НА КАЛЕНДАРЕ

Как при Сталине государство и Церковь стали мирно сосуществовать

Валерий Шамбаров, portal-kultura.ru   
28 Сентября 2023 г.

В ночь на 5 сентября 1943 года, на отдание Успения Богородицы, состоялась историческая встреча Иосифа Сталина с местоблюстителем патриаршего престола Сергием (Страгородским), митрополитами Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем). Она не была спонтанной.  На этой встрече обсуждались вопросы перевода отношений государства с Церковью на официальный уровень.

Как при Сталине государство и Церковь стали мирно сосуществовать

  • Архиерейский собор Русской православной церкви 8 сентября 1943 года. Фото с https://topwar.ru

Архиереев загодя собрали в домике патриархии в Бауманском переулке. 4 сентября на Ближнюю дачу в Кунцево приехали Лаврентий Берия, Георгий Маленков, Вячеслав Молотов и начальник 4 отдела III управления НКГБ полковник Георгий Карпов.

На встрече обсуждались вопросы перевода отношений государства с Церковью на официальный уровень, создания соответствующего органа, который поручили возглавить Карпову. Последний предложил возродить ранее существовавший отдел по делам культов при Верховном Совете, однако Сталин предпочел иной вариант — образование при Совнаркоме Совета по делам Русской православной церкви. Выделив ее из «культов», большевистский вождь поднял отношения с ней на более высокий уровень: в СССР реальная власть сосредотачивалась в правительстве, а Верховный Совет занимал положение второстепенное. По сути, Сталин скопировал отчасти дореволюционную канцелярию обер-прокурора Синода, тем самым перечеркнув ленинский декрет 1918 года об отделении Церкви от государства.

Именно Карпов позвонил владыке Сергию и попросил о встрече. Нарочитая деликатность полковника НКГБ выражалась в предоставлении выбора: «сегодня вечером» или в любой день в течение недели. Излишне объяснять, в каком напряжении находились архиереи, которые предпочли не откладывать.

Глава государства принял их доброжелательно, поблагодарил Церковь за помощь фронту. Тут же зашла речь о Соборе для избрания Священного Синода и патриарха. По оценкам митрополитов, для созыва иерархов РПЦ требовался месяц. Сталин пошутил о «большевистских темпах» и гарантировал доставку епископов самолетами. Собор назначили на 8 сентября.

Пришедшим к нему архиереям Иосиф Виссарионович предложил высказаться о наболевшем. Одна из просьб — об открытии богословских курсов — его удивила: почему, дескать, столь скромное пожелание прозвучало, можно ведь и об академии или как минимум о семинарии договориться. Местоблюститель пояснил: молодежь к этому пока не готова, начнем, мол, с курсов, а уж потом, если Бог даст, и вузы начнем создавать.

Сталин согласился удовлетворить просьбы об издании журнала Московской патриархии, об организации свечных заводов, облегчении налогов со священнослужителей. В вопросах освобождения находившихся в заключении пастырей и права переезда для сосланных вождь пообещал разобраться персонально и поручил заняться этим Карпову. От себя же к списку необходимого для Церкви добавил то, о чем гости не смели просить: продукты для патриархии, несколько машин, денежные субсидии. Вместо находившегося в запустении игуменского корпуса Новодевичьего монастыря, о котором заговорил было местоблюститель, отдал священноначалию бывший особняк германского посла с мебелью и имуществом. 8 сентября в этом здании открылся Собор, куда съехались 19 из 21 служивших на советской территории архиереев. Патриархом, как и ожидалось, был избран митрополит Сергий (Страгородский).

В исторической, а иногда и церковной литературе данные события авторы объясняют сугубо политическими мотивами: желанием Сталина продемонстрировать перед союзниками и мировой общественностью «свободу совести» в Советском Союзе, реакцией наших властей на открытие множества храмов на оккупированной территории, ответом на нацистскую пропаганду. При этом остается в тени главное: Русскую церковь возрождал не Сталин... Разве не по Божьей воле складывались главные предпосылки? Не Господь ли выбирает для Своего промысла орудия?

Что же касается генсека, то следует иметь в виду: его мировоззрение после революций и первых лет существования СССР постепенно менялось. В 1930-е он осуществил кардинальный поворот, направив страну и общество в державно-патриотическое русло. Вернулись в обиход оплеванные прежде понятия «патриотизм», «отчизна», «родина», понемногу восстанавливались историческая преемственность, традиционная система нравственных ценностей. При этом были отброшены классические постулаты марксизма-ленинизма об отсутствии у пролетариев Отечества, об отмирании институтов семьи, государства. Была введена уголовная ответственность за гомосексуализм и аборты. Конституция 1936 года утвердила равноправие граждан, фактически реабилитировав выходцев из дворянства, купечества, интеллигенции, казачества.

