НА КАЛЕНДАРЕ

Как наши предки предсказывали приближение смерти?

Фаина Шатрова, cyrillitsa.ru   
19 Марта 2022 г.

Узнать точную дату смерти, к счастью, не суждено ни одному человеку. Но для предсказания приближающейся кончины у наших предков было много способов — и они работали. Какие же  это методы?

 Способы предсказания даты смерти у наших предков

Спросить кукушку

«Кукушка-кукушка, сколько мне жить осталось?» – от этого вопроса и сегодня невозможно удержаться, если слышишь в лесу кукушку. Насчитаешь много«ку-ку» – пойдешь дальше довольный. Мало – махнешь рукой, да посмеешься.

Как пишет в книге «Тринадцать черных кошек» Ю. Дмитриев, подсчет количества оставшихся лет по кукованию бытовал на Руси испокон веков. Но наши предки использовали этот способ предсказания в двух случаях. Задавали вопрос «Сколько жить осталось?» весной, когда песня кукушки максимально долгая. А в середине лета, когда кукушка в лучшем случае издаст несколько «ку», девушки спрашивали: «Сколько лет свадьбы ждать?».

Истолковать знаки и сны

Предвестников смерти в русском фольклоре сохранилось немало. Протяжный собачий вой, залетевшая в дом птица, остановившиеся без причины часы, неожиданно расколовшееся зеркало – всё эти знаки сигнализировали о скором покойнике.

О приближающейся смерти сообщали неожиданные события и встречи. Так, проживающие в Карелии водлозеры боялись пришедшего в деревню человека с черной собачкой, на которую надет серебряный ошейник. Считалось, что в этом образе ходит по окрестностям леший – и такая встреча сулила кому-то из сельчан смерть. Как пишет в книге «Традиционный жизненный цикл русских Водлозерья» К. Логинов, скорую кончину также сулила встреча с лешим в осеннем лесу. Но лишь в том случае, если леший походил на кого-то из жителей деревни. Именно похожему на лешего и предстояло в скором времени умереть.

Многочисленные символы смерти присутствовали в снах. Самый распространенный – выпавший зуб: с кровью – к кончине кровного родственника, без крови – знакомого или друга. Другой знак смерти во сне – увидеть покойника. Его действия и слова истолковывались по-разному. Например, водлозеры были убеждены, что смерть через полгода предвещает сон, в котором умерший подметает полы и говорит, что «будет ждать». Предвещали беду сновидения, в которых происходило неладное с крышей – кто-то вбивал в нее гвозди, она частично проваливалась или ее срывало ветром.

Взяться за топор

Русские в Карелии практиковали интересный способ выяснить, умрет ли тяжелобольной человек или пойдет на поправку. Родственник или сосед залезал на чердак дома больного и со всей силы втыкал топор в самое крайнее бревно со словами: «Батюшка-сомец, дай который ни конец! Жить – так поправляйте, умереть – так умри!». Если вонзившийся в бревно топор в скором времени падал вниз, готовились к смерти. Если оставался на крыше, то больному предстояла долгая и мучительная смерть либо выздоровление.

В другом способе узнать о скорой смерти больного родственника также участвовал топор. Им отрубали с конька крыши три щепки, приносили в дом и бросали в воду. Если две или все щепки тонули, делали вывод, что болезному не выжить.

Прижать ноготь и осмотреть нос

Водлозеры предсказывали смерть больному родственнику с помощью нехитрых манипуляций. Одна из самых простых – с силой прижать ноготь и посмотреть, быстро ли образовавшееся белое пятно станет розовым. Если приходилось ждать, значит, тяжелобольной «не жилец на этом свете».

Другой способ – внимательно осмотреть нос. Если он сильно заострился или скосился на один бок, понимали, что жить человеку осталось меньше суток. Тот же вывод делали, если лежащего больного начинала бить мелкая дрожь. На Водлозере такое состояние называли «предсмертным родимцем». Надежду на выздоровление в этом случае оставляли. Лежащего на смертном одре накрывали старой рыболовной сетью или мешком, под голову клали распятие или икону.

Заставить полететь божью коровку

В статье «Славянские толкования снов и гаданий с инсектальными мотивами» Ю. Кривощапова приводит интересную подборку суеверий с участием насекомых, которые предвещали смерть. Так, бабочка у русских ассоциировалась с душой умершего, поэтому если она залетала в дом, считали – скоро кто-то умрет.

Отсутствие вшей украинцы и сербы считали признаком скорой смерти. На Руси же, напротив, завершать дела и готовиться к кончине следовало тому, у кого неожиданно появлялось много вшей. Предвестниками смерти также считались мухи. Как указано в «Словаре» Владимира Даля, мухи зимой в избе – к покойнику. Плохим знаком было увидеть во сне осу или пчелу. Жители Полесья были уверены, что если кого во сне укусила пчела, не избежать тому скорой гибели. А на Смоленщине считали, что случайная смерть настигнет того, кто во сне «огребает рой».

