ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Как спасти памятники советским воинам-освободителям за рубежом?

Сергей Рыков, lgz.ru   
24 Марта 2022 г.
Изменить размер шрифта

Около восьмидесяти лет назад Красная армия освободила Европу от гитлеровского нашествия, но сегодня в некоторых странах бывшего соцлагеря в памятниках нашим воинам видят не жертвенность целого поколения советских людей, а только лишь символы «тоталитарного режима».

Как спасти памятники советским воинам-освободителям за рубежом?

Разрушая камень, вандалы не обременяют сомнением душу, уверены, что именно их взгляд на события прошлого и есть истина. И переписывают историю, уничтожая всё, не укладывающееся в их представления о правде и справедливости.

Шедевры монументального искусства уровня «Воина-освободителя» скульптора Вучетича в Трептов-парке в Берлине, памятники на месте боёв за Дуклинский перевал в Словакии и советскому воину-освободителю «Алёша» в Пловдиве, мемориалы советским воинам в Лондоне и Будапеште вряд ли снесут, хотя попытки были. Они – часть городского пейзажа. Они стали брендами этих городов.

А что с обелисками, бюстами, стелами в маленьких городах и посёлках, скажем, той же Польши, отношения с которой в наши дни обострились до предела? С символами памяти о воинах Красной армии, сделанными не профессионалами, а скульпторами-любителями, но от всего сердца? В Польше только кладбищ, где покоятся советские солдаты, 230. А всего объектов, где захоронены бойцы Красной армии, в том числе пленные, в стране 718. Погосты и памятники стали предметом острых политических разногласий Польши и правопреемницы СССР – России. Мёртвые ссорят живых.

Европейцам ХХI века эти знаки, напоминающие о победе советского народа над фашизмом, колют глаз. Их не просто убирают с центральных улиц, а уничтожают самым варварским способом.

Можно ли спасти хотя бы часть примет тех роковых лет? Бизнесмен из Бреста Наталия Ильницкая предложила свой выход.

Пять лет назад, узнав о том, что в закон о декоммунизации Польши (2016) сейм внёс поправки, которые обязывают местные воеводства демонтировать в том числе и памятники воинам, освобождавшим Польшу от гитлеровской оккупации, Ильницкая решила действовать. Действовать, а не беспомощно возмущаться решением неблагодарных соседей, сидя в уютном кресле директора брестского рынка «Лагуна».

Инициативу Ильницкой поддержали МИД и министерство культуры Белоруссии. Наталия Емельяновна написала письма в Институт национальной памяти Польши и в воеводства, на территории которых шли кровопролитные бои за освобождение Польши, с просьбой не разрушать памятники советским воинам-освободителям, а передать их будущему музею «Аллея Памяти» в посёлке Мухавец под Брестом. Откликнулись не все. Но те, кто откликнулся, поставили условие – можем только продать. Ничего личного, только бизнес. Даже на разрыве с символикой «тоталитарного режима, который принёс много жертв и мук польскому народу».

Представить трудно, каких трудов, нервов, времени, денег стоило Ильницкой убедить польских чиновников разных уровней уступить памятники советским воинам белорусской стороне. Убедить. Заключить договор, нередко преодолевая плохо замаскированную недоброжелательность иных польских крючкотворов и тысячи «обязательных» протокольных «мелочей». Разыскать эти памятники или то, что от них осталось. (Фрагменты многих монументов практичный польский крестьянин давно растащил по дворам для бытовых нужд.) Договориться о цене. Получить «добро» таможни. Перевезти груз в Брест, а потом и в Мухавец. Отреставрировать памятники, а чаще восстановить заново по фотографиям из забытых архивов всё тех же воеводств.

Спасибо польскому краеведу Марьяну Канопке. Он помогал Наталии Ильницкой в «хождениях по мукам».

Расплачивалась за спасение исторических символов бизнесмен Ильницкая деньгами из собственного кармана. Ни рубля не попросила у государства. Более того, на предложение российских коллег продать им памятники по очень хорошей цене ответила вежливым отказом: «Дорогие мои, это не коммерческий проект. Это для души».

За несколько лет Ильницкая создала в посёлке Мухавец уникальную «Аллею Памяти». Музей под открытым небом. Такого музея нет на всём постсоветском пространстве. 22 памятника солдатам Красной армии, погибшим в боях при освобождении Польши от немецко-фашистских оккупантов в 1944–1945 годах. Надписи на нескольких монументах: «Советским воинам с благодарностью за наше освобождение – от граждан деревни», «Богатырям Красной Армии, которые отдали свои жизни в борьбе с гитлеровским нашествием, честь и хвала», «Погибшим солдатам Советской армии – от горожан».

Многие памятники были поставлены в провинциальных городках и посёлках Польши сразу после войны на последние деньги, собранные полуголодными польскими крестьянами. По официальной статистике, таких памятников было 469.

Центральный монумент «Аллеи Памяти» – скульптурная композиция «Два солдата». Пожалуй, самый красивый памятник мухавецкого музея. Его привезли из местечка Лидзбарк Варьминский. Впрочем, это были не два солдата. И даже не полтора. Вандалы раздробили скульптурную композицию на бесформенные куски гранита. Польские таможенники разводили руками: как оформлять эту груду камней? Как стройматериалы? Как «произведение искусства»? Какую брать пошлину? Это уже в Мухавце художник-реставратор Сергей Козак и его помощники восстановили монумент. Священную память хотели стереть с лица земли, а она благодаря заботливым сердцам вернулась к жизни.

Вот ещё один экспонат «Аллеи Памяти». Советский солдат с автоматом в руках. Солдата ваяли с натуры. Следопыты из Мухавца раскопали – позировал красноармеец Дмитрий Москаленко, служивший в Польше уже после её освобождения. Эту скульптуру тоже восстанавливали по фотографиям. Из Польши в Мухавец привезли изуродованные фрагменты – голова с отбитым носом отдельно, ноги, обутые в сапоги, отдельно, гранитный автомат раскрошился на части. И всё густо загажено несмываемой краской.

Самый свежий памятник, установленный в Мухавце, – стела из города Радом. Ещё четыре монумента из-за событий последних недель застряли на польско-белорусской границе. Очередь на основательную реставрацию ждёт памятник-красавец – почти копия знаменитого «Воина-освободителя» из Трептов-парка в Берлине. Спасённая девочка на руках советского солдата.

Важно подчеркнуть, к какому поколению принадлежит Наталия Емельяновна. Она гордится своим возрастом – 70 лет. Дочь партизана Великой Отечественной войны. Жена офицера-десантника, воевавшего в Афганистане. Активист Брестского отделения Международного общественного фонда имени маршала Г.К. Жукова. Делегат VI Всебелорусского народного собрания.

В апреле 2021 года временный поверенный в делах России в Беларуси Пётр Фролов вручил Наталии Ильницкой «Почётный знак соотечественника». «Гражданский подвиг ничем не уступает подвигу ратному, потому что совершает его конкретный человек», – сказал дипломат.

Однако в этой истории есть и проблема, о которой говорят и многие общественники, и те, кто по долгу службы призван защищать основы нашей исторической памяти.

«Памятники нашим воинам-освободителям, – сказал глава Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, Александр Удальцов, – должны находиться там, где они захоронены, и в тех местах, где они сражались. Только так мы сохраним память о героях-победителях, сохраним географию Великой Победы, закрепим в сознании нынешних и будущих поколений жителей этих стран понимание того, кто, когда и какой ценой отстоял их свободу в годы Второй мировой войны.

Наши оппоненты, замахнувшиеся на итоги войны и вставшие, по сути, на реваншистские, профашистские позиции, действуют и, уверен, будут действовать и в дальнейшем нагло и последовательно. И логика их действий ясна: объявление советских солдат-освободителей оккупантами европейских стран и зачистка всех свидетельств и символов их пребывания в этих государствах, прежде всего памятников воинам Красной армии. Нельзя исключать, что следующей фазой действий этих варваров станет «подкоп» и под памятники на захоронениях наших солдат.

Мы не должны ни в коей мере подыгрывать этим коварным замыслам, даже руководствуясь благими намерениями. Уверен, что российское государство и все мы должны добиваться сохранения советских воинских захоронений за рубежом, бороться за каждый памятник!»

Вопрос в том, насколько реально отстоять памятники нашим воинам в нынешних политических обстоятельствах...

Безусловно, бизнес-леди Наталья Ильницкая осуществляет замечательный патриотический проект, спасая демонтированные памятники и создавая «Аллею памяти». Но вопрос должен постоянно находиться и в плоскости решений властей. Ведь войну с памятниками, похоже, останавливать никто не собирается, и сил энтузиастов на все случаи сноса вряд ли будет достаточно. Только действительно, «дойдут ли руки» до этой проблемы в свете геополитической встряски?

На нашем сайте читайте также:

По инф. lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
  • Записки андрагога. Из дневника «Союза неугомонных»
    С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…