НА КАЛЕНДАРЕ

Как Советский Союз и Америка боролись за Арктику

По инф. lenta.ru   
08 Мая 2023 г.

С началом холодной войны две оставшиеся в мире сверхдержавы — США и СССР — начали активно готовиться к столкновению между собой. И Арктика буквально напрашивалась в качестве театра возможных боевых действий: самые короткие воздушные маршруты между странами пролегали именно через этот регион.

 Как Советский Союз и Америка боролись за Арктику

  • Фото: Евсеев В. / ТАСС

Начало подготовке плацдармов за полярным кругом было положено в марте-мае 1948 года, когда в рамках секретной экспедиции «Север-2» советские летчики полярной авиации совершили 121 посадку на аэродромы на дрейфующих льдах в Центральной Арктике, пишет «Лента.ру».  Венцом этой работы стала первая в мире посадка на океанский лед дальнего реактивного бомбардировщика Ту-16 в апреле 1958-го. А американцы придумывали, как эвакуировать своих людей самолетами, обходясь вообще без аэродромов, — с помощью самолетных крюков, как в голливудском «Бэтмене». Ниже рассказ — о самых ярких эпизодах арктической военной гонки США и СССР.

****

26 апреля 1958 года в Арктике уже наступил полярный день. Обилие белого снега и льда кругом слепило членов комиссии, прибывшей из штаба Оперативной группы войск в регионе. Ее задачей было проверить готовность к приему самолетов взлетно-посадочной полосы, оборудованной прямо на дрейфующей льдине, где устроила свой лагерь станция «Северный полюс-6». В этот же день впервые в истории авиации на океанский лед должны были приземлиться тяжелые реактивные бомбардировщики.

Неподалеку от станции полярников, созданной Ленинградским Арктическим научно-исследовательским институтом в 1956 году, расположился временный военный городок воинской части №06742. Задачей военных было строительство и эксплуатация того самого аэродрома на дрейфующей льдине.

  • Встречать самолеты вышли все: начальство из комиссии, личный состав воинской части и полярники с научной станции. Все были в приподнятом настроении. Присутствующие вспоминали, что погода в тот день стояла прекрасная: мороз и солнце, небольшой ветерок

Взлетно-посадочная полоса представляла собой участок льдины длиной 3 километра и шириной 60 метров. Чтобы привести его в подходящее для приема бомбардировщиков состояние, было вложено много труда солдат и офицеров, которые едва ли не вручную выравнивали поверхность, срезали бугры и уплотняли снег, а также заливали низкие участки морской водой. Доставить в те годы в Арктику тяжелую технику не было возможности, потому что подходящих для этого тяжелых транспортных самолетов попросту еще не появилось.

Наконец, над ледовым аэродромом начали кружить самолеты. Первый Ту-16 пошел на посадку, спокойно коснулся полосы, пробежав по ней до самого конца, где благополучно развернулся. Толпа встречающих быстрым шагом двинулась к бомбардировщику, чтобы разделить с экипажем радость успешной посадки. Не успели все пройти и половины пути, как вдруг турбины взревели, Ту-16 тронулся, как первоначально казалось, для руления, чтобы взлетать обратно. При этом слева из-под колес шасси показались заметные вихри и шлейфы снега. Стало ясно, что по какой-то непонятной причине самолет одной стойкой шасси вышел за боковую границу полосы, оказавшись вне уплотненного снегового покрытия. Несмотря на это, экипаж продолжил разбег вдоль границы полосы.

