Современные мастера нередко спорят о том, какое дерево лучше всего подходит для строительства бани. Для этого они нередко обращаются к истории. Вот только на Руси бани возводили из различной древесины. Выбор зависел от места проживания наших предков.
Осина
Действительно, выбор древесины зависел от того, какой лес преимущественно произрастал в той