НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
-14-
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз...
2025-05-07-07-39-49
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того,...
2025-05-07-06-02-59
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в...
2025-05-05-00-04-25
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному...
2025-05-04-23-35-34
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли...

Найден "Сом" - легенда российского флота

30 Июля 2015 г.

more

Исследовательская группа дайверов обнаружила в территориальных водах Швеции старую затонувшую субмарину с кириллическими надписями на корпусе. С большой степенью вероятности ее идентифицируют как подлодку «Сом» Российского императорского флота, погибшую в этих водах почти 100 лет назад.

som1
Подводная лодка «Сом», 1904 год

Шведская организация дайверов-любителей Ocean X Team распространила сообщение о том, что у восточного побережья Швеции, в территориальных водах (на расстоянии около 1,5 миль от берега) обнаружена маленькая неизвестная субмарина, на корпусе которой видны кириллические буквы.

Это тут же вызвало приступ паранойи у неосведомленной публики, немедленно связавшей находку с осенними скандалами 2014 года, когда шведский флот активно ловил в своих водах гипотетический российский подводный аппарат.

Однако изучение фотографий лодки, представленных дайверами, неожиданно показало, что с высокой степенью вероятности на дне в шведских водах лежит подлодка Российского императорского флота «Сом», пропавшая в мае 1916 года. На это указывают характерные детали, обводы ограждения рубки и, собственно, та самая кириллическая надпись.

som2
Корпус лодки, заметна часть буквы М и буква Ъ

Нынешняя находка — не сенсация: шведские дайверы уже видели этот корпус в 2011 году, и уже тогда предположили, что это «Сом». Однако полученные снимки, где четко видны буквы «...МЪ» на корпусе, позволяют почти уверенно утверждать, что перед нами именно «Сом».

Кого нашли

«Сом» — лодка во многом удивительная. Относившаяся к первому поколению строевых субмарин отечественного флота, она к моменту своей гибели безнадежно устарела, несмотря на отличные эксплуатационные характеристики и хорошую мореходность. Зато «Сом» успел послужить сразу на трех российских флотах.

Изначально это американская лодка Fulton, построенная в 1901 году фирмой Джона Голланда в инициативном порядке. Промышленники хотели продемонстрировать лодку и найти на нее покупателя.

som3
Подлодка «Сом» во Владивостоке.

С 1903 года к лодке присматривались российские моряки. Но только в 1904 году, сразу после начала Русско-японской войны, Невский завод, представлявший интересы Голланда в России, получил от морского ведомства заказ на постройку пяти подводных лодок. Fulton перевезли в Россию, назвали «Сом», после чего по его образцу в 1904-1907 годах на отечественных верфях построили еще шесть лодок «рыбьей» серии.

«Сома» разобрали, доставили в Кронштадт пароходом в июне 1904 года (для соблюдения секретности груз именовался «паровым котлом»), и к сентябрю собрали и опробовали. В ноябре лодку погрузили на специально сконструированную железнодорожную платформу и отправили на Дальний Восток, где шла война. Торпеды, однако, задержались и попали во Владивосток только к апрелю 1905 года.

После войны с Японией «Сом» вместе с другими малыми субмаринами, перевезенными на Дальний Восток, служил на Тихом океане. В декабре 1914 года в связи со спокойной обстановкой и наладившимися отношениями с Японией подлодку было решено отправить на Черное море. «Сом» ходил в прибрежные дозоры у Балаклавы, потом его перевели в Одессу.

som4
Подводная лодка «Сом» в плавучем доке

Летом 1915 года флот решил, что заслуженный аппарат (уже сильно устаревший) нужен ему на Балтике. Субмарину опять перевезли на железной дороге — на третий флот, к месту последней службы.

Лодка базировалась в Мариенхамне, на Аландских островах, и с осени 1915 года ходила в дозоры в южную часть Ботнического залива.

Последний поход

В мае 1916 года «Сом» находился на обычном дежурстве в окрестностях Оландсгафа (Аландское море). С апреля 1916 года командовал лодкой лейтенант Хрисанф Бугураев — представитель донского казачества на подплаве. Вместе с ним в тот раз в море вышли еще 17 человек.

В 4 часа утра 10 (23) мая «Сом» встретил в море небольшой пароход Angermanland тоннажем 645 брутто-регистровых тонн, принадлежавший шведской судоходной компании Stockholms Rederi AB Svea.

Дальше версии разнятся. В российских источниках принято указывать, что шведский пароход преднамеренно протаранил «Сома». На чем основано это эмоциональное утверждение, сказать трудно. Скорее всего, это связано с аналогичным случаем, произошедшим чуть позже, 9 июня 1916 года, когда другой шведский пароход попытался таранить российскую подлодку «Волк» и смял ей поднятые перископы.

