ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Как полярники хотели сделать белых медведей ездовыми

Тимур Сагдиев, cyrillitsa.ru   
04 Сентября 2022 г.
Изменить размер шрифта

В наше время словосочетание «ездовые медведи» ассоциируется с художественными мирами «славянского фэнтези». Однако у русских всегда был соблазн использовать этих могучих животных вместо лошадей. В 1722 году во время одной из пирушек соратник Петра I князь-кесарь Иван Ромодановский запряг в сани четырёх медведей, а пятого пристроил сзади в качестве «лакея» (эта сцена изображена на картине Василия Сурикова).

Как полярники хотели сделать белых медведей ездовыми

Конечно, для Ромодановского поездка на медведях была всего лишь потехой. А вот старший лейтенант Георгий Седов в начале XX века относился к идее «ездовых медведей» вполне серьёзно. Глава знаменитой экспедиции к Северному полюсу с энтузиазмом пытался научить белых медведей возить нарты.

Эксперименты Амундсена

Использовать белых медведей в качестве ездовых животных впервые предложил норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен. В 1907 году он написал письмо Карлу Гагенбеку, хозяину зоопарка в Гамбурге. Амундсена настолько поразило цирковое шоу Гагенбека, в котором белые медведи тянули повозки, что он загорелся идеей взять дрессированных белых медведей в поход к Северному полюсу. Как сообщали европейские газеты, Гагенбек и Амундсен занялись подготовкой экспедиции, взяв для этих целей четырёх кастрированных животных. Гагенбек надеялся, что они смогут научить белых спать в палатках, чтобы те согревали людей своим теплом.

Однако в итоге Руаль Амундсен выдвинулся не к Северному полюсу, а к Южному. От использования белых медведей «Наполеон полярных стран» отказался, и дело было вовсе не в том, что в Антарктиде эти хищники не водятся. Неудачей обернулась попытка Амундсена вывезти питомцев в холодный Хаммерфест для «опытов» на местности. Как только первого медведя вывели из вольера, он неожиданно встал на задние лапы. Такое непредсказуемое поведение встревожило Амундсена. В упряжке медведи тоже показали себя неуправляемыми. В 1908 году Руаль Амундсен официально объяснил журналистам, что привыкших к теплу белых медведей якобы нельзя держать на полярном холоде. 14 декабря 1911 года Амундсен успешно достиг Южного полюса, на упряжках гренландских лаек.

Опыты Седова

Вновь об использовании белых медведей заговорили во время экспедиции к Северному полюсу под руководством Георгия Седова в 1912-1914 годах. 17 октября 1913 года в редакции российской газеты «Новое время» норвежскому полярнику Фритьофу Нансену задали вопрос: «Можно ли полагать, что попытка Седова добраться до полюса на прирученных белых медведях будет иметь успех?»

Нансен напомнил о сомнениях своего соотечественника Амундсена на сей счёт. Вместе с тем он отмечал, что медведи гораздо сильнее и выносливей собак. Кроме того, в случае бескормицы эти обитатели Арктики в течение месяца способны выживать только за счёт собственного подкожного жира.

«Быть может как раз Седову суждено исследовать этот вопрос и тем внести в науку о полярных странах новые данные, которые несомненно произведут переворот в снаряжениях полярных экспедиций», – подытожил Нансен.

В качестве основного «транспортного средства» Седов, как и Амундсен, взял в экспедицию собак. Однако русский полярник действительно предпринял попытку приучить к упряжке диких белых медведей. Члены экспедиции на шхуне «Святой мученик Фока» регулярно отстреливали взрослых медведей – их мясо употреблялось в пищу. После гибели медведиц в распоряжении полярников оказалось четверо медвежат. Самая старшая из них – самочка Полынья, она же Полыха или Льдинка – имела «очень серьёзный вид».

Мишек держали на цепи, у них установились миролюбивые отношения с собаками. Если же между животными происходили конфликты, то, как писал в дневнике полярник Валериан Альбанов, попадало «больше медведям, чем собакам». Иногда медвежата ссорились между собой, и тогда участник экспедиции Николай Пинегин водворял порядок с помощью плётки, которую он называл «самоучителем».

Именно Пинегин подал Георгию Седову мысль, попытаться приучить понятливых зверей к упряжи.

«Седов за эту мысль ухватился горячо: Великолепно! Что они дармоедствуют, в самом деле. На «Фоке» не должно быть дармоедов. Будут они у меня дрова возить!» – передавал слова главы экспедиции Пинегин в книге «В ледяных просторах».

Для упряжки были отобраны Полынья и ещё один медвежонок по кличке Торосик. Когда Седов в первый раз запряг «несчастных мишек», то они просто не поняли, чего от них хотят двуногие. Тогда старший лейтенант применил кнут. Медведи ревели от боли, и в конце концов сообразили, чего добивается Седов.

«В конце первого урока Полынья и Торос уже не упирались, а тянули нарту, – но только по направлению судна. Однако уроки упряжной езды очень напугали их», – вспоминал Пинегин.

Болезненные «тренировки» нарушили доверие между животными и людьми. Медвежата смотрели на полярников с опаской и даже когда их подзывали для кормёжки, подбегали не сразу. Медвежата, оставшиеся свободными от упряжки, очень переживали за своих собратьев, которых стегали кнутом – они шли рядом и подвывали при каждом ударе.

Чем кончилось обучение белых медведей, история умалчивает. По видимому, после нескольких пробных поездок люди оставили «медвежий питомник» в покое. Один из медвежат по кличке Мишка умер, но других трёх животных участники экспедиции сберегли до конца и вывезли с собой в Архангельск. Несостоявшиеся «ездовые медведи» окончили свои дни в зоопарке (предположительно, в Санкт-Петербурге).

Не подошли белые мишки для ездовой езды. А что про них известно еще? Что животные обладают отменным нюхом. Благодаря перепончатым лапам могут проплывать в поисках пищи десятки километров, находясь несколько часов в ледяной воде. Мишки могут довольно быстро передвигаться, в воде они развивают скорость до 10 км/ч, а на суше – до 40 км/ч.

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.