Согласно современному семейному кодексу, брак не заключается между близкими родственниками (например, между отцом и дочерью, между бабушкой и внуком или между родными братом и сестрой). Однако по православным канонам препятствием к созданию семьи являются не только кровные узы.
Кровные узы
Родство между людьми определяется степенями и линиями. 1-ая степень родства – родители и дети, 2-ая – бабушки и дедушки и их внуки, 3-ая – тети и дяди и племянники и племянницы и так далее. Это так называемая прямая линия. Понятно, что браки между представителями прямой линии строго запрещены (Сильченков, «Практическое руководство при совершении приходских треб»). Боковая же линия отражает, к примеру, отношения между двоюродными и троюродными братьями и сестрами. Боковая линия также измеряется аналогичными степенями.
Еще Трулльский собор, который был созван в 691 году, а именно установленное им 54-ое правило призывало расторгать браки между двоюродными братьями и сестрами. Указом Священного Синода от 19 января 1810 года было запрещено создавать семьи тем, кто пребывает со своим будущим мужем (женой) до 4-ой степени бокового родства включительно. Таким образом с этого момента мужчина уже не мог жениться на своей троюродной сестре.
Сближение родов
В семейном праве существует термин «свойства отношений», под которым подразумеваются отношения между людьми, возникающие вследствие брака одного из родственников (отношения между 2-мя родами). В связи с тем, что, согласно религиозным текстам, супруги являются единой плотью (Мф. 19:5-6), их родственники считаются родственниками друг другу.
В данном случае также имеют место степени родства: 1-ая степень – теща и зять (свекор и невестка), 2-ая степень – невестка и деверь (брат мужа) и так далее. Это так называемое двухродное свойство. Трехродное же свойство соединяет между собой соответственно не 2, а уже 3 рода. Святейший Синод в 1810 году постановил, что двухродным свойственникам вплоть до 4-ой степени нельзя вступать между собой в брак, а через 31 год синод запретил это делать и трехродным свойственникам 1-ой степени (мужчина не имеет право жениться на супруге своего тестя, которая не является матерью его жены).
Духовное родство
В православии, кроме кровных уз, есть такое понятие как «духовное родство». Духовными родственниками являются крестные отец и мать по отношению к своим крестным детям. Именно поэтому, в соответствии с правилом 53 Трулльского собора, крестному нельзя жениться на своей крестнице (крестной нельзя выйти замуж за крестника). А в 1810 году Синод Русской Православной Церкви включил в список запрещенных браки между крестными и родными родителями воспринятого.
***
Браки между родственниками не одобряет религия. Наука считает это опасным – ведь есть риск, что в таком союзе родятся больные дети. А в целом вопрос с браками между родственниками не сошел сегодня с повестки дня и актуален. Иногда, и Семейный кодекс, и нормы РПЦ не преграда для большой любви между людьми, имеющими родство. Но тут, кроме сердца, нужно включать, наверное, еще и голову. А вообще институт брака какие-то странные формы стал принимать. Есть однополые браки, и где-то считают это нормальным. В Японии заводят себе виртуальных жен. Что же нас ждет в этом плане дальше-то, интересно? Не покажется ли со временем кровная связь с "других высот" безобидной игрой?
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.