Очевидцы с борта шведского судна говорят, что лодка шла параллельно курсу парохода на дистанции около 150 метров, а потом пошла наперерез. Полагая, что подводники готовятся остановить и досмотреть судно на предмет контрабанды (то есть грузов, перевозимых в Германию), капитан отдал приказ остановиться. Лодка убрала перископ, поднырнула под судно, после чего шведские моряки почувствовали удар о подводную часть корпуса.

Дальнейшая судьба

Сразу после Второй мировой войны лодки, бывало, поднимали, чтобы перезахоронить экипаж, но сейчас подводные лодки тех времен, обнаруженные на морском дне, без особых причин трогать не принято. Нередко их объявляют братскими могилами, устанавливают на их корпусах памятные таблички.

Скажем, осенью 2009 года шведы нашли возле острова Готска-Санден на глубине 100 метров еще одну жертву Первой мировой войны — российскую субмарину типа «Барс». Было объявлено, что лодку поднимать не станут, но в будущем подумают о том, не снять ли с нее торпеды, представляющие потенциальную угрозу. В том же году у Аландских островов группа шведских и финских дайверов обнаружила советскую лодку С-2. Ранее, в 1998 году, шведы нашли С-7, торпедированную финскими подводниками в 1942 году.

som5
Контуры лодки на локаторе

В любом случае подъем лодки считается компетенцией страны-собственника или хотя бы требует его одобрения и сотрудничества. Исключения делались тогда, когда лодка затапливалась в узостях, на фарватерах и мешала судоходству, а также при попытках заново ввести лодку в строй или изучить ее. Естественно, по возможности поднимались лодки, затонувшие в мирное время из-за аварий и инцидентов на море — для проведения расследования.

Бывали и особые случаи. Скажем, в июне 1919 года на Балтике эсминцы Красного Флота «Азард» и «Гавриил» повредили британскую субмарину L55. Лодку снесло на минное поле, где она подорвалась и затонула. В 1926 году ее случайно обнаружили при тралении, и в 1928 году подняли.

Представителям Великобритании были переданы тела 34 (по иным источникам — 38) британских подводников и их личные вещи. Форин-офис заявил протест, но тот повис в воздухе. Лодку изучили, отремонтировали и ввели в состав Балтфлота.

Или, например, гибель советского дизельного ракетоносца К-129 у Гавайских островов в марте 1968 года. В 1974 году США предприняли уникальную засекреченную операцию по подъему этой лодки (носителя стратегического ядерного оружия) с глубины 5,6 километра, для чего было задействовано специальное судно «Гломар Эксплорер». Поднять субмарину целиком не удалось: она разломилась, и «в руках» американцев осталась только носовая часть: первый, второй и часть третьего отсеков. Остальное легло обратно на грунт.

После подъема части корпуса лодки оттуда были извлечены тела шестерых советских подводников, которых похоронили в море со всеми почестями, включая исполнение гимна СССР (соответствующая кинопленка находилась в архивах ЦРУ и была официально показана на телевидении в 1992 году).

som6
Корпус лодки

Советская дипломатия тогда заявила протест в связи с операцией «Гломар Эксплорера». СССР указал на факт «разорения братской могилы» и возмутился тем, что тела не были переданы на Родину. Ответ американцев был выдержан в лучших традициях крючкотворных пикировок холодной войны: а вы вообще признавали факт гибели своей лодки в море? Нет? Тогда вы тут ни при чем, лодка эта — ничейное имущество, а людей мы похоронили согласно морской традиции. На это Москве, не пожелавшей признать факт катастрофы, возразить было нечего.

som7
Ограждение рубки с характерным колпаком рубочного люка

Но это именно особые случаи. Скорее всего, если «Сом» и рискнут поднять (несмотря на внешнюю сохранность корпуса, говорить о состоянии металла преждевременно), останки членов экипажа передадут России. Несмотря на все перипетии XX века у подводников Российского императорского флота наверняка остались на родине родственники и потомки.

Сама же лодка — объект уникальный, памятник истории техники, и если ее состояние позволит — было бы правильно поднять ее в сотрудничестве со шведскими властями, отреставрировать и выставить в российском музее. Средства, которые на это потребуются, составят малую часть общих трат на «военно-патриотическое воспитание» и принесли бы в этом деле большую и несомненную пользу.

Источник: lenta.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета. Под руководством губернатора Юрий Геннадьевич принимал самое активное участие в успешном отстаивании в Конституционном суде РФ независимости «Иркутскэнерго» от РАО «ЕЭС России» в 1993 году, подготовке и принятии Устава (по существу, региональной конституции) Иркутской области в 1994–1995 годах.
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.