К реабилитации Церкви Сталин вплотную приблизился не в 1943-м, а в 1939-м. Причины тогда действительно были прагматическими, однако они тесно переплелись с духовными. Убедившись в патологической лживости западных элит, силившихся натравить на СССР Гитлера, генсек повел свою игру, заключив пакт о ненападении с Германией, и получил колоссальный выигрыш, возможность вернуть утраченные в Гражданскую владения. Тут-то и всплыли проблемы, вызванные творившимся в 1920-е–1930-е годы погромом Церкви. За границей верными Московской патриархии оставались в то время лишь два архиерея — американский экзарх Вениамин (Федченков) и митрополит Литвы Елевферий (Богоявленский).

Захватившие Бессарабию румыны все православные храмы и монастыри передали своей церкви. «Воспрянула» тогда и Константинопольская патриархия, считавшая Московскую уже погибшей. Объявила себя Вселенской, взяла курс на экуменическое объединение с западными конфессиями, начала обновленческие реформы, перешла на «новоюлианский» (практически григорианский) календарь, разрешила епископам вступать в брак, а священникам жениться повторно. Принялась хищничать, подгребая под себя осколки Русской церкви. Под юрисдикцию Константинополя перешел наш экзархат в Западной Европе, к вселенскому патриарху обратились националисты Прибалтики, отрывая тамошних православных людей от Москвы.

Фанар учредил под своей эгидой самостоятельные церкви в Эстонии и Финляндии. Мирянин Герман Аав был назначен финским епископом без пострижения в монахи, ходил бритым, коротко стриженным, в цивильном костюме, переделывал православие в некое подобие лютеранства: заменил восьмиконечный крест на четырехконечный, запретил русскую архитектуру, а храмы строил по образцу протестантских кирх. В Латвии архиепископ Иоанн (Поммер), не желавший рвать отношения с Россией, был зверски убит, а тамошняя церковь передалась Константинополю: священника Августина Петерсона одним махом, без пострижения, возвели в сан митрополита.

Под юрисдикцию Фанара перешли и православные приходы Польши. Но там большинство священников принадлежали к провозглашенной петлюровцами еще в 1920 году Украинской автокефальной церкви (та, разумеется, объявила сторонников Московской патриархии «врагами украинского народа»). Впрочем, в 1938–1939 годы польские власти погромили обе церкви, а треть храмов отдали униатам.

Особняком держалась Русская православная церковь заграницей, но ее предстоятель Антоний (Храповицкий) сперва признал «императором» изменившего престолу великого князя Кирилла Владимировича, а потом сошелся с нацистами. За построенный в Берлине храм публиковал благословения «германскому народу и его вождю Адольфу Гитлеру», возносил молитвы «о Божественной помощи во всех их делах».

В самом СССР из религиозных структур в предвоенные годы более-менее сносно существовали только обновленцы, которых поддерживали НКВД и Константинополь. Эти еретики заняли большинство сохранившихся храмов. Сталин оценил их верно: послушные прислужники, не более того. Задачу по объединению верующих выполнить они не могли, в той глобальной религиозной мешанине были способны вызвать лишь отторжение. Оставалась надежда на Московскую патриархию, находившуюся на грани гибели. В ней служили всего четыре архиерея. В Ленинграде изгнанный отовсюду митрополит Алексий (Симанский) жил на колокольне Князь-Владимирского собора. Богоявленский собор в Дорогомилове, где занимал кафедру местоблюститель патриаршего престола, в 1938-м взорвали. Владыка Сергий стал служить в Елоховском, хотя и этот храм вот-вот должны были закрыть. И все ж таки не закрыли, сбылись слова Святого Писания о Церкви: «И врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).

Политические операции по воссозданию РПЦ возглавлял тогда Молотов, ему и довелось курировать Церковь. В помощь от НКВД был выделен майор Карпов, который сам когда-то окончил духовную семинарию. Ему давали указания не искать компромат на священников, а помогать патриархии в выполнении государственных задач, оберегать ее от ретивых службистов и партработников. В ноябре 1939 года Политбюро постановило прекратить преследования по «церковным делам», провести ревизию в списках осужденных.

В декабре Берия доложил об освобождении около 13 тысяч человек. Большинство из них сидели по статьям, связанным с «контрреволюционной» агитацией (или организацией). Перемена отношения к Церкви была негласной, нигде не афишировалась, и тем не менее из тюрем и лагерей первые освобожденные священнослужители возвращались. Прошли легальные хиротонии новых епископов.

Поставленные правительством задачи совпадали с надеждами патриархии на восстановление канонических прав. Митрополит Николай (Ярушевич) возглавил Западный экзархат, переводя под эгиду Русской церкви православных Западной Украины и Белоруссии. Митрополит Алексий (Симанский) воссоединял с Московской патриархией жителей отвоеванных у финнов областей. Митрополит Сергий (Воскресенский) стал экзархом Прибалтики. Автокефальные Эстонская и Латвийская церкви были упразднены, как и румынские духовные структуры в Молдавии (ввиду нехватки архиереев здешнюю паству пришлось окормлять тульскому епископу Алексию). Воссоединение с этими регионами стало для РПЦ исключительно важным. В отличие от других республик СССР, там сохранились монастыри, оставались священники, которых остро не хватало. Вчерашних автокефальников принимали в Русскую церковь через чин покаяния, а прихожане в большинстве своем возвратиться в ее лоно были рады.

