В этом году исполняется 630 лет с начала строительства одного из самых необычных храмов Кремля — церкви Рождества Богородицы. Это единственный из старых храмов Кремля, освященный в зимнее время. О выдающейся роли в развитии Кремля и в сохранении Руси его заказчицы — Евдокии, жены Дмитрия Донского, — рассказали специалисты в истории той эпохи.
Князь Димитрий Донской и княгиня Евдокия Московская
Феофан Грек против Тохтамыша
Князь и княгиня счастливо прожили в браке 22 года, и еще 18 лет Евдокия Дмитриевна была вдовой. Ученые спорят, была ли Евдокия единственной женой князя Дмитрия.
«Первый брак Дмитрия мог иметь место в 1362 году, о чем косвенно говорят некоторые источники. Чтобы получить ярлык на великое княжение от Орды, Москва нуждалась в совершеннолетнем князе, и формально достичь этого статуса двенадцатилетнему Дмитрию позволяла женитьба. По всей видимости, эта неизвестная княгиня скончалась в 1364 году во время очередной вспышки чумы», — объяснил заведующий музейным комплексом «Куликово поле» в Моховом Олег Вронский.
Общепринятая точка зрения, однако, состоит в том, что Евдокия была единственной супругой князя, что подкрепляется подавляющим большинством дошедших до нас летописных свидетельств.
Княгиня Евдокия стала первой женщиной на Руси, выступившей в качестве ктитора — спонсора и куратора храмового строительства. Церковь Рождества Богородицы в Кремле была полностью возведена под ее надзором. Строительство храма, скорее всего, началось в 1393 году, а освятили его уже 1 февраля 1394 года. По словам историков, храм за год — нормальный темп каменного строительства для Руси того времени.
«Как правило, любое строительство — деревянное, каменное, кирпичное — с наступлением морозов откладывалось до весны. Но эту церковь почему-то решили освятить зимой, и это единственный подобный случай в истории Кремля», — сообщил ведущий научный сотрудник факультета гуманитарных наук ВШЭ Александр Лаврентьев.
По мнению специалистов, это могло быть вызвано необходимостью быстро приступить к росписи храма — дело в том, что тогда в Москву приехал Феофан Грек, крупнейший иконописец своего времени. Работу в Кремле, церкви которого уже 13 лет нуждались в реставрации после набега Тохтамыша, приглашенный мастер начал именно с новой небольшой церкви.
Миниатюра «Иконописец Феофан Грек расписывает церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Москве» из Лицевого летописного свода, составленного при Иване Грозном в 40-60-х годах 16-го века. Лист 922. Репродукция. Из фондов библиотеки Академии наук СССР в Ленинграде. РИА Новости. Рудольф Кучеров
Женская рука Кремля
Историкам не известно, мог ли ктитор участвовать в проектировании храма как заказчик. Однако в случае с княгиней Евдокией есть косвенные указания на это — внутри храма были возведены хоры, то есть небольшой балкон для княжеской семьи, что было нехарактерно для небольших церквей.
Каменное строительство тогда было крайне дорогим. Есть запись в Псковской второй летописи, согласно которой стоимость Троицкого собора, возведенного в 1354–1356 годах, составила 400 рублей серебром. Для сравнения, в эту эпоху ордынская дань, собиравшаяся раз в несколько лет со всей Руси, в среднем составляла пять тысяч рублей.
«Точно определять стоимость подобных работ мы можем только с XVI века, когда в Московском царстве появилась подробная бухгалтерия храмового строительства. Но даже небольшая церковь стоила немало. Неудивительно, что сам Дмитрий Иванович построил в Москве только каменный кремль и ни одного каменного храма», — отметил Лаврентьев.
Как отмечают историки, вероятно, именно заботами княгини Кремль приобрел более просторную внутреннюю планировку. Храм, ставший местом молитвы великих княгинь и цариц, неоднократно перестраивался последующими государями. Купол, который и сейчас можно найти на кремлевском силуэте, относится к XVII веку. В этой церкви венчался Лев Толстой.
Утешая Русь
Храм Рождества Богородицы, как считают историки, был построен в честь победы Дмитрия Донского в Куликовской битве. Прямых сообщений об этом в источниках нет, однако все летописи указывают на то, что сражение состоялось именно в этот праздник.
По мнению историков, княгиня всегда была незаменимым помощником мужа, играя роль своего рода «министра культуры». Она курировала развитие монастырей, привлекала в московские земли иконописцев и зодчих.
Дело в том, что Дмитрий Иванович на протяжении всего тридцатилетнего правления вел постоянную войну одновременно с Литвой, Ордой, Тверью и Рязанью. Князь проводил в походах столько времени, что посвятить себя мирному развитию страны в полной мере попросту не мог. «Князь Дмитрий славился крутым нравом, и княгиня Евдокия была одной из немногих, кто мог смирить его. Только благодаря настойчивости княгини великий князь уже на смертном одре прекратил многолетнюю ссору со своим братом и соратником Владимиром Серпуховским. Это позволило избежать распри в княжеском доме и падения влияния Москвы после смерти Донского», — рассказал Вронский.
Хозяйки Москвы
Как считают историки, до Евдокии великие княгини при живом муже не играли большой роли в жизни страны, хотя вдова в ряде случаев и могла стать довольно влиятельной. По завещанию же Донского его супруга становилась главным распорядителем и землевладельцем княжества, фактически — главою правящего дома.
Дело в том, что неженатые сыновья на Руси той эпохи даже в зрелом возрасте обладали ограниченной дееспособностью. «Сыновья должны слушаться мать» — такая формула трижды повторяется в завещании Донского. Но даже после женитьбы старшего сына Василия в 1391 году Евдокия сохранила свою власть. Владения, оставленные мужем, только после ее кончины отошли сыновьям.
«Выдающееся доверие Дмитрия Донского к Евдокии и та роль, которую она сыграла в сохранении и укреплении княжества, конечно, сильно повлияли на властную традицию Руси. Сын и внук Донского в своих завещаниях возлагали на своих вдов сходные задачи и полномочия», — отметил Лаврентьев.
Авторитет и народная любовь княгини только росли с годами. Символическим свидетельством этого служит то, что Евдокия продолжала жить в кремлевском дворе великих княгинь даже после женитьбы старшего сына.
Скульптурная реконструкция по черепу Евдокии Дмитриевны CC BY-SA 3.0 / Сергей Никитин /
Церковь Рождества Богородицы не была единственным проектом княгини — в 1407 году ею был заложен собор Вознесенского монастыря, также в Кремле. Спустя чуть более месяца после начала работ княгиня скончалась и была погребена в этом храме, как и все жены московских князей и царей впоследствии. Возведение собора возобновила невестка Евдокии, Софья Витовтовна, когда, в свою очередь, стала вдовой великого князя. Однако полностью завершить стройку смогла только Мария Ярославна — вдова внука Дмитрия Донского.
Материал подготовлен на основе доклада Александра Лаврентьева на IX Всероссийском семинаре «Город Средневековья и раннего Нового времени».
Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…
Козлов Василий Васильевич. Родился в 1947 году на ст. Оловянная Читинской области. Учился в Иркутском госуниверситете на филологическом факультете. Автор поэтических книг «Уроки доброты». Иркутск, 1975; «Есть у меня на свете брат». Иркутск, 1979; «Стихотворения». Иркутск, 1985; «Гончарный круг». Стихи разных лет». Иркутск, 2021; «Рядом с Распутиным. Очерки. Статьи. Воспоминания». Иркутск, 2022.
В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха – великого художника, просветителя, общественного деятеля, 145 лет со дня рождения уникального философа и писательницы – Елены Ивановны Рерих и 120 лет их младшему сыну Святославу Николаевичу Рериху – Учителю, выдающемуся живописцу, общественному деятелю.
Олег Павлович Пеньков в детстве проживал в Казахстане, затем в шахтерском поселке Кемеровской области. По окончании химико-технологического техникума с профессией «механик» был распределен в Усолье-Сибирское на «Химпром».
Дмитрий Иванович Менделеев – русский ученый с широким кругом научных интересов, от химии до гидродинамики, геологии, экономики и воздухоплавания. Его таланты признавал весь научный мир, открытую им периодическую систему химических элементов считали самой глубокой и плодотворной научной идеей. В этом году исполняется 190 лет со дня рождения великого ученого.
Чуть больше месяца остается до выборов президента России. Это очень маленький срок для агитации за каждого кандидата, тем более, что только Владимир Путин хорошо известен населению страны, остальные редко появлялись на страницах газет и на телевизионном экране.
Над моим пространством витает ночь, хороводят звёзды вокруг ковша, на экране строчка – «удалено»… И слепым кутёнком скулит душа. Почему нескладно сложился паззл, не найду ответа, себя виню: что имеем – не привлекает нас, нет чего-то – тут же «ценю… храню…». Мне б нажать «escape», отменить «delete», и судьбу поправить, как черновик, только этих опций у жизни нет, и к судьбе своей человек привык. Отпускает боль непростых минут, и плотнеет ночи кофейный чад. К паутине снов сожаленья льнут – от сплошных бессонниц полы скрипят, и блуждает мысль далеко во ржи: всё предусмотреть… и нажать клаксон… И простой ответ – завтра снова жить. И грядёт рассвет, и приходит сон.
Альберт Семёнович Гурулёв прожил 89 лет (28.09.1934 – 24.12.2023), из них семь десятилетий в Иркутске. Достойно прожил – как по годам, так и по своим творческим и общественным деяниям: написал замечательные романы, повести и рассказы, в начале 80х был главным редактором журнала «Сибирь», в 20122015 гг., восьмидесятилетним, заведовал там же отделом прозы, а затем входил в совет журнала и написал книгу воспоминаний о Валентине Распутине (издана в 2017 г.), дружба его с которым длилась более шестидесяти лет.
Аркадий Петрович Гайдар – советский детский писатель, сценарист и прозаик, журналист, военный корреспондент. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн. Классик детской литературы, известный главным образом рассказами и повестями об искренней дружбе и боевом товариществе. Он создал самые светлые образы и замечательные истории, на которых воспитывались все советские дети: «Голубая чашка», «Тимур и его команда», «Чук и Гек». 22 января 2024 года писателю исполнилось 120 лет со дня рождения.