Негативное отношение было и к сверчкам. На Вологодщине полагали: если он завелся в доме – не к добру. Кто-то из родных «должен уйти». Явно плохим предзнаменованием становился прыгающий по дому сверчок. Домочадцы готовились к пожару или смерти кого-то из близких. Покойника предвещало и появление в избе черного таракана.

Одним из способов проверить собственное долголетие считалось гадание на божьей коровке. Насекомое клали на руку и говорили: «Божья коровка, жить мне или помереть?». Если она взлетала вверх, значит, гадающего ждала долгая жизнь. Если падала вниз – близкая смерть.

Спросить у цыганки

Разговор с цыганкой являлся одним из самых доступных способов узнать судьбу и дату смерти. Поэтому к забредающему в деревню табору или отдельным группам цыган непременно стягивались местные жители. Как справедливо отмечает в книге «Цыгане. Тайны жизни и традиции» Р. Бакленд, цыганский дуккеринг (предсказание судьбы) основан на проницательных наблюдениях и счастливых совпадениях. Цыганки как опытные психологи и искусные манипуляторы охотно демонстрировали доверчивым крестьянам дар ясновидения.

Вариантов цыганских гаданий сотни. Например, славянские цыгане часто предсказывали судьбу на бобах. Желающему узнать будущее предлагали дать монетку, которую цыганка зажимала в ладони вместе с бобами, а затем бросала на землю. По тому, как расположились бобы и монетка относительно друг друга, делали вывод о прошлом, настоящем и будущем. Например, чем ближе бобы упали к монете, тем больше неприятностей произойдет в жизни.

Очень популярно у цыган гадание на картах Таро, в которых среди 22 Старших Арканов есть карта с аллегорическим изображением Смерти. Если она выпадает при раскладе, то конец жизненного пути близок. Цыганки готовы предсказать будущее даже по родинкам. Например, к неблагоприятным знакам относится остроконечная или обильно покрытая волосами родинка. Владелец таких родинок не застрахован от несчастий, бедности и ранней смерти. А если родинка находится на челюсти, то из-за плохого здоровья ее хозяину не стоит рассчитывать на долгую жизнь.

Пообщаться с духами

С середины XIX века в России стал популярен еще один способ предсказания даты смерти – спиритические сеансы, которые часто называли «столоверчением». Модное увлечение проникло в каждый дом. Где-то «духов призывали» ради баловства и веселья, где-то – делали всё «по науке», серьезно анализируя результаты сеанса.

Как пишет в статье «Простонародные спиритические гадания в XX веке» С. Королева, для общения с духами использовали различные приспособления. Это мог быть специальный стол с так называемым «кругом царя Соломона», который образовывали радиальные линии, буквы и цифры. Или небольшая деревянная дощечка, покрытая буквами, сообщения от духов на которой читались при помощи маленького указателя. В XIX веке в магазинах даже продавались специальные мини-столики на двух ножках. Третью ножку у столиков заменял карандаш, который и писал ответы из мира мертвых.

В крестьянских семьях обычно использовали блюдце, в качестве указателя – свечной воск, а буквы писали мелом прямо на столе. С духами общались также при помощи стакана, в который опускали привязанное к волосу кольцо. При богатой фантазии духи «сообщали» много полезной информации. Кому-то даже называли дату смерти. После таких предсказаний узнавшие судьбу впадали в хандру и депрессию, мучились от бессонницы и кошмаров. Слишком впечатлительные в итоге даже лишались рассудка.

Столоверчение оказалось настолько популярным, что просуществовало многие десятилетия и после революции. При этом модно было беседовать с духами известных личностей – Пушкиным, Наполеоном, Соломоном, Сократом. Автор статьи приводит случай, когда в 70-е годы XX века в Тульской области комсомолки и победительницы соцсоревнований увлеклись спиритизмом настолько, что проводили сеансы прямо в цехе. Правда, девушки спрашивали у духов не дату смерти, а имена будущих женихов и шансы на сдачу экзамена в вечерней школе. О страсти к мистике пришлось забыть после публикации в журнале «Молодой коммунист» письма от неравнодушного коллеги, порицавшего «чуждое комсомольцу» увлечение.

Смерть и так рано или поздно придет за каждым человеком, так зачем же еще пытаться узнать, когда случится это тягостное событие? Не лучше ли обратить свое пристальное внимание на единственную и неповторимую жизнь, наслаждаясь своим существованием каждую секунду?

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.