НА КАЛЕНДАРЕ

Кто как спасался раньше от вирусов: ханты – закалялись, а коми – травили мух

Ашхен Аванесова, cyrillitsa.ru   
15 Марта 2020 г.

Одной из преград для распространения вирусов являются санитарно-гигиенические меры, предпринимаемые для предотвращения заражения.

Кто как спасался раньше от вирусов: ханты – закалялись,  а коми – травили мух

У разных народов населяющих Российскую федерацию сложились свои традиционные методы дезинфекции, которые помогали им на протяжении веков справляться с агрессивным воздействием заразы.

Ханты

Проживающие на территории Югры ханты для профилактики от болезней использовали «медицинские» знания, накопленные их предками. Изучавший этот этнос в 1712 году Григорий Новицкий отмечал, что одним из основных приемов в борьбе с заболеваниями было закаливание. Ему подвергались не только взрослые и дети, но и новорождённые, которые сразу же после появления на свет обтирались снегом, а если при этом они не переставали плакать, процедура повторялась. По словам этнографа Татьяны Молдановой, таким образом, ханты облегчали жесткость мороза и ветра, которые были их вечными спутниками.

Не имея возможности принимать ежедневные водные процедуры, местные жители для очищения кожи от загрязнений, являющиеся рассадником разного рода инфекций, использовали сшитую оленьим мехом внутрь малицу. Этот предмет одежды, надеваемый на голое тело, при трении убирал с кожи человека не только соединившуюся с потом грязь, но и омертвевшую дерму, способствуя её правильному функционированию.

Помимо своеобразного скрабирования ханты применяли самодельный антиперспирант, в качестве которого выступал кусочек оленьего жира, а также созданную из сосновой серы гигиеническую помаду.

Для спасения от оводов, гнуса и мошки, являющейся разносчиком разного рода инфекций, ханты пропитывают свою одежду дымом от тлеющей свежей травы. Этим же «средством» они обрабатывают оленей, являющихся лакомым кусочком для разного рода летающих насекомых.

Коми

Представители народности коми, полагали, что уменьшить заболеваемость разного рода заразами можно при помощи гигиенических мероприятий, направленных на истребление вредоносных паразитов. Елена Ермакова в статье «Традиции в народной гигиене и медицине коми юга Тюменской области» отмечала, что местные жители особо рьяно боролись с мухами, которых они травили лекарственной спаржей или накрошенными в воду мухоморами. Избавляться от тараканов и клопов они предпочитали вымораживанием, когда в сильные морозы семья оставляла дом нетопленым и на несколько дней отправлялась жить к родственникам. За это время, оставшиеся без тепла насекомые погибали, и дом очищался от потенциальных переносчиков болезнетворных микроорганизмов.

Ненцы

Этнограф Б. Василенко, отмечавший, что до перехода к оседлости, не пользовавшиеся баней, и до начала XX века, не имевшие представления о нижнем белье, ненцы использовали в качестве гигиенического средства меховую одежду.

Её они надевали ворсом внутрь непосредственно на голое тело. Волоски оленьей шерсти стирали с кожи грязь и выделения, а потом обламывались от тяжести и трения. Проходив несколько дней в такой одежде, ненцы снимали её, тщательно вытряхивали из неё специальными колотушками «мусор», просушивали и вновь надевали. К слову исследователь местного быта Л. Басков писал, что зачастую кожа пастухов, длительное время проводивших в тундре и пользовавшихся лишь меховой одеждой, была куда чище кожи тех, кто, живя в поселке, имел возможность сходить в баню.

Чукчи

Чукчи, тоже практиковавшие ношение одежды мехом внутрь, полагали, что мытьё лишь забирает здоровье у человека, смывая с него защитный слой. Именно поэтому они предпочитали трудно представляемым в тундре баням костяные скребки и очищение огнём.

Примерно один или два раза в месяц всё население стойбища собиралось вокруг огня, накидывало на себя всю имевшуюся у них одежду и несколько часов сидели в таком виде и прели. Размякшую под воздействием тепла грязь, представлявшую собой смесь животного жира и продукты теплообмена человека, чукчи снимали с тела при помощи специального костяного скребка.

После этой процедуры они натирали «чистую» кожу питательным жиром нерпы, который не только защищал её от высыхания, но также предохранял от переохлаждения и создавал барьер для проникновения в организм патогенных бактерий.

Кроме того этот густой «крем», через который не ощущается запах человеческого тела, служил преградой от укусов кровососущих комаров и гнуса, кои летом заполоняют собой воздушное пространство над тундрой.

Кстати, когда аборигенов Севера захотели приобщить к цивилизованному образу жизни и стали приучать их мыться в банях, неожиданно был зафиксирован рост смертности. Оказалось, что очищенное горячей водой и мылом тело чукчи стало уязвимее и восприимчивее к вирусам.

Вот такими непримиримыми и порой неожиданными методами шла борьба российских народов с разными вирусами раньше. Сейчас новая напасть свалилась – коронавирус. Звучит красиво, а вот заболевание на самом деле жестокое и страшное. Методы тоже сейчас ищут, ученые работают над этим в разных странах мира. Все надеются, что коварный враг в итоге победить удастся.

А еще любопытные публикации можно прочитать здесь:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
  • Крушение. Рассказ (ч.3)
    – Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
  • Возвращение к Можайскому (ч.2)
    Подведу итоги сказанного ранее.
  • Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
    Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
  • Крушение. Рассказ (часть 2)
    Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
  • Возвращение к Можайскому (ч.1)
    21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
  • День весеннего равноденствия. Рассказ
    Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
  • До и после Колымы: дороги судьбы Георгия Жжёнова
    22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
  • Можем повторить?
    Тема Второй мировой и Великой Отечественной войн, казалось бы, по своему масштабу несовместима с конъюнктурщиной и суетливостью.
  • Достойны, но не удостоены. Герои-фронтовики без звезды Героя
    Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
  • Крушение. Рассказ
    Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.
  • «Лучший образ Остапа Бендера»: памяти Сергея Юрского
    К 90-летию со дня рождения Сергея Юрского.
  • Ползучая интервенция или как выжить пенсионеру
    Точнее было бы назвать эту статью «Вопль беспомощного пенсионера!». А заодно и засвидетельствовать еще, что та ценовая интервенция, которая и невооруженным глазом видна каждому и повсюду на ценниках, вовсе даже и не ползучая, а прямо-таки скачущая во весь опор!
  • Взвод младшего лейтенанта
    Дмитрий Гаврилович Сергеев (07.03.1922 – 22.06.2000) после окончания Омского пехотного училища в звании младшего лейтенанта воевал на Брянском фронте командиром стрелкового взвода. В составе 1-го Белорусского фронта дошел до Берлина. Был награжден орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».
  • Золотая пилюля
    Ох, и дорого же стало болеть в нашем «социально ориентированном государстве»! Я уж не говорю про «гениально» организованную систему медицинской помощи, когда граждан просто толкают обращаться в платные клиники из-за того, что в государственных не хватает врачей.
  • Тонкий стиль, изысканность манер: к 100-летию Юлии Борисовой
    Юлию Борисову считают настоящей легендой, ослепительной звездой театральной сцены. Таких актеров, как она, единицы, но благодаря их творчеству этот мир становится светлее и добрее. В Борисову были влюблены все ее партнеры, но она ни разу не предала тех, кого любит – ни семью, ни родной театр, которому отдала семьдесят лет своей жизни.
  • За любовь, за женщин, за весну…
    В заботах и делах как-то незаметно пришла весна. А с нею март и праздник, посвященный нашей дорогой и любимой половине человечества – мамам, женам, подругам, сестрам, дочерям… И, конечно же, ее Величеству Любви.
  • Есть женщины в русских селеньях… памяти Риммы Марковой
    К столетию со дня рождения актрисы Риммы Марковой.
  • Россия и Гражданская война
    105 лет назад, 7 марта 1920 года части Красной армии вошли в Иркутск.
  • Жил, как воевал
    Одним из первых наших земляков, вступивших в бой с фашистами, был уроженец Зимы Георгий Александрович Ибятов (1908–1998). Он встретил войну под Брестом, контуженным попал в плен, бежал и сражался в партизанском отряде до конца войны. Ему бы домой, к родным, а воина-победителя в… фильтрационный лагерь. Разобрались, выпустили, реабилитировали и... наградили орденом. Жестокие удары судьбы его не сломили и не озлобили. Сибиряк жил, как воевал, – по чести и совести, став легендой иркутского спорта.