НА КАЛЕНДАРЕ

Как во времена СССР жили таксисты

По инф. kulturologia.ru   
03 Августа 2023 г.

В СССР водители такси, или как еще их называли, таксисты, занимали особое положение среди прочих представителей профессий, связанных с транспортом. Нельзя сказать, что стать таксистом хотел каждый мальчишка в стране, это было не особо престижно. Но люди, которые уже освоились в этой сфере, чаще всего были довольны.

Как во времена СССР жили таксисты

Как работали советские водители такси, почему их деятельность была не похожа на социалистический труд и каким образом они умудрялись делать неплохие деньги? Об этом в материале сайта Культурология.

Зачатки индивидуального предпринимательства

На некоторых машинах устанавливались рации известной системы «Лен» — такие же работали на автомобилях «Скорой помощи». Заказывали такси по стационарному телефону: человек звонил диспетчеру, называл адрес, куда подать автомобиль и ждал. Все элементарно. Но достаточно часто водители были в свободном полете, то есть сами искали себе клиентов, договаривались с ними о цене, определяли лучший маршрут.

Еще одна особенность такой работы — слабый контроль со стороны государства. Начальники автоколонн в автотранспортных предприятиях контролировали деятельность водителей только лишь приблизительно. Очень сложно было проверить, кого и куда таксист подвозил, сколько за это взял денег и так далее. Впрочем, этим никто и не озадачивался. Самое важное — соответствие сданной кассы плану работы. Большинство советских граждан признавали, что доходы таксистов — это дело самих водителей. По сути их работа отдаленно, но напоминала привычную сегодня рыночную деятельность.

Возможность ездить на Волге

Многие шли работать в такси в силу природных способностей управлять автомобилем. Но была еще одна причина, которую сегодня вряд ли кто-то поймет — возможности ежедневно находиться за рулем с самого комфортабельного отечественного автомобиля, а именно «Волги». В основном таксисты не особо заботились о казенных машинах. Было даже выражение "едет, как таксист". Это означало, что водитель ездит на предельной скорости, ведет себя на дороге достаточно вызывающе и совсем не думают о том, будет ли "убит" автомобиль.

В таксопарках таксисты периодически получали новую машину, и достаточно быстро доводили ее до состояния разбитого корыта. Конечно же, это относилось к очень крупным городам. Нормы того времени действительно удивляют: «Волга ГАЗ-24» использовалась в такси 2 года, а затем шла на списание. Порой самому активному работнику таксопарка везло — он выкупал автомобиль по остаточной стоимости.

Самые распространенные незаконные приемы, при помощи которых таксисты зарабатывали «левые» деньги

Чтобы заработать дополнительные средства, советские таксисты прибегали к хитрым приемам, которые нельзя отнести к законным.

Иногда водители просто не выключали счетчик после предыдущего пассажира. Тогда к окончанию поездки на табло был счет за две поездки. Это было достаточно опасно, так как пассажир мог разоблачить эту махинацию и тогда водителю грозили серьезные неприятности, вплоть до потери работы и суда.

Были периоды в истории СССР, когда алкоголь, в частности водку, можно было купить только днем (сегодня это так же работает, с 23 часов до 8 утра алкоголь не продается, а в некоторых городах этот отрезок времени еще больше). Ночью жаждущие выпить граждане направлялись к стоянке такси, где всегда можно было приобрести алкоголь у водителей. Естественно, с существенной наценкой. Это, несомненно, было спекуляцией и уголовно наказуемым деянием.

Очень часто таксисты сажали не одного пассажира, а несколько, чтобы получить деньги дважды. В этом случае нарушались правила перевозки: подсадка попутчика была разрешена только с согласия первого пассажира, а также поездка должна была оплачиваться не по отдельности, а общей суммой.

Иногда водитель просто отказывался ехать потому адресу, который ему по каким-то причинам не нравился. Естественно, клиент, которому нужно было уехать чтобы это не стало, начинал уговаривать таксиста, и водитель милостиво соглашался отвезти человека, но просил за это двойной тариф.

Самым безопасным способом заработка было получение так называемого двойного тарифа от гражданина, который хотел пустить пыль в глаза попутчице или своим друзьям. Конечно, такое случилось не слишком часто, но бывало.

Когда машина была свободна, на ней загорался зеленый огонек. Если водитель сажал пассажира, но не включал счетчик, огонек оставался зеленым. В этом случае, попав в руки милиции, можно было огрести немалые неприятности.

Организационные проблемы

Были и организационные проблемы, которые таксистам приходилось решать, а также нередко возникали накладные расходы. В таксопарках часто старались нелегально получить с водителей такси деньги за любые услуги. Это были ремонтники, кладовщики, выдающие запчасти, мойщики, и даже начальники колонн, которые занимались выделением новых машин и комплектов резины. То есть приходилось платить за хорошее отношение. Естественно, это не те проблемы, из-за которых нужно сильно расстраиваться, однако не всем хотелось этим заниматься.

