НА КАЛЕНДАРЕ

Как во времена СССР жили таксисты

По инф. kulturologia.ru   
03 Августа 2023 г.

В СССР водители такси, или как еще их называли, таксисты, занимали особое положение среди прочих представителей профессий, связанных с транспортом. Нельзя сказать, что стать таксистом хотел каждый мальчишка в стране, это было не особо престижно. Но люди, которые уже освоились в этой сфере, чаще всего были довольны.

Как во времена СССР жили таксисты

Как работали советские водители такси, почему их деятельность была не похожа на социалистический труд и каким образом они умудрялись делать неплохие деньги? Об этом в материале сайта Культурология.

Зачатки индивидуального предпринимательства

На некоторых машинах устанавливались рации известной системы «Лен» — такие же работали на автомобилях «Скорой помощи». Заказывали такси по стационарному телефону: человек звонил диспетчеру, называл адрес, куда подать автомобиль и ждал. Все элементарно. Но достаточно часто водители были в свободном полете, то есть сами искали себе клиентов, договаривались с ними о цене, определяли лучший маршрут.

Еще одна особенность такой работы — слабый контроль со стороны государства. Начальники автоколонн в автотранспортных предприятиях контролировали деятельность водителей только лишь приблизительно. Очень сложно было проверить, кого и куда таксист подвозил, сколько за это взял денег и так далее. Впрочем, этим никто и не озадачивался. Самое важное — соответствие сданной кассы плану работы. Большинство советских граждан признавали, что доходы таксистов — это дело самих водителей. По сути их работа отдаленно, но напоминала привычную сегодня рыночную деятельность.

Возможность ездить на Волге

Многие шли работать в такси в силу природных способностей управлять автомобилем. Но была еще одна причина, которую сегодня вряд ли кто-то поймет — возможности ежедневно находиться за рулем с самого комфортабельного отечественного автомобиля, а именно «Волги». В основном таксисты не особо заботились о казенных машинах. Было даже выражение "едет, как таксист". Это означало, что водитель ездит на предельной скорости, ведет себя на дороге достаточно вызывающе и совсем не думают о том, будет ли "убит" автомобиль.

В таксопарках таксисты периодически получали новую машину, и достаточно быстро доводили ее до состояния разбитого корыта. Конечно же, это относилось к очень крупным городам. Нормы того времени действительно удивляют: «Волга ГАЗ-24» использовалась в такси 2 года, а затем шла на списание. Порой самому активному работнику таксопарка везло — он выкупал автомобиль по остаточной стоимости.

Самые распространенные незаконные приемы, при помощи которых таксисты зарабатывали «левые» деньги

Чтобы заработать дополнительные средства, советские таксисты прибегали к хитрым приемам, которые нельзя отнести к законным.

Иногда водители просто не выключали счетчик после предыдущего пассажира. Тогда к окончанию поездки на табло был счет за две поездки. Это было достаточно опасно, так как пассажир мог разоблачить эту махинацию и тогда водителю грозили серьезные неприятности, вплоть до потери работы и суда.

Были периоды в истории СССР, когда алкоголь, в частности водку, можно было купить только днем (сегодня это так же работает, с 23 часов до 8 утра алкоголь не продается, а в некоторых городах этот отрезок времени еще больше). Ночью жаждущие выпить граждане направлялись к стоянке такси, где всегда можно было приобрести алкоголь у водителей. Естественно, с существенной наценкой. Это, несомненно, было спекуляцией и уголовно наказуемым деянием.

Очень часто таксисты сажали не одного пассажира, а несколько, чтобы получить деньги дважды. В этом случае нарушались правила перевозки: подсадка попутчика была разрешена только с согласия первого пассажира, а также поездка должна была оплачиваться не по отдельности, а общей суммой.

Иногда водитель просто отказывался ехать потому адресу, который ему по каким-то причинам не нравился. Естественно, клиент, которому нужно было уехать чтобы это не стало, начинал уговаривать таксиста, и водитель милостиво соглашался отвезти человека, но просил за это двойной тариф.

