Первые кольчуги появились в Европе более двух тысячелетий назад. Древнейший образчик этого военного обмундирования был найден на территории современной Румынии, в кельтском захоронении III века до н. э. Как сообщает историк Ричард А. Габриэль, спустя 6 веков кольчуги появились у кельтов (работа «Soldiers' Lives through History»). В первом веке ими пользовались легионеры Римской империи, о чем свидетельствуют труды Марка Теренция Варрона.
В Древней Руси кольчуга была в ходу вплоть до XVII века. Позднее ее заменили латы, что свидетельствует не только о развитии «военных технологий», но и о моральном устаревании кольчужной защиты. То, насколько она была эффективна в свое время, описано в книге Олега Шиндлера «Классификация русских корпусных доспехов XVI века».
Кольчуга в Древней Руси
Приблизительно до XVI века кольчугу на Руси называли «броней» от готского brunja. Современное название стало использоваться лишь в период Московского царства. Делали этот древний «бронежилет» из тонкой железной проволоки, которую сотни часов скручивали в миниатюрные кольца, а те соединяли друг с другом.
Работа эта была монотонной, поэтому кольчуга стоила дорого и была доступна лишь достаточно состоятельным людям. Простые пехотинцы могли добыть себе кольчугу только в бою, сняв с мертвого противника. Тем не менее на Руси этот вид защиты был очень популярен.
В 70-х годах прошлого века на территории Киевской и Московской областей было найдено порядка сотни кольчуг IX—XIII вв. И это несмотря на то, что кольчужная сталь была сильно подвержена окислению. Археологи порой находят изъеденные ржавчиной остатки колец от кольчуги, которые буквально рассыпаются в руках.
Эффективность кольчужной защиты
Для того, чтобы кольчуга могла выдерживать сильные удары, кольца в ней крепили методом «4 в 1», «6 в 1» и т. д. Это значит, что одно колечко соединяли с четырьмя или шестью соседними. В итоге получалась довольно плотная и тяжелая броня. На Руси пользовались в основном кольчужной «рубахой», защищавшей корпус и плечи воина. В средневековой Европе были популярны хауберки, включавшие в себя кольчужные штаны, длинную рубашку до колен и капюшон.
Несмотря на популярность такого обмундирования, оно совсем не защищало от смерти в бою. Хорошая кольчуга выдерживала режущие (скользящие) удары. Она позволяла избежать тяжелых ранений, которые изматывали воина и снижали его боеспособность. Однако если противник наносил мощный колющий удар, боец был обречен. Особенно опасными считались удары копий. Когда бросок наносился с солидным замахом, копье пробивало кольчугу.
Слабо защищала кольчужная броня и от стрел, поскольку кольца в момент такого удара просто расклепывались. Иногда для усиления кольчуги к ней крепили стальные бляхи. У князей это могли быть всевозможные гербы, украшения. Вся эта атрибутика со временем стала прототипом доспехов нового поколения — стальных лат.
Латы ковали из цельных металлических пластин и подгоняли под формы тела. Такие цельнолитые доспехи были гораздо более эффективными. Они выдерживали колюще-рубящие удары мечей, копий и стрел. Немаловажным моментом было и то, что латы лучше кольчуги защищали бойца от открытых ранений. Последние могли привести к заражению крови, а с этой бедой на Руси бороться не умели.
Еще страницы истории (и России, и мира) - по ссылке.
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.