В любом случае, как и сегодня, можно было найти себя в определенной профессии. Если человеку удавалось почувствовать специфику работы водителя такси, погрузиться в нее с головой, начать получать неплохие деньги, то через некоторое время он начинал получать удовольствие от своей деятельности.

***

Таксист во времена СССР всегда ассоциировался с обеспеченным человеком, умеющим крутиться и зарабатывать деньги. Сейчас эта профессия не самая хлебная, но люди все равно в нее идут.  Очень много на этой стезе подработчиков, среди которых есть и те, кто находится на заслуженном отдыхе. И хоть и не самые великие теперь здесь заработки, но с нашей сложной жизнью и им спасибо.

На нашем сайте читайте также:

По инф. kulturologia.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Хочу напомнить
    Сегодня в нашем «Перевале» необычная стихотворная страничка. Она посвящена не лирике, как обычно, а суровой прозе жизни. Хотя и в стихах. Но злободневных. Или, как писали раньше в советской прессе, «на злобу дня».
  • Талант без границ
    155 лет назад родился Александр Куприн.
  • Невыдуманные истории
    Нашего постоянного автора Виктора Калинкина нет особой нужды представлять читателям «Моих годов». Он уже неоднократно отмечался со своими «произведениями малых форм» и в «Перевале», и в специальных литературных полосах «Окно «Перевала». Это хорошо запомнившиеся читателям и получившие их восторженные отклики рассказы «Сирота», «Юркина любовь» и другие. Сегодня мы представляем его новые произведения из серии «Невыдуманные истории».
  • «Сложно и понятно»: вспомним Юрия Трифонова
    Исполнилось 100 лет со дня рождения писателя Юрия Трифонова.
  • Выборы и жизнь
    «Демократия – это когда у людей есть возможность голосовать», – заявил в ходе одного из недавних брифингов российский министр иностранных дел Сергей Лавров. Звучит вроде бы убедительно: и вправду, ну какая демократия без голосования? Но при ближайшем рассмотрении выходит, что характеристика неточная и неполная.
  • Диктатура – развал – диктатура
    «Американские горки» российской истории.
  • «Обаяние просто… космическое»
    90 лет назад родился Олег Табаков. Он стал выдающимся актером театра и кино, талантливым режиссером и вдумчивым педагогом, который подготовил не одно поколение артистов.
  • Ночь с Вампиловым у печки
    Его день рождения – на днях (19 августа). И хотя цифра 88 выглядит внушительно, он для всех и навсегда остался молодым…
  • Маэстро женских грез
    5 августа исполнилось 175 лет со дня рождении Ги де Мопассана.
  • Неравный брак: на Урале 16-летняя вышла за богатого пожилого профессора от нужды
    В Каменске-Уральском произошёл необычный случай: 16-летняя девушка вышла замуж за 65-летнего профессора юридических наук из местной юридической академии, проживающего в Ноябрьске. Инициатором брака выступили мать и бабушка Александры, рассчитывавшие на финансовую поддержку и возможность получения жилья. Однако этот брак не принес счастья — спустя несколько лет Александра смогла развестись и встретить новую любовь, пишет  life.ru
  • 70 лет назад родился основатель «МММ» Сергей Мавроди
    Будущий основатель «МММ» появился на свет 11 августа 1955 года в Москве. Как заявлял сам Мавроди, в детстве у него была феноменальная память и он побеждал на олимпиадах по физике и математике. В МФТИ, как хотел, не поступил. Но был зачислен в МИЭМ на факультет прикладной математики.
  • «Я тебя никогда не забуду»
    Исполнилось 80 лет композитору Алексею Рыбникову
  • Память о войнах как источник новых войн?
    Могут ли привести к войне разногласия по поводу трактовки истории? Еще как могут, но дело тут не столько в большой любви операторов политических систем к истории, сколько в стремлении удержать власть.
  • Русский Шерлок Холмс
    Исполнилось 90 лет Василию Ливанову.
  • Девятнадцатый против двадцатого
    Российская компартия официально реабилитировала Сталина.
  • О холокосте и антисемитизме
    Еврейский вопрос в свете Великой Победы 1945 года.
  • Без царя в голове
    Василий Водовозов о знакомстве с молодым Лениным.
  • «По волне моей памяти…»
    20 июля исполнится 85 лет Давиду Тухманову.
  • Не повторяя путь отца
    Исполнилось 75 лет народному артисту России Константину Райкину.
  • Притяжение «Маленького принца»
    125 лет назад родился Антуан де Сент-Экзюпери.