ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

«Не в Сталине и не в партбилетах дело»

Изменить размер шрифта

army slava

Он реальный очевидец той войны. Один из писателей-фронтовиков, которые живы и могут рассказать о ней, о том, что она значила и значит. И хоть Дмитрий Анатольевич Жуков, высокий, прямой, с живыми глазами, говорит, что, здоровье пошаливает, но, начиная рассказ, будто забывает, что в августе ему исполнится 88 лет. А роду его более тысячи лет, он берёт начало со времён Крещения Руси, фамильный девиз – «Честь побеждает всё». Дмитрий Жуков – автор множества романов, повестей, рассказов, научно-художественных книг, сценариев, очерков, статей, давний автор «ЛГ». Переводчик английской, американской, югославской классики. Не перечесть его государственных наград, литературных премий.

Мы встретились накануне праздника в его квартире на Бережковской набережной. Жена, Ирина Аркадьевна, налила кофе. Весна и солнце врывались с балкона на кухню. И тогда, 70 лет назад, тоже была весна. Победная.

– Дмитрий Анатольевич, вам ещё не было семнадцати, когда в 1944-м стали добровольцем?

– Но я был высокий, крепкий, хоть и худющий. Да и с десятилеткой за плечами. Жил тогда в Грозном, где работал отец. В воинской части нам дали кое-какое обмундирование, стали обучать, готовить к фронту. Зимой сорок пятого направили в войска. Нас, молодых, старались щадить. В начале апреля сорок пятого года у самой передовой при досмотре взятого фашистского дота под какой-то деревушкой в Австрии рядом рвануло. Схватился за голову – вижу в ладони клочья своих волос, кровь. Боли не почувствовал, потерял сознание. Очнулся в госпитале. Конечно, молодой был, через недели две стоял на ногах, но после контузии на фронт уже не послали. Отправили в Киев, в один из полков, а оттуда – в военное училище связи.

– А День Победы?

– О, это скоро случилось, встретил его в Киеве. Все мы выбежали из казарм. Стрельба в воздух, крики, объятия... Трудно передать, что на душе творилось. Радость неимоверная!

– Было время, особенно в 90-е годы, когда значение Победы стали пригашать, на неё набросили «сталинский отлив», договорились, что жертвы были чрезмерны и, скажем, Ленинград нужно было сдать. Немцы-де люди цивилизованные...

– Я никогда не состоял в компартии, и отец мой, а он был видный нефтяник, тоже не состоял. Отца по делам оценивали, он был высококлассный специалист. Война ведь шла не только против фашизма, который, как тогда в газетах писали, был «звериным оскалом империализма». Воевали за свою страну, за наши традиции, корни, культуру – у кого есть культура богаче, объёмнее? Принадлежа к древнему русскому роду, это душой осознавал, и многие ощущали это на уровне души. Встречались предатели, трусы, мародёры, такие всегда есть, но большинство не задумываясь готово было сражаться.

Мне довелось издать книгу про имама Хомейни после нескольких поездок в Иран. Став во главе страны, он отказался перебраться во дворец и остался жить в скромном домишке. И после Сталина пожитков почти не осталось. Не ради того он жил. Им никто не манипулировал, не мог под его крылом нагло нажиться.
С конца 20-х годов он ясно осознавал, что страну надо сделать крепкой, строить заводы, кормить людей, добиться сплочённости, иначе сотрут в порошок. Он был советский царь или советский имам. А будь иначе, неизвестно, была ли бы страна готова к столкновению с Гитлером.

– Этому было подчинено всё.

– Мой отец дружил с Георгием Васильевым, одним из создателей «Чапаева», – вот они вдвоём на фотографии, видите? «Чапаева» и другие фильмы тогда вся страна смотрела. И книги читала. Искусство поднимало, воспитывало патриотизм, готовность постоять за общее дело, за товарищей, несло веру в светлое будущее. Это гораздо лучше, чем начавшееся в 90-е годы принижение истории нашей, нашей армии, вождей, которые есть у всех больших народов. Началось вытравливание уверенности в завтрашнем дне: мол, Россия недоделанная какая-то, надо её под кого-то или подо что-то подстроить.

Это неправильно. И не в Сталине и не в партбилетах дело. Преступления против невинных, репрессии, которые проводились подчас бездумно и топорно, не надо оправдывать, но нельзя сводить предвоенную историю к ним одним. Страна оказалась готовой к войне с фашистами и победила в ней.

– Вопрос в ракурсе. В упомянутые 90-е годы похороны Сталина подавались в прессе, иных исторических исследованиях чуть ли не как его очередное, уже посмертное преступление, когда в давке погибали люди, все ослеплённые, по-современному говоря, зомбированные.

– Я тогда оканчивал в Москве Военный институт иностранных языков, был офицером, мы стояли в оцеплении у Пушкинской площади. Да, была давка, многие люди, особенно те, что оказывались у стен домов в центре города, попадали в решётки ниш подвальных этажей, ноги, руки ломали. И нам доставалось. Но все испытывали настоящую боль, понимая, что значение Сталина в жизни страны, в достижении Победы очень велико. В первые дни войны он молчал, никто не знает подлинных причин этого, больше догадок. Но потом потянул воз, всех в кулак собрал. И после войны мы стали быстро подниматься. На похоронах всех тревожил вопрос: а кто на смену придёт, как дальше всё будет? Это же естественно! От правителей очень многое зависит.

– Нужна гармония, законы должны работать. Но в истории масса примеров, когда правление жёсткое, даже тираническое, а страна крепнет, люди лучше живут, особенно если богатства не в одних руках и власть не ворует. А бывает, болтают о демократии, европейских ценностях, новых горизонтах, а страна, как сейчас Украина, нищает, власти наживаются, голову поднимают нацисты. И свобода-то не для всех...

– Мой отец после войны во Львове нефтяников готовил, Украина мне близка. То, что там сейчас творится, вызывает большое беспокойство. Идёт война с народом, с историей, разрываются культурные связи между нами.

– Вижу, тревожное у вас настроение.

– Да. И нам надо выстоять, стать сплочённее, сильнее, избавиться от бездарей и воров, тянущих одеяло на себя. Тогда и перед Победой не будет стыдно.

lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.