воинской доблести». Но это явно не та черта, которая привела к его церковной канонизации.
Часто говорят, что Александр Невский, унизившись перед татарами, спас Россию от духовной агрессии Запада, защитив православную Русь в битвах со шведами и Тевтонским Орденом. Но представляется, что это только одна сторона медали. В действительности, отказ Александра выслушать двух кардиналов, пришедших к нему от Папы римского, имел не менее важное значение для сохранения православной Руси, чем военные победы князя.
Письма римского Папы Александру
В архиве Ватикана хранятся два письма Александру от Папы римского Иннокентия IV, датированные 1248 годом. В одном из них говорится, будто отец Александра Ярослав, находясь в Орде, незадолго перед смертью принял католичество от римского посла Джованни Плано Карпини. Папа убеждает Александра последовать завету отца, принять вероучение римско-католической церкви и построить в своих владениях католический кафедральный собор. Очевидно, на это письмо Папа получил обнадёживающий ответ, так как во втором письме благодарит Александра за намерение построить католический собор и сообщает, что для решения дальнейших вопросов посылает к Александру двух легатов. Легаты, как известно из летописи, приехали к князю в 1251 году и тут же отправились восвояси, получив недвусмысленный отказ Александра принять католичество.
Письма Папы могут быть фальшивкой; с другой стороны, никаких доказательств этому нет, и их наличие не противоречит событиям, о которых мы знаем. Так что представляется весьма вероятным, что Александр мог играть с Папой в дипломатическую игру, надеясь на военную помощь с Запада против татар, которую обещал обеспечить ему Иннокентий IV. Но в конце концов принял то решение, которое принял. Одновременно с ним галицкий князь Даниил Романович согласился на унию с католической церковью в обмен на обещание помощи, но последней так и не получил. Так что Александр поступил, безусловно, дальновидно.
Правда, указанные источники оставляют без ответа вопрос, почему именно в это время – в первой половине XIII века – так усилились попытки Ватикана подчинить себе русскую церковь.
Латинская оккупация Константинополя: трудное время для православия
Это было исключительно сложное время для православия. В 1204 году западноевропейские крестоносцы захватили Константинополь и разделили между собой Византийскую империю. Константинопольским патриархом был назначен католик. Положение для православных усугублялось тем, что среди православных греческих государств обострилась борьба за легитимное право представлять собой наследников Византии. Вначале Феодор Ласкарис провозгласил себя императором в Никее. Но в 1225 году деспот Эпира Феодор Ангел короновался в Фессалониках императорской короной. Так возникли два императора, а при них – два православных патриарха.
В источниках содержатся очень скудные известия о первоиерархах русской церкви этого времени. Есть даже некоторая неизвестность относительно того, кто вообще занимал тогда место митрополита Киевского и всея Руси. Обстановка проясняется в 1243 году, когда некто Кирилл был избран собором русских епископов кандидатом на вакантный митрополичий престол. Поддержку Кириллу оказал галицкий князь Даниил. В 1246-1247 гг. Кирилл ездил в Никею и получил там поставление.
Есть свидетельства, что всё это время Ватикан пытался оказать давление на русскую православную церковь с тем, чтобы она приняла митрополита, назначенного католическим первосвятителем оккупированного крестоносцами Константинополя.
В 1251 году Кирилл впервые приехал на север Руси, где встретился с князем Александром. Хронологически это совпадает с тем годом, когда князь дал «от ворот поворот» папским легатам. Не будет излишней смелостью предположить, что уклончиво-обнадёживающие ответы Папе на его послания Александр давал до приезда к нему митрополита, и что политика князя окончательно изменилась после встречи с предстоятелем русской церкви.
Ещё почти два десятилетия после смерти Александра Невского Кирилл (до самой своей смерти в 1280 году) оставался во главе русской церкви. С его деятельностью связано восстановление нормальной жизни русской митрополии после татарского нашествия. Он старался максимально замирить татар в отношении Руси, оказывал влияние на золотоордынских ханов, в 1261 году учредил православную епископию в столице Золотой Орды Сарае, в 1274 году под его председательством состоялся собор русских епископов, отвергнувший очередные планы унии с католичеством (теперь они исходили от патриархата освобождённого греками Константинополя). Надо полагать, что наибольшее впечатление от княжения Александра Невского у русских церковных людей второй половины XIII века оставило отстаивание духовной независимости русской православной церкви в противостоянии с Римом. При этом деятельность духовного руководителя князя – митрополита Кирилла – осталась как бы в тени Александра с его блистательными воинскими подвигами, о которых в первую очередь помнил и его церковный агиограф.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».
Виктор Николаевич Калинкин родился в 1950 году в Забайкалье. Окончил отделение журналистики Иркутского государственного университета. Работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Награжден почетными грамотами Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Федеральной службы лесного хозяйства России, почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.
Как-то в нашей редакции собрались отметить день рождения одного из нас коллеги – бывшие журналисты и редакторы различных СМИ. Нас было тогда шесть человек, и все разных возрастов – от 45 до 85. В ходе этого сабантуйчика мы, кроме всего прочего, вспоминали и нашу прежнюю жизнь (каждый свою). И как-то сам собой возник спор: а когда, черт побери, нашему народу все же «жилося весело, вольготно на Руси»? Какой период СССР и какого правителя тех времен можно бы было назвать лучшим и худшим по отношению государства к своим подданным?