Прямо по курсу продолжавшего разбег бомбардировщика стоял самолет Ли-2, с борта которого осуществлялось руководство полетами. Экипаж взлетавшего бомбардировщика, оценив наконец грозившую опасность, сделал попытку увести машину в сторону, но оказалось слишком поздно. Ту-16 своим крылом все же задел Ли-2 и остановился. Вот как вспоминал этот эпизод начальник станции «Северный полюс-6» Николай Брязгин:

  • В назначенное время летит этот Ту-16. Сел хорошо-хорошо. А мы все стояли у середины посадочной полосы. Развернулся он, доходит до нас, вроде бы уже останавливаться должен. А-ах, и заскользил влево. А там неутрамбованный снег. И его закрутило... Я так думаю, летчик засмотрелся направо, где стоял генерал. Ушел на метр в сторону — и в канаву

Николай Брязгин, начальник станции «Северный полюс-6»

В итоге оба самолета получили серьезные повреждения. Как позже выяснилось, они оказались несовместимы с жизнью машин.

За десять лет до этого

Холодная война в Арктике началась примерно за десять лет до первой в истории посадки реактивного бомбардировщика на льдину. Вскоре после охлаждения отношений между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции взоры военных стратегов в Москве и Вашингтоне естественным образом обратились в сторону Крайнего Севера, через который пролегали наиболее короткие воздушные маршруты между Евразией и Северной Америкой. Первая послевоенная высокоширотная воздушная экспедиция получила название «Север-2». Первый «Север» состоялся еще в 1937 году, но тот проект развития не получил — тогда все уже понимали, что впереди война в Европе и надо заниматься более насущными вопросами.

После того как германская угроза перестала существовать, к идее преодоления арктических просторов воздушным путем вернулись снова. И вот, наконец, весной 1948 года был дан старт высокоширотной воздушной экспедиции «Север-2». Она была организована как совместная научно-практическая экспедиция Главсевморпути при Совмине СССР и Министерства Вооруженных сил СССР. При этом военная составляющая имела приоритет над научной.

 Как Советский Союз и Америка боролись за Арктику

  • Дрейфующая станция «Северный полюс-1». 1937 год. Фото: РИА Новости

Первыми 17 марта вылетели несколько военно-транспортных самолетов с лучшими экипажами, перед которыми стояли задачи проверки трасс и поиска аэродромов, пригодных для посадки тяжелых самолетов. В итоге они подобрали несколько льдин, подходящих для оборудования на них взлетно-посадочных полос (ВПП) для посадок самолетов на лыжном и колесном шасси. Льдины располагались вдоль высокоширотной трассы полетов американских бомбардировщиков B-29, которые летали с Аляски на Северный полюс. Это был кратчайший путь для достижения европейской территории СССР с военно-воздушных баз США на бывшем русском полуострове.

Основная группа самолетов с учеными на борту вылетела из Москвы 2 апреля 1948 года. Участники экспедиции были доставлены на три арктические базы, где с 10 апреля началась подготовка ледовых аэродромов для приема военных самолетов. Одна из баз располагалась в районе Северного полюса.

23 апреля 1948 года три самолета доставили на Северный полюс отряд гидрологов, которые выяснили, что в этой точке глубина океана составляет 4039 метров. Они стали первыми в мире людьми, с абсолютной достоверностью побывавшими на Северном полюсе. Члены еще одной группы ученых подтвердили наличие в этом регионе подводного хребта, позднее получившего имя Ломоносова.

Наконец, 7 мая 1948 года авиационная группа в составе трех истребителей Ла-11 и разведчика Ту-6 осуществила перелет на ледовый аэродром в районе Северного полюса. Эту операцию возглавил начальник экспедиции «Север-2», глава Главсевморпути генерал-майор авиации Александр Кузнецов. Это были первые в мировой практике случаи посадки истребителей на дрейфующие льды. Таким образом была доказана возможность перелета и базирования истребительной авиации на дрейфующих льдах Арктики для возможного перехвата американских бомбардировщиков.

Всего в период работы экспедиции «Север-2» летчики полярной авиации совершили 121 посадку на аэродромы на дрейфующих льдах в Центральной Арктике.

«Генерал улетел, аэродром закрыли»

За прошедшие после экспедиции «Север-2» десять лет постепенно дело дошло до посадки на лед тяжелых реактивных бомбардировщиков. Однако, как показал описанный выше эпизод с Ту-16, здесь первый блин вышел комом. Сразу после той аварии остальные машины, которые прилетели вместе с неудачливым бомбардировщиком и теперь кружили над аэродромом в воздухе в ожидании разрешения на посадку, направили обратно на Большую землю.

