ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Красно солнышко в камне

Изменить размер шрифта

knyazya vladimira

4 ноября, в День народного единства, на Боровицкой площади откроют памятник крестителю Руси - святому князю Владимиру. Памятник станет в центре Москвы одной из новых символических доминант. Его автор, скульптор Салават Щербаков, рассказывает "Российской газете" о своем творческом решении.

03 11 knyz vladimir

Памятник князю Владимиру

Князь Владимир - ключевая фигура нашей истории, но он человек эпохи, хоть и порождающей наши культурные коды, но ни в чем почти не запечатленной. Ни тебе фотографий, ни книг, ни картин. Фигура глубоко историческая, а стало быть, фантазийная. Как вы избегали жанра фэнтези, представляя своего героя?

Салават Щербаков: Князь Владимир не единственный персонаж эпохи до фотографий, кино, газет и журналов. Но такие исторические персонажи, несмотря на отсутствие видимых подсказок, все равно изображаются.

Что у нас было по князю Владимиру?

Салават Щербаков: Во-первых, народное предание. Оно передает некий характер и понимание этой личности и ее эпохи. Стоит вспомнить и незабываемые кинообразы русских князей. Но главное, наша "информация" о князе Владимире рождается из народного предания и некоего интуитивного понимания этой личности. А из конкретных источников я бы упомянул прежде всего, конечно, иконописные изображения. Князь на них разный - по возрасту и по одежде.

Кроме икон у нас есть известные изображения князя XIX века, и их тоже взяли не с потолка. Они как-то рождались в раздумьях над этой личностью. На знаменитом памятнике "Тысячелетие Крещения Руси" в Великом Новгороде князь Владимир попирает ногой языческого идола. А памятник князю барона Клодта в Киеве на Владимирской горке дает уже другой образ. К числу незабываемых относится изображение князя Виктором Васнецовым во Владимирском соборе в Киеве. И каждое такое скульптурное или художественное изображение - это понимание его личности художниками, которое мы воспринимаем как данность.

То есть вам есть на что опереться.

Салават Щербаков: Созидать образ, не опираясь на культурное наследство, конечно, нелепо. Но прибегать к модным модернистским копаниям в придуманных нашими современниками комплексах "вот он был немножко горбат" и т.п. мне кажется делом противоестественным. Есть историческое мнение о нем нашего народа и наших историков. Опираться, я считаю, стоит на него. Конечно, важны и детали: во что князь одет, что держит в руке.

Мой князь Владимир и тысячелетняя история страны увидены глазами человека XXI века. Но мы сейчас находимся на очень важном историческом витке, который определяет контуры нашего будущего, обязательно связанного с нашим прошлым.

И я думаю, что нам нужен язык капитальный, художественный язык русской культуры, лишенный кокетства.

А трудно было найти достойное творческое решение?

Салават Щербаков: Серьезная работа всегда требует от человека немалого, хоть и позитивного напряжения. Это как альпинист покоряет вершину... Нас, создателей памятника, объединяла одна общая потребность - работать честно. После того как был объявлен конкурс и его выиграл наш проект, мы принялись за работу. И чувствовали, надо сказать, не только некое противостояние, но и большую поддержку.

Все важные решения в процессе создания памятника и новые "повороты" темы нам, конечно, диктовал и контекст. Мы сначала думали, что памятник станет на Воробьевых горах, и его размеры отвечали этому месту. Когда памятник решили ставить на Боровицкой площади, нам пришлось соизмерять его с новой средой.

Что вы хотели сказать нам этим памятником?

Салават Щербаков: Если совсем коротко: мы увидим в нем взгляд князя Владимира - через тысячелетия - на нас сегодняшних. Мы живем в стране, которая была создана им тогда, на перепутье времен. Его выбор веры, Евангелия "запрограммировал" нас и нашу историю.

За тысячу лет мы прошли колоссальный путь - переживали вторжения и освобождения, ослабевали и усиливались, создавали науки, искусства, великую литературу. Но это все началось от святого князя Владимира.

Если еще раз вспомнить киевский памятник князю, то это, конечно, замечательный памятник, но в нем заложен другой смысл, чем в нашем. Тогда еще не было всех тех вопросов и сомнений, что поставил и породил русский XX век.

В том, киевском, образе князь изображен воспринимающим веру, молящимся и смотрящим в небо, а не на людей. Он для себя открывает христианство, веру и постигает правду.

Он очень спокойный.

Салават Щербаков: Абсолютно точно. Потому что это поиск личного решения и понимания.

А в Великом Новгороде князь Владимир уже другой, он попирает ногой языческого идола, и это словно сиюминутный газетный репортаж на злобу дня: смотрите, меняется политическая, философская и духовная жизнь, и он навязывает нам эту перемену.

Я думаю, памятник будет жить своей медленной жизнью. Люди будут его видеть мельком, проезжая мимо, и издалека. Он будет входить в жизнь людей.

Кремль, Дом Пашкова, Москва-река - как памятник сочетается с ними?

Салават Щербаков: Вот увидите и поймете, что он ставит во всем этом пространстве какую-то историческую точку. Он там необходим. Фигура с крестом, над нею - огромное небо, вокруг объекты большой исторической значимости, святыни.

Мне кажется, увидев памятник, люди его полюбят.

Комментарий

Владимир Цветнов, директор департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ:

- Много было различных дебатов по поводу места установки этого памятника князю Владимиру. Кремль, старый город, и вдруг рядом с ними давным-давно незастроенная территория. Москвичи привыкли ездить там и не замечать, что здесь явно чего-то не хватает.

А после открытия памятника территория, бывшая ранее необлагороженной, будет включена в общий туристический маршрут вокруг Кремля. Этот монумент будет привлекать внимание и станет точкой притяжения для москвичей.

  • Еще новости, статьи и советы о нашем с вами здоровье - по ссылке

Здоровье пожилых - советы

  • Беспокоит что-то конкретное? Вы можете сделать более подробный выбор интересующей вас темы из списка:

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.