В СССР водители такси, или как еще их называли, таксисты, занимали особое положение среди прочих представителей профессий, связанных с транспортом. Нельзя сказать, что стать таксистом хотел каждый мальчишка в стране, это было не особо престижно. Но люди, которые уже освоились в этой сфере, чаще всего были довольны.
Как работали советские водители такси, почему их деятельность была не похожа на социалистический труд и каким образом они умудрялись делать неплохие деньги? Об этом в материале сайта Культурология.
Зачатки индивидуального предпринимательства
На некоторых машинах устанавливались рации известной системы «Лен» — такие же работали на автомобилях «Скорой помощи». Заказывали такси по стационарному телефону: человек звонил диспетчеру, называл адрес, куда подать автомобиль и ждал. Все элементарно. Но достаточно часто водители были в свободном полете, то есть сами искали себе клиентов, договаривались с ними о цене, определяли лучший маршрут.
Еще одна особенность такой работы — слабый контроль со стороны государства. Начальники автоколонн в автотранспортных предприятиях контролировали деятельность водителей только лишь приблизительно. Очень сложно было проверить, кого и куда таксист подвозил, сколько за это взял денег и так далее. Впрочем, этим никто и не озадачивался. Самое важное — соответствие сданной кассы плану работы. Большинство советских граждан признавали, что доходы таксистов — это дело самих водителей. По сути их работа отдаленно, но напоминала привычную сегодня рыночную деятельность.
Возможность ездить на Волге
Многие шли работать в такси в силу природных способностей управлять автомобилем. Но была еще одна причина, которую сегодня вряд ли кто-то поймет — возможности ежедневно находиться за рулем с самого комфортабельного отечественного автомобиля, а именно «Волги». В основном таксисты не особо заботились о казенных машинах. Было даже выражение "едет, как таксист". Это означало, что водитель ездит на предельной скорости, ведет себя на дороге достаточно вызывающе и совсем не думают о том, будет ли "убит" автомобиль.
В таксопарках таксисты периодически получали новую машину, и достаточно быстро доводили ее до состояния разбитого корыта. Конечно же, это относилось к очень крупным городам. Нормы того времени действительно удивляют: «Волга ГАЗ-24» использовалась в такси 2 года, а затем шла на списание. Порой самому активному работнику таксопарка везло — он выкупал автомобиль по остаточной стоимости.
Самые распространенные незаконные приемы, при помощи которых таксисты зарабатывали «левые» деньги
Чтобы заработать дополнительные средства, советские таксисты прибегали к хитрым приемам, которые нельзя отнести к законным.
Иногда водители просто не выключали счетчик после предыдущего пассажира. Тогда к окончанию поездки на табло был счет за две поездки. Это было достаточно опасно, так как пассажир мог разоблачить эту махинацию и тогда водителю грозили серьезные неприятности, вплоть до потери работы и суда.
Были периоды в истории СССР, когда алкоголь, в частности водку, можно было купить только днем (сегодня это так же работает, с 23 часов до 8 утра алкоголь не продается, а в некоторых городах этот отрезок времени еще больше). Ночью жаждущие выпить граждане направлялись к стоянке такси, где всегда можно было приобрести алкоголь у водителей. Естественно, с существенной наценкой. Это, несомненно, было спекуляцией и уголовно наказуемым деянием.
Очень часто таксисты сажали не одного пассажира, а несколько, чтобы получить деньги дважды. В этом случае нарушались правила перевозки: подсадка попутчика была разрешена только с согласия первого пассажира, а также поездка должна была оплачиваться не по отдельности, а общей суммой.
Иногда водитель просто отказывался ехать потому адресу, который ему по каким-то причинам не нравился. Естественно, клиент, которому нужно было уехать чтобы это не стало, начинал уговаривать таксиста, и водитель милостиво соглашался отвезти человека, но просил за это двойной тариф.
Самым безопасным способом заработка было получение так называемого двойного тарифа от гражданина, который хотел пустить пыль в глаза попутчице или своим друзьям. Конечно, такое случилось не слишком часто, но бывало.
Когда машина была свободна, на ней загорался зеленый огонек. Если водитель сажал пассажира, но не включал счетчик, огонек оставался зеленым. В этом случае, попав в руки милиции, можно было огрести немалые неприятности.
Организационные проблемы
Были и организационные проблемы, которые таксистам приходилось решать, а также нередко возникали накладные расходы. В таксопарках часто старались нелегально получить с водителей такси деньги за любые услуги. Это были ремонтники, кладовщики, выдающие запчасти, мойщики, и даже начальники колонн, которые занимались выделением новых машин и комплектов резины. То есть приходилось платить за хорошее отношение. Естественно, это не те проблемы, из-за которых нужно сильно расстраиваться, однако не всем хотелось этим заниматься.
В любом случае, как и сегодня, можно было найти себя в определенной профессии. Если человеку удавалось почувствовать специфику работы водителя такси, погрузиться в нее с головой, начать получать неплохие деньги, то через некоторое время он начинал получать удовольствие от своей деятельности.
***
Таксист во времена СССР всегда ассоциировался с обеспеченным человеком, умеющим крутиться и зарабатывать деньги. Сейчас эта профессия не самая хлебная, но люди все равно в нее идут. Очень много на этой стезе подработчиков, среди которых есть и те, кто находится на заслуженном отдыхе. И хоть и не самые великие теперь здесь заработки, но с нашей сложной жизнью и им спасибо.
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.