К началу Великой Отечественной в Советском Союзе существовало уже 18 епархий, по всем действующим храмам служили молебны о победе русского оружия. В трагическом октябре 1941-го, при прорыве гитлеровцев на Москву, патриархию эвакуировали вместе с госучреждениями, выделили для этого вагоны. Ее отправили в Чкалов (Оренбург), однако в пути митрополиту Сергию стало плохо, и было предписано остановиться в Ульяновске. Это было символично: священноначалие расположилось в родном городе главного гонителя Церкви. При этом дом в Бауманском переулке Москвы, откуда выехал местоблюститель, не пустовал. Вышедший из окружения на Украине, вынесший оттуда, словно знамя, архиерейский посох митрополит Николай (Ярушевич) стал представлять патриархию в столице.

В 1942 году он и владыка Сергий (Страгородский) впервые получили государственные назначения, были включены в Чрезвычайную комиссию по расследованию преступлений оккупантов. И также впервые за много лет в стране официально объявили о праздновании Пасхи. Это было сделано не от лица правительства (военные власти отменили в пасхальную ночь комендантский час), но без указания Сталина такой приказ выйти не мог. Христово Воскресение совпало тогда с годовщиной Ледового побоища (5 апреля), а в следующем, 1943 году патриархия начала сбор пожертвований на постройку танковой колонны имени Дмитрия Донского и авиационной эскадрильи Александра Невского, для чего был открыт счет в Госбанке — за Церковью признали право юридического лица.

Красная армия тем временем перешла в наступление. Предстояло освобождение оккупированных областей, где проблемы духовной жизни обострились даже по сравнению с ситуацией 1939 года. Захватившие большие территории вплоть до Одессы румыны насаждали свою церковь. В Прибалтике при гитлеровцах окрылились самостийники, восстановившие свои автокефалии в Эстонии и Латвии. Экзарх Сергий (Воскресенский), который так и не выполнил требования нацистов отречься от Московской патриархии, был убит.

Еще перед Великой Отечественной абвер возродил в Варшаве Украинскую церковь, и ее влияние в дальнейшем распространили на всю Украину. В храмах, что открывались при захватчиках, служили на мове те, кого гитлеровцы считали своей опорой. «Автокефальники» созвали тогда «собор», отвергший Московскую патриархию и обратившийся в Константинополь, однако с получением «томоса» опоздали: после Сталинграда от решения признать такую церковь на Фанаре уклонились. Ну а для бандеровцев даже те самостийники оказались врагами. Униаты истребляли всех православных священников.

Нацисты, пока находились у власти, организовали для провозглашения автокефалии и «Всебелорусский собор», но также успеха не добились.

Новый предстоятель РПЦЗ Анастасий (Грибановский) провел в Вене архиерейскую конференцию. Немцы перебросили туда из 14 стран митрополитов и епископов, и те дружно призвали на борьбу с СССР «всех верующих Православной Русской Церкви на Родине и в рассеянии сущих». Анастасий тогда подружился с Власовым и благословлял его «армию».

Произошедшая в такой обстановке встреча Иосифа Сталина с владыкой Сергием и его сподвижниками ознаменовала не просто перемену в отношениях власти и Церкви, а выход этих связей на государственный уровень. Предстояла совместная духовная борьба с врагом, потому и возрождалась патриархия, занявшая полноценное место в строю. Свобода совести вернулась не только для православных. Воссоздавались мусульманские, буддистские, иудейские общины и центры. Вскоре при Совнаркоме возник Совет по делам религиозных культов. Большинство членов правительства предлагало слить его с Советом по делам Русской православной церкви. Сталин это предложение отклонил, сохранил за православием особый статус.

Результаты не заставили себя ждать. Обновленцы смекнули, куда ветер подул, и стали перетекать под эгиду патриарха (принимали через покаяние). С освобожденных территорий быстро вымели автокефальников всех мастей, восстановив канонические структуры РПЦ. К началу 1945 года в ней уже было 62 епархии. Всего за время войны и в первые послевоенные годы в СССР открылось более 14 тысяч храмов, 85 монастырей, 8 семинарий, 2 духовные академии. Авторитет нашей страны и ее Церкви после Победы стал настолько высоким, что и львиная доля приходов РПЦЗ добровольно воссоединилась с Московской патриархией. В 1946-м Львовский собор упразднил унию, и даже униаты решили на тот момент быть вместе с русскими.

Спустя еще три года Суслов предложил повернуть процесс религиозного возрождения вспять: Церковь, дескать, сыграла свою роль, и пора снова прижать ее к ногтю. Сталин такую идею отверг, хотя и не осудил. Отказавшись от многих установок Маркса и Ленина, вождь большевиков тем не менее сохранял незыблемыми их основанные на атеизме культ и идеологию. Потому неудивительно, что его курс на поддержку Церкви оказался обратимым, сменился притеснениями со стороны партфункционеров, а потом и хрущевскими гонениями.

На нашем сайте читайте также:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.