 Как Советский Союз и Америка боролись за Арктику

  • Советские подводники водружают флаг СССР на Северном полюсе. Кадр из документального фильма «Служу Советскому Союзу». Фото: РИА Новости

«Генерал улетел, аэродром закрыли. А Ту-16 так у нас и оставили. Вместе с ним оставили и одного лейтенанта присматривать за машиной. Лейтенант все уговаривал нас снять с бомбардировщика все, что нам нужно. Но мы поостереглись. Самолет вывезти не смогли и, кажется, утопили в океане», — рассказывал Николай Брязгин.

Через некоторое время еще стоявшие на льдине пострадавшие самолеты сфотографировал экипаж канадского самолета-разведчика, что вызвало международный скандал. Спустя несколько месяцев после этой аварии командир экипажа Ту-16 Герой Советского Союза гвардии полковник Антон Алехнович, которому, по слухам, за успешную посадку бомбардировщика на льдину обещали дать вторую Звезду Героя, вместо этого был уволен из вооруженных сил по состоянию здоровья.

Американский «небесный крюк» и порция лечебного виски

Пока Советский Союз развивал идею использования бомбардировщиками ледовых аэродромов подскока в Арктике, США тоже не сидели сложа руки. Например, как выяснилось спустя десятилетия, уже во время перестройки и позже, у американцев в период холодной войны тоже были полярные станции, существование которых они не афишировали. Их основной задачей было наблюдение за советскими подводными лодками.

Пожалуй, самым примечательным эпизодом холодной войны в Арктике с американской стороны было изобретение и успешный дебют системы эвакуации людей с поверхности в летящий в небе самолет. Она получила название «небесный крюк» и обрела известность не в последнюю очередь благодаря кинематографу.

Началось все с того, что в 1961 году американцы обнаружили в Арктике заброшенную советскую дрейфующую станцию «Северный полюс-9» (СП-9), откуда эвакуировали людей из-за угрозы разрушения льдины, на которой станция находилась. Идея обследовать ее заинтересовала ЦРУ и Управление научно-исследовательских работ ВМС США, которое незадолго до этого запустило расположенную на дрейфующих станциях в Северном Ледовитом океане сеть акустического наблюдения за советскими подводными лодками. В Вашингтоне резонно предположили, что СССР сделал то же самое на своих полярных станциях, но доказательств тому не было. В связи с этим перспектива побывать на заброшенной советской станции сулила интересные возможности.

Правда, осуществить это было весьма не просто.

  • Высадить людей в нужной точке с вертолета не представлялось возможным — слишком далеко. Ледокол тоже не подходил для выполнения этой задачи — мешали многолетние паковые льды, толщина которых исключала всякую возможность подойти близко к станции на судне. Оставался только вариант с использованием самолета

Нужно было сбросить людей на парашютах на лед, а затем как-то забрать их. Здесь главная сложность заключалась в том, что просто так посадить самолет на льдину, как это делали в СССР, было невозможно — взлетно-посадочную полосу расчищать было некому, а безопасно сесть на неподготовленную поверхность шансов нет никаких.

Американцы не стали экспериментировать с посадками на лед тяжелых самолетов — долететь до дрейфующей посреди Северного Ледовитого океана полярной станции могли только такие. На помощь им пришла изобретенная незадолго до этого система «небесный крюк»: человека с помощью троса поднимали в самолет прямо на лету. Правда, этот рискованный метод эвакуации агентов еще никто не опробовал в настоящем деле, к тому же оставался неясным вопрос безопасности системы при низких температурах.

