НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-05-29-07-30-07
Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
2025-05-29-07-34-19
Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее...
2025-05-29-07-18-07
В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири,...
2025-05-29-04-50-52
От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и...
2025-05-27-22-46-26
На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.

Людмила Прищепа: «Я горжусь своей магистралью!»

07 Июня 2019 г.

После окончания Иркутского политехнического института я получила направление на работу в Иркутск. Вроде бы лучше и не придумать: распределение в областной центр, прекрасные перспективы. Но приехав летом к родителям в Усть-Кут, я узнала о начале строительства БАМа. Решение приняла незамедлительно: устроилась на работу в СМП-266.

Людмила Владимировна Прищепа

Людмила Владимировна Прищепа

В этом строительно-монтажном поезде было много знакомых, с которыми мои родители работали на строительстве железнодорожного пути Хребтовая – Усть-Илимская. Там же, на этой трассе в строительном посёлке Новая Игирма, я окончила среднюю школу. Как и многие молодые люди моего поколения, я была воспитана в духе патриотизма и великих свершений своей страны, и пропустить такую стройку просто не могла.

Из Усть-Кута на вертолёте мы прилетели на Таюру. Палаточный городок Звёздный встретил нас пронизывающим холодом. Так началась моя трудовая судьба на магистрали моей жизни. Думала, отработаю там два-три года, отдам, так сказать, свой долг стране и потом уже буду устраивать окончательно свою трудовую биографию. Тогда я ещё не знала, что БАМу я посвящу 28 лет своей жизни и лишь потом судьба снова вернёт меня в Иркутск.

На работу 19 сентября 1974 года меня приняли в качестве строительного мастера и дали в подчинение три бригады ребят, приехавших из Грузии, Кабардино-Балкарии, Воронежа. Хорошо, что вскоре вышло постановление правительства не отправлять молодых специалистов, изъявивших желание ехать на БАМ, по месту их официального распределения, а то многим из нас пришлось бы расстаться с мечтой – принять участие в стройке века. В Звёздном тогда из жилья были только палатки, а уже приближалась суровая сибирская зима. Поэтому в первую очередь нужно было строить жильё и подводить к нему тепло.

Встречаем первый поезд, декабрь 1975 года

Встречаем первый поезд, декабрь 1975 года

В первый же день, выдав кирзовые сапоги и бамовскую зелёную форму, меня познакомили с ближайшим объёмом работ: вот тебе бригады, вот участок теплотрассы, которую надо построить до наступления заморозков. А я до этого нигде на производстве не работала. Да и ребята мои строительных специальностей не имели – все они добровольцами приехали на БАМ по зову сердца вместе с отрядом имени XVII Съезда комсомола.

Нам ещё повезло, что мы попали на участок к опытным прорабам и хорошим руководителям – Валентину Петровичу Куликову и Валерию Павловичу Уласику. Во многом благодаря их мудрому руководству да ещё взаимовыручке всех бамовцев мы смогли справиться с поставленной задачей. Дело в том, что для рытья траншей под теплотрассу у нас совершенно не было техники – экскаваторы вообще были тогда на стройке в большом дефиците. Но они были у строителей Мостоотряда № 44, что строили рядом мост через реку Таюра, и они нас часто выручали. Так я познакомилась с начальником участка Анатолием Акимовичем Лукьянчиковым, начальником Мостоотряда № 44 Залманом Гершевичем Рониным, главным инженером Николаем Андреевичем Чернец, начальником производственно-технического отдела Александром Матвеевичем Полубояриновым. Все они были опытными специалистами, хорошими производственниками, да и просто настоящими отличными людьми, я у них многому научилась. И в то время, и позже, когда перешла на работу в эту организацию. Хорошо, например, запомнила одну срочную эвакуацию. Дело в том, что наша контора стояла в пойме Таюры, и при первом же паводке её начало затапливать. Да так быстро, что спасали нас на танкетке. Это было незабываемо.

Первый автодорожный мост через Таюру мы начали строить в январе 1975 года, а уже 1 мая по нему было пущено движение. Одновременно мы приступили и к строительству железнодорожного моста. Его тоже надо было сдать в сжатые сроки – к декабрю того же года.

Прорабом на строительстве мостов тогда работал Геннадий Владимирович Похилюк, а мастерами – Саша Лукин, будущий начальник Мостоотряда № 44 и Николай Загоровский – будущий начальник Мостоотряда № 97. На БАМе молодые специалисты быстро продвигались по служебной лестнице.

Начальство в приказном порядке настаивало мостовикам не вызывать на стройку жён. Мол, всё равно жить негде, да и работы для женщин нет. Но жёны мостовиков, как декабристки, ехали на БАМ покорять Сибирь вослед мужьям. И работы никакой не боялись. Многие трудились на БРУ – бетонно-растворном узле.

0706 18 2

Молодые строители БАМА

Работа была сложная и тяжёлая: строили мы наши первые мосты практически круглые сутки и в основном вручную. Пролётные строения монтировала опытная бригада Леонида Каскевича и Гиви Читанава. И мы со своим сложным заданием справились! А ведь для многих эти мосты были, как для меня, первыми. И вот 25 декабря 1975 года, в морозный зимний день, поезд с почётными пассажирами, среди которых был и космонавт Алексей Леонов, проследовал по нашему мосту! Радости нашей тогда не было предела. А потом был большой митинг в Звёздном, все – строители и гости – искренне ликовали. А потом были и другие мосты нашего БАМа...

В сентябре 1978 года из-за болезни сына мне пришлось переехать в Усть-Кут, в головное предприятие – трест «Мостострой-9». Там работала в производственном отделе – инженером, старшим инженером-куратором по строительству мостов, ведущим инженером по подготовке производства. Работа эта тоже не была простой: приходилось постоянно работать с заказчиками, управлениями автодорог, представителями железной дороги, часто ездить в командировки.

И это тоже, как и весь БАМ, было частью моей жизни, частью всей нашей страны и многих её граждан. Ведь эта магистраль века строилась трудом сотен тысяч людей. И государство к своим героям-строителям относилось уважительно. Бамовцы всегда знали, что о них страна заботится особо. Ведь такой дороги не было за весь советский период нашего государства. Не было такой великой стройки в истории нашей страны и позже. Да и других стран тоже. Это в годы перестройки недальновидные и ограниченные люди, а в основном злопыхатели на всё советское, назовут БАМ «дорогой в никуда». Но время показало и доказало, что БАМ, эта магистраль нашей жизни, очень важна и нужна сегодня, и будет ещё более востребованной в будущем. Так что ещё не одно поколение людей в нашей стране по-настоящему оценит работу бамовцев и скажет доброе слово о строителях 70-80-х годов XX века. И я лично горжусь своими медалями «За строительство БАМа», «За трудовое отличие», званием «Почётный транспортный строитель», полученными за участие в строительстве БАМа. Горжусь этой частью моей жизни!

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Дурит погода (Рассказ)
    От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
  • Симфония юбилея
    На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
  • «У немцев одна Германия»
    150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
  • А была ли эскадра?
    В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
  • На Малый Курунгуй. Размышления в пути
    «Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.