Самым безопасным способом заработка было получение так называемого двойного тарифа от гражданина, который хотел пустить пыль в глаза попутчице или своим друзьям. Конечно, такое случилось не слишком часто, но бывало.

Когда машина была свободна, на ней загорался зеленый огонек. Если водитель сажал пассажира, но не включал счетчик, огонек оставался зеленым. В этом случае, попав в руки милиции, можно было огрести немалые неприятности.

Организационные проблемы

Были и организационные проблемы, которые таксистам приходилось решать, а также нередко возникали накладные расходы. В таксопарках часто старались нелегально получить с водителей такси деньги за любые услуги. Это были ремонтники, кладовщики, выдающие запчасти, мойщики, и даже начальники колонн, которые занимались выделением новых машин и комплектов резины. То есть приходилось платить за хорошее отношение. Естественно, это не те проблемы, из-за которых нужно сильно расстраиваться, однако не всем хотелось этим заниматься.

В любом случае, как и сегодня, можно было найти себя в определенной профессии. Если человеку удавалось почувствовать специфику работы водителя такси, погрузиться в нее с головой, начать получать неплохие деньги, то через некоторое время он начинал получать удовольствие от своей деятельности.

***

Таксист во времена СССР всегда ассоциировался с обеспеченным человеком, умеющим крутиться и зарабатывать деньги. Сейчас эта профессия не самая хлебная, но люди все равно в нее идут.  Очень много на этой стезе подработчиков, среди которых есть и те, кто находится на заслуженном отдыхе. И хоть и не самые великие теперь здесь заработки, но с нашей сложной жизнью и им спасибо.

На нашем сайте читайте также:

По инф. kulturologia.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Фенимор Купер – друг индейцев
    15 сентября исполняется 235 лет со дня рождения знаменитого писателя.
  • Труженики фазенд
    По утрам на траве блестит роса, но ранняя свежесть на солнце тает быстро, и лишь из ближайшего леска тянет осенним холодком. А в лужах на садовых дорожках желтые листья напоминают о завершении работ на дачных участках.
  • Последний фильм Эйзенштейна. Продолжение
    – Одесские анекдоты всегда не в бровь, а в глаз, – согласился Леонид Борисович. – Рувим, ты что, до прихода на студию действительно не знал, кто такой Сергей Эйзенштейн? – деланно удивлялся он.
  • Трясина. Глава из книги «злой хатиман» (Записки военного разведчика)
    Геннадий Павлович Баранов (1926–1987 гг.) во время войны с Японией в 1945 г. участвовал в боевых действиях в составе взвода полковой разведки. За участие в разгроме Квантунской японской армии награждён девятью орденами и медалями, среди них орден Отечественной войны, медали «За боевые заслуги», «За победу над Японией» (и с таким же названием – от Корейского правительства).
  • Иркутский авиазавод под грифом «Секретно». Продолжение
    Действительно, 30 ноября того же 1996 года я передал в ТАСС срочную новость: «Контракт на закупку многоцелевых истребителей Су-30МК (модернизированный коммерческий) сегодня подписали в Иркутске государственная компания «Росвооружение» и руководство Министерства обороны Индии. Подробности документа не раскрываются, однако по данным, обнародованным ранее индийской стороной, на первом этапе речь идет о поставке восьми, а в итоге планируется закупить 40 самолетов, производимых в этом городе».
  • Отец величия Сибири Николай Муравьев-Амурский
    В конце августа исполнилось 215 лет со дня рождения Николая Муравьева-Амурского.
  • Последний фильм Эйзенштейна. Рассказ. Продолжение
    Рувим Осипович кипел праведным гневом. Он быстро выяснил – кто он, чем занимается, как зовут, кто жена, где работает. Вся информация была у него в кармане, вплоть до любви к выпивке.
  • Ушедший в осень
    …Я исчезну в назначенный день, но останется в жёлтых росписях
  • Карма Российской империи. Или снова неуловимые
    Года два назад, чтобы на собственном примере предостеречь наших читателей от посягательств телефонных мошенников, я в статье «Разводилово» уже писал, как эти деятели под видом полиции и службы безопасности банка пытались добраться до моего банковского счета. Тогда я их вовремя раскусил.
  • Иркутский авиазавод под грифом «Секретно» (Ждем продолжения)
    В августе 1934-го началась история крупнейшего оборонного предприятия Прибайкалья.
  • Последний фильм Эйзенштейна. Рассказ
    На студии он появился неожиданно. Скорее всего, его привела необходимость приработка. Катастрофически не хватало денег. Их, как известно, всегда не хватает, но когда ежедневно хочется «выпить-закусить», как он выражался, вопрос становился остро.
  • Подвиг неизвестный и бессмертный. К 75-летию ядерного щита страны
    29 августа 2024 года отмечается знаменательная дата – три четверти века со дня успешного испытания первой советской атомной бомбы. Это событие послужило началом развития атомной промышленности страны и созданию ее ядерного щита, который до сих пор обеспечивает ей безопасность и авторитет на планете.
  • Олимпийские игры: памятные и любимые
    Вот и закончились далекие от нас не столько физически, сколько ментально, рассудительно, в первую очередь потому, что там наших спортсменов почти не было, традиционные всемирные игры в Париже. А я все эти дни вспоминал свои памятные и любимые Олимпиады. Их можно посчитать на пальцах одной руки, хотя пока живу, ушли в историю 20 летних и столько же зимних масштабных спортивных зрелищ.
  • Архитектор «китайского чуда». 120 лет назад родился Дэн Сяопин
    Дэн Сяопин – известный в Китае и далеко за его пределами политик, который смог нам практике соединить рыночную экономику и коммунистический строй. Фактически правил страной около 20 лет, при этом не являясь официальным руководителем Китая.
  • «Мне б малиновый встретить рассвет…»
    Людмила Ильинична Хасина – коренная cибирячка. Родилась 25 апреля 1951 года в деревне Жердовка Иркутской области. В 1953 году семья переехала в Иркутск, а в 1962-м – в молодой город Ангарск, где Хасина проживает по настоящее время.
  • «Ежик в тумане» и другие: вспомним сказочника Сергея Козлова
    22 августа – 85 лет со дня рождения писателя-сказочника Сергея Козлова.
  • Иркутский след маршала Голованова. К 120-летию со дня рождения создателя Дальней авиации
    В разгар Великой Отечественной войны в советских Вооруженных силах была создана Авиация дальнего действия (АДД) с подчинением непосредственно Ставке Верховного Главнокомандования (ВГК). Туда определили все дальние и тяжелые авиаполки, школу штурманов, часть аэродромов, учебные центры, ремонтные мастерские. Даже авиазавод закрепили за АДД. Инициатором этих мероприятий стал Александр Голованов, который и возглавил Авиацию дальнего действия.
  • Мой муж – инопланетянин. (Юмористический рассказ)
    Татьяна Андреевна Белявская (Стрельникова) — поэт, прозаик, член Союза писателей России. Родилась в 1947 г. Автор нескольких книг стихов и прозы: «Рябиновый свет», «Вечерами зимними…», «Сердцем слышу», «В доме пахнет хлебом».
  • «Что за шум, а драки нету?»: ко дню рождения Михаила Зощенко
    130 лет назад родился Михаил Зощенко. Его конек – короткие юмористические рассказы, которым характерны точность выражений, высокий стиль и тонкая ирония.
  • «Зеленый трамвай» отправляется!
    В прошлом номере нашей газеты мы уже немного рассказали о литературной студии «Зеленый трамвай», работающей почти три года при Иркутском доме литераторов, и даже объявили о начале конкурса для начинающих авторов среди наших читателей.