Принцип действия системы «небесный крюк»

Система состояла из небольшого аэростата, баллона с газом, подвески и нейлонового троса длиной около 200 метров. Она позволяла поднимать агента или груз в самолет прямо на лету, без посадки. Человек с земли запускал аэростат с привязанным к нему тросом. Летящий горизонтально самолет, на носу которого имелся специальный улавливатель троса в виде вилки размахом около трех метров, подхватывал трос ниже аэростата, трос натягивался и вытягивал груз.

Собирать данные должны были парашютист Джеймс Смит, имевший опыт работы на дрейфующих станциях и к тому же знавший русский язык, а также геофизик Леонард Ле-Шэк, незадолго до того принимавший участие в разработке системы слежения за подводными лодками. Изначально предполагалось направить их на уже покинутую к тому времени советскую полярную станцию «Северный полюс-9». Операция была запланирована на 1961 год. Однако тогда она не состоялась из-за бюрократических проволочек — пока флотское командование медлило, станция СП-9 была отнесена течением слишком далеко. Впрочем, весной следующего года выяснилось, что в зоне досягаемости оказалась еще одна советская полярная станция — «Северный полюс-8» (СП-8), которая к тому времени тоже была покинутой. Американцы решили, что и она подойдет в качестве цели для предстоящей операции.

В этот раз проволочек, видимо, удалось избежать, и в конце мая Смит и Ле-Шэк выпрыгнули с парашютами с самолета неподалеку от оставленной полярниками советской станции. По плану операции на изучение СП-8 отводилось 72 часа. За это время американцы сделали несколько сотен фотографий и забрали более 80 документов, а также образцы оборудования.

Из-за ненастной погоды — дул сильный ветер и была плохая видимость — начать операцию по эвакуации агентов удалось на несколько дней позже запланированного. Первым на борт самолета подняли груз с трофеями, а затем болтаться между небом и землей пришлось уже людям. Сначала забрали Ле-Шэка, которому пришлось прилично проехать по льду, ударяясь коленями и руками об острые кромки льдов.

 Как Советский Союз и Америка боролись за Арктику

  • Участники операции после успешного подъема экспертов на борт Б-17: майор Смит (с кружкой) принимает порцию лечебного виски; справа внизу (в профиль) — лейтенант Ле-Шэк. Фото: wikipedia

«Как позже рассказал мне Ле-Шэк, на другом конце троса все пошло совсем не так, как изначально планировалось, — рассказал один из членов экипажа самолета Вильям Джордан. — Предполагалось, что человек, которого поднимают, должен сидеть лицом к приближающемуся самолету, прижав колени к себе и обхватив их руками. По словам Ле-Шэка, он не мог удержаться на месте в этом положении, потому что ветер был настолько сильным, что тащил по снегу и льду. Он сказал, что единственное, что он мог сделать, это лечь лицом вниз и опереться на локти и колени, чтобы иметь возможность тормозить скольжение. Он сказал, что, когда буксировочный трос поднял его в такой позе, это сдернуло ремни безопасности на его теле и вызвало изменение центра тяжести, так что он поднялся, раскачиваясь, как маятник. Он смог остановить раскачивание, только применив свои навыки парашютиста. Насколько я помню, он также говорил, что был обращен лицом навстречу воздушному потоку всю дорогу до самолета».

  • После Ле-Шэка пришла очередь Смита цепляться за «небесный крюк». Тот, не желая вслед за товарищем волочиться по льду, ухватился за советский трактор, используя его как якорь

В результате его подъем прошел без осложнений. На борту самолета агентов ждали поздравления и порция лечебного виски.

Со временем отношения двух сверхдержав потеплели, и Москва с Вашингтоном перешли от нарастания напряженности к политике сокращения вооружений. Это привело к тому, что на несколько десятков лет военные перестали уделять пристальное внимание Арктике. Однако, видимо, история и вправду циклична. В течение последнего десятилетия регион снова начал мелькать в мировой прессе как один из наиболее вероятных театров военных действий между США и Россией. Остается надеяться, что эти прогнозы все же не оправдаются.

На нашем сайте читайте также:

По инф. Лента.ру

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.