НА КАЛЕНДАРЕ

Как во времена СССР жили таксисты

По инф. kulturologia.ru   
03 Августа 2023 г.

В СССР водители такси, или как еще их называли, таксисты, занимали особое положение среди прочих представителей профессий, связанных с транспортом. Нельзя сказать, что стать таксистом хотел каждый мальчишка в стране, это было не особо престижно. Но люди, которые уже освоились в этой сфере, чаще всего были довольны.

Как во времена СССР жили таксисты

Как работали советские водители такси, почему их деятельность была не похожа на социалистический труд и каким образом они умудрялись делать неплохие деньги? Об этом в материале сайта Культурология.

Зачатки индивидуального предпринимательства

На некоторых машинах устанавливались рации известной системы «Лен» — такие же работали на автомобилях «Скорой помощи». Заказывали такси по стационарному телефону: человек звонил диспетчеру, называл адрес, куда подать автомобиль и ждал. Все элементарно. Но достаточно часто водители были в свободном полете, то есть сами искали себе клиентов, договаривались с ними о цене, определяли лучший маршрут.

Еще одна особенность такой работы — слабый контроль со стороны государства. Начальники автоколонн в автотранспортных предприятиях контролировали деятельность водителей только лишь приблизительно. Очень сложно было проверить, кого и куда таксист подвозил, сколько за это взял денег и так далее. Впрочем, этим никто и не озадачивался. Самое важное — соответствие сданной кассы плану работы. Большинство советских граждан признавали, что доходы таксистов — это дело самих водителей. По сути их работа отдаленно, но напоминала привычную сегодня рыночную деятельность.

Возможность ездить на Волге

Многие шли работать в такси в силу природных способностей управлять автомобилем. Но была еще одна причина, которую сегодня вряд ли кто-то поймет — возможности ежедневно находиться за рулем с самого комфортабельного отечественного автомобиля, а именно «Волги». В основном таксисты не особо заботились о казенных машинах. Было даже выражение "едет, как таксист". Это означало, что водитель ездит на предельной скорости, ведет себя на дороге достаточно вызывающе и совсем не думают о том, будет ли "убит" автомобиль.

В таксопарках таксисты периодически получали новую машину, и достаточно быстро доводили ее до состояния разбитого корыта. Конечно же, это относилось к очень крупным городам. Нормы того времени действительно удивляют: «Волга ГАЗ-24» использовалась в такси 2 года, а затем шла на списание. Порой самому активному работнику таксопарка везло — он выкупал автомобиль по остаточной стоимости.

Самые распространенные незаконные приемы, при помощи которых таксисты зарабатывали «левые» деньги

Чтобы заработать дополнительные средства, советские таксисты прибегали к хитрым приемам, которые нельзя отнести к законным.

Иногда водители просто не выключали счетчик после предыдущего пассажира. Тогда к окончанию поездки на табло был счет за две поездки. Это было достаточно опасно, так как пассажир мог разоблачить эту махинацию и тогда водителю грозили серьезные неприятности, вплоть до потери работы и суда.

Были периоды в истории СССР, когда алкоголь, в частности водку, можно было купить только днем (сегодня это так же работает, с 23 часов до 8 утра алкоголь не продается, а в некоторых городах этот отрезок времени еще больше). Ночью жаждущие выпить граждане направлялись к стоянке такси, где всегда можно было приобрести алкоголь у водителей. Естественно, с существенной наценкой. Это, несомненно, было спекуляцией и уголовно наказуемым деянием.

Очень часто таксисты сажали не одного пассажира, а несколько, чтобы получить деньги дважды. В этом случае нарушались правила перевозки: подсадка попутчика была разрешена только с согласия первого пассажира, а также поездка должна была оплачиваться не по отдельности, а общей суммой.

Иногда водитель просто отказывался ехать потому адресу, который ему по каким-то причинам не нравился. Естественно, клиент, которому нужно было уехать чтобы это не стало, начинал уговаривать таксиста, и водитель милостиво соглашался отвезти человека, но просил за это двойной тариф.

Самым безопасным способом заработка было получение так называемого двойного тарифа от гражданина, который хотел пустить пыль в глаза попутчице или своим друзьям. Конечно, такое случилось не слишком часто, но бывало.

Когда машина была свободна, на ней загорался зеленый огонек. Если водитель сажал пассажира, но не включал счетчик, огонек оставался зеленым. В этом случае, попав в руки милиции, можно было огрести немалые неприятности.

Организационные проблемы

Были и организационные проблемы, которые таксистам приходилось решать, а также нередко возникали накладные расходы. В таксопарках часто старались нелегально получить с водителей такси деньги за любые услуги. Это были ремонтники, кладовщики, выдающие запчасти, мойщики, и даже начальники колонн, которые занимались выделением новых машин и комплектов резины. То есть приходилось платить за хорошее отношение. Естественно, это не те проблемы, из-за которых нужно сильно расстраиваться, однако не всем хотелось этим заниматься.

В любом случае, как и сегодня, можно было найти себя в определенной профессии. Если человеку удавалось почувствовать специфику работы водителя такси, погрузиться в нее с головой, начать получать неплохие деньги, то через некоторое время он начинал получать удовольствие от своей деятельности.

***

Таксист во времена СССР всегда ассоциировался с обеспеченным человеком, умеющим крутиться и зарабатывать деньги. Сейчас эта профессия не самая хлебная, но люди все равно в нее идут.  Очень много на этой стезе подработчиков, среди которых есть и те, кто находится на заслуженном отдыхе. И хоть и не самые великие теперь здесь заработки, но с нашей сложной жизнью и им спасибо.

На нашем сайте читайте также:

По инф. kulturologia.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета. Под руководством губернатора Юрий Геннадьевич принимал самое активное участие в успешном отстаивании в Конституционном суде РФ независимости «Иркутскэнерго» от РАО «ЕЭС России» в 1993 году, подготовке и принятии Устава (по существу, региональной конституции) Иркутской области в 1994–1995 годах.
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.