Персонаж, сыгранный Андреем Мироновым в «Бриллиантовой руке», недаром работает на подиуме – это должно показать низшую степень его морального падения. Профессия манекенщицы в Советском Союзе не была престижной, едва-едва укладывалась в моральные принципы и устои социалистического общества. А уж когда манекенщиком работал мужчина... Предлагаем немного заглянуть в закулисье «красивого бизнеса».
По низшему разряду
Строго говоря, манекенщица – это неофициальное, народное название, связанное с пренебрежением и низведением до уровня живого манекена. Официально профессия именовалась «демонстратор одежды», приравнивалась к самым низшим категориям рабочих профессий. В 60-70-е годы зарплата была примерно 76 рублей в месяц, на уровне уборщицы (на производстве та получала 80 рублей, в административных помещениях от 60 до 70 рублей). Профессия не пользовалась престижем, Журнал «Работница», например, писал осуждающие моральный облик манекенщиц материалы. Никита Михалков, женившись на манекенщице, долго говорил, что жена – переводчик.
В СССР возникновение профессии историк моды Александр Васильев относит к 40-м годам, но расцвет пришёлся на 60-80-е годы. Интересно, что долгое время иллюстрации в советских журналах мод были рисованными и услуги моделей не требовались. Фактически, демонстрация одежды на подиуме была едва ли не единственным занятием советских манекенщиц. В СССР были Дома моды и Дома моделей. Первые – привилегированные ателье индивидуального пошива, вторые – место работы модельеров и манекенщиц, причём их задачей было создание и показ, говоря современным языком прет-а-порте, вещей, которые будут производиться массово. Размеры манекенщиц от 44 до 48, никаких «90-60-90». Как и конкурсов красоты или заманчивых контрактов с зарубежными кутюрье и журналами. Рабочий день манекенщицы мог длиться 8 – 10 часов, без оплаты сверхурочных. Были трудовые книжки, шёл стаж. А вот профсоюза или творческого союза не было. Демонстрировали манекенщицы и нижнее бельё – на закрытых показах для работников швейных предприятий.
При этом у обывателя, видевшего только внешнюю яркую сторону работы манекенщиц, складывалось впечатление об их лёгкой жизни и не менее лёгком поведении. Тем не менее многие советские женщины втайне завидовали манекенщицам – носят красивую одежду, вращаются в высших кругах, да ещё и деньги за это получают!
Сломанные судьбы
Татьяна Михалкова, в девичестве Шигаева – одна из немногих советских манекенщиц, чья судьба сложилась успешно и удачно. Биографии первых красавиц Советского Союза куда трагичнее.
Регина Збарская стала мировой знаменитостью в начале 60-х годов, работала с Пьером Карденом и Кристианом Диором. Её имя окутывали тайны и слухи. Например, так и неизвестно, где именно она родилась и кто её родители. Говорили, что она работает на КГБ или, наоборот, на югославскую разведку. Ей приписывали сногсшибательные романы. Личная жизнь Збарской не сложилась, она несколько раз пыталась покончить с собой, потеряла работу манекенщицы и стала трудиться в доме моделей уборщицей. В итоге она совершила суицид 15 ноября 1987 года. Успела Регина побывать в психлечебнице.
Личная жизнь Валентины Яшиной не сложилась, карьера – тоже. Её называли отечественной Гретой Гарбо, лицом эпохи и одной из красивейших моделей СССР. Умерла Яшина в бедности и одиночестве.
Галина Миловская первой снялась для Vogue и один из снимков, перепечатанный журналом «Америка», стал началом конца её карьеры. На фото Миловская сидит на брусчатке Красной площади, расставив ноги, да еще спиной к Мавзолею! Разразился скандал. После показа коллекции купальников Миловскую выгнали из Щукинского училища. Скандалы продолжались и инстанции посоветовали Миловской эмигрировать, что она и сделала в 1974 году. Сначала она пользовалась успехом, в том числе из-за славы борца с советским режимом. Но шумиха быстро стихла и Миловская сменила профессию, став документалистом.
***
Сегодня профессия манекенщицы считается наипрестижнейшей, особенно если модели удастся заключить контракт на работу с известными домами моды. Отличные заработки, возможность увидеть мир, снимки в крутых журналах, интересная жизнь – такие могут быть открыты возможности. И стремятся попасть в этот мир очень многие.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.