НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Красно солнышко в камне

03 Ноября 2016 г.

knyazya vladimira

4 ноября, в День народного единства, на Боровицкой площади откроют памятник крестителю Руси - святому князю Владимиру. Памятник станет в центре Москвы одной из новых символических доминант. Его автор, скульптор Салават Щербаков, рассказывает "Российской газете" о своем творческом решении.

03 11 knyz vladimir

Памятник князю Владимиру

Князь Владимир - ключевая фигура нашей истории, но он человек эпохи, хоть и порождающей наши культурные коды, но ни в чем почти не запечатленной. Ни тебе фотографий, ни книг, ни картин. Фигура глубоко историческая, а стало быть, фантазийная. Как вы избегали жанра фэнтези, представляя своего героя?

Салават Щербаков: Князь Владимир не единственный персонаж эпохи до фотографий, кино, газет и журналов. Но такие исторические персонажи, несмотря на отсутствие видимых подсказок, все равно изображаются.

Что у нас было по князю Владимиру?

Салават Щербаков: Во-первых, народное предание. Оно передает некий характер и понимание этой личности и ее эпохи. Стоит вспомнить и незабываемые кинообразы русских князей. Но главное, наша "информация" о князе Владимире рождается из народного предания и некоего интуитивного понимания этой личности. А из конкретных источников я бы упомянул прежде всего, конечно, иконописные изображения. Князь на них разный - по возрасту и по одежде.

Кроме икон у нас есть известные изображения князя XIX века, и их тоже взяли не с потолка. Они как-то рождались в раздумьях над этой личностью. На знаменитом памятнике "Тысячелетие Крещения Руси" в Великом Новгороде князь Владимир попирает ногой языческого идола. А памятник князю барона Клодта в Киеве на Владимирской горке дает уже другой образ. К числу незабываемых относится изображение князя Виктором Васнецовым во Владимирском соборе в Киеве. И каждое такое скульптурное или художественное изображение - это понимание его личности художниками, которое мы воспринимаем как данность.

То есть вам есть на что опереться.

Салават Щербаков: Созидать образ, не опираясь на культурное наследство, конечно, нелепо. Но прибегать к модным модернистским копаниям в придуманных нашими современниками комплексах "вот он был немножко горбат" и т.п. мне кажется делом противоестественным. Есть историческое мнение о нем нашего народа и наших историков. Опираться, я считаю, стоит на него. Конечно, важны и детали: во что князь одет, что держит в руке.

Мой князь Владимир и тысячелетняя история страны увидены глазами человека XXI века. Но мы сейчас находимся на очень важном историческом витке, который определяет контуры нашего будущего, обязательно связанного с нашим прошлым.

И я думаю, что нам нужен язык капитальный, художественный язык русской культуры, лишенный кокетства.

А трудно было найти достойное творческое решение?

Салават Щербаков: Серьезная работа всегда требует от человека немалого, хоть и позитивного напряжения. Это как альпинист покоряет вершину... Нас, создателей памятника, объединяла одна общая потребность - работать честно. После того как был объявлен конкурс и его выиграл наш проект, мы принялись за работу. И чувствовали, надо сказать, не только некое противостояние, но и большую поддержку.

Все важные решения в процессе создания памятника и новые "повороты" темы нам, конечно, диктовал и контекст. Мы сначала думали, что памятник станет на Воробьевых горах, и его размеры отвечали этому месту. Когда памятник решили ставить на Боровицкой площади, нам пришлось соизмерять его с новой средой.

Что вы хотели сказать нам этим памятником?

Салават Щербаков: Если совсем коротко: мы увидим в нем взгляд князя Владимира - через тысячелетия - на нас сегодняшних. Мы живем в стране, которая была создана им тогда, на перепутье времен. Его выбор веры, Евангелия "запрограммировал" нас и нашу историю.

За тысячу лет мы прошли колоссальный путь - переживали вторжения и освобождения, ослабевали и усиливались, создавали науки, искусства, великую литературу. Но это все началось от святого князя Владимира.

Если еще раз вспомнить киевский памятник князю, то это, конечно, замечательный памятник, но в нем заложен другой смысл, чем в нашем. Тогда еще не было всех тех вопросов и сомнений, что поставил и породил русский XX век.

В том, киевском, образе князь изображен воспринимающим веру, молящимся и смотрящим в небо, а не на людей. Он для себя открывает христианство, веру и постигает правду.

Он очень спокойный.

Салават Щербаков: Абсолютно точно. Потому что это поиск личного решения и понимания.

А в Великом Новгороде князь Владимир уже другой, он попирает ногой языческого идола, и это словно сиюминутный газетный репортаж на злобу дня: смотрите, меняется политическая, философская и духовная жизнь, и он навязывает нам эту перемену.

Я думаю, памятник будет жить своей медленной жизнью. Люди будут его видеть мельком, проезжая мимо, и издалека. Он будет входить в жизнь людей.

Кремль, Дом Пашкова, Москва-река - как памятник сочетается с ними?

Салават Щербаков: Вот увидите и поймете, что он ставит во всем этом пространстве какую-то историческую точку. Он там необходим. Фигура с крестом, над нею - огромное небо, вокруг объекты большой исторической значимости, святыни.

Мне кажется, увидев памятник, люди его полюбят.

Комментарий

Владимир Цветнов, директор департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ:

- Много было различных дебатов по поводу места установки этого памятника князю Владимиру. Кремль, старый город, и вдруг рядом с ними давным-давно незастроенная территория. Москвичи привыкли ездить там и не замечать, что здесь явно чего-то не хватает.

А после открытия памятника территория, бывшая ранее необлагороженной, будет включена в общий туристический маршрут вокруг Кремля. Этот монумент будет привлекать внимание и станет точкой притяжения для москвичей.

  • Еще новости, статьи и советы о нашем с вами здоровье - по ссылке

Здоровье пожилых - советы

  • Беспокоит что-то конкретное? Вы можете сделать более подробный выбор интересующей вас темы из списка:

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Крик «совы», или Зачем переводить стрелки
    Конец года, пять часов пополудни, а на улице уже темно. Впереди длинный-предлинный вечер. Середина лета, четыре часа утра – а солнышко уже светит. Даже до пробуждения заядлых «жаворонков» (особенно городских) уйма времени. Зачем такие перекосы? Где логика?
  • «Кого надо, того и убили» (Продолжение следует.)
    90 лет назад, 1 декабря 1934 года, произошло одно из наиболее загадочных, таинственных, зловещих преступлений в мировой и отечественной истории. Его жертвой стал ближайший соратник Сталина, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров.
  • В ауре серебряного века. 155 лет назад родилась Зинаида Гиппиус
    Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.