НА КАЛЕНДАРЕ

Монастырь, штраф или каторга: с иностранцами на Руси было лучше не водиться

По инф. cyrillitsa.ru   
21 Сентября 2021 г.

На Руси до XVIII века церковь категорически запрещала контакты населения с иностранцами. Поэтому, романтическая история для женщины, влюбившийся в иноземца могла закончится очень плачевно.

Монастырь, штраф или каторга: с иностранцами на Руси контактировать не приветствовалось

Пожизненная изоляция в монастыре

С XI века Церковный Устав Ярослава Мудрого строго регламентировал все нормы брака и отношений полов в Киевской Руси. Ввиду того, что ни в те времена, ни позднее иноверцы не были диковинкой, нашлось в Уставе место и для разъяснения последствий для тех, кто вступит с ними в контакт. Документ запрещал любое (!) близкое общение с иностранцами. Даже есть и пить с «некрещеными иноязычниками» возбранялось. Если же ситуация вынуждала разделить с ними трапезу или иностранец «ради Бога» просил пищи, то Устав обязывал «исполнить христианский долг» и накормить страждущего, но чтобы он имел собственную посуду. Запрещалось отдавать дочерей за иноверцев, брататься с ними, кланяться, целоваться и обниматься при встрече.

Статья 19 Устава гласила, что за «пребывание» с иудеем или мусульманином русская женщина подвергалась церковному суду. Вердикт судей был однозначен – постриг и навечная ссылка в монастырь. Если женщина была замужней, то до отправления в монастырь, муж имел право жестоко выпороть ее розгами. Такие же права имел отец в отношении незамужней девки. Для девушек и вдов, кстати, наказание было серьезнее. Если их замечали в блуде с иноверцами, не просто заключали в монастырь, но наказывали церковных покаянием. Епитимия заключалась в посажении на хлеб и воду и «несметном количестве земных поклонов», то есть непрерывном замаливании греха.

Порка, отсечение головы и сожжение

Автор книги «Быт и нравы Древней Руси» В. Долгов справедливо замечает, что «чужаков» нередко считали колдунами, хотя, конечно, волхвами на Руси были не только иноверцы. «Чужаки» отличались от «своих» и по внешнему виду, и по манере поведения, и по образу жизни, умели делать то, о чем на Руси слыхом не слыхивали, поэтому им нередко приписывали возможности, которые превосходят человеческие. Первые наказания за колдовство, изготовление «зелий», «чародейство» и «волхвование» были закреплены в Уставе Ярослава Мудрого. Мужьям, изобличившим жен в причастности к колдовству, в том числе и в связи с иноземцем-колдуном, разрешалось от души выпороть отступницу.

Юрист-историк С. Лукьянов в статье «Колдовство как вид религиозного преступления в древнерусском законодательстве» приводит пример самосуда из Никоновской летописи, когда в 1227 году четырех волхвов после самосуда новгородцы сожгли на костре. В 1411 году жители Пскова сожгли 12 женщин, обвинив из в «насылании мора». Наряду с остатками язычества новые ереси проникали из Европы – от приезжающих иностранцев, поэтому наказание за причастность к колдовству к 17 веку ужесточилась. Женщинам, обвиненным в связях с колдуном, запросто могли «отсечь голову». Во времена царствования Анны Иоанновны обвиненных в сношении с колдунами сжигали, секли кнутом или ссылали на «тяжкую работу навечно» в монастырь.

Денежный штраф и каторга

Отделаться денежным штрафом в Древней Руси удавалось тем женщинам, которых обвиняли в блуде с иностранцами. Во времена Петра Первого «интердевочек», искавших плотских утех и заработка среди иностранных офицеров и солдат, попросту раздевали донага и выгоняли из полка с позором. Если же выяснялось, что жадная до приключений женщина состояла в браке, ее не просто выдворяли из полка, но судили и отправляли на каторгу. При Екатерине Второй за «постыдное ремесло» упекали на полгода в смирительный дом, а при Павле Первом «развратных женщин» принудительно отсылали в качестве работниц на Иркутские фабрики.

Сейчас контактировать с иностранцами у нас никем не запрещается и никому не возбраняется. И дружить можно, и в брак вступать. Во втором варианте стоит хорошенько подумать – все-таки разные уклады, традиции, законодательные моменты у государств. Вспомнить о несчастных матерях, которые бьются за то, чтобы общаться со своими детьми при препятствии этому папами-иностранцами. Любящее сердце, конечно, не хочет видеть подводных камней в браке с заграничными мужчинами, но надо, обязательно надо включать голову.

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
  • Виктор Евстратенков: «Самое страшное на войне, когда страдают и гибнут дети»
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
  • Май, труд, профсоюзы
    Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
  • Вначале – Манька-Облигация
    К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.
  • Читая Жукова и Манштейна. Война воспоминаний как зеркало эпохи
    Мемуары участников событий – исторический источник, что называется, из первых рук. Впрочем, оборот «что называется» не случаен.
  • Тарифы «от Рыжика»
    Дональд Трамп, мировая экономика и жизнь в России.
  • «Самая страшная картина детства – казнь партизан»
    Узник фашистских концлагерей Плотников Алексей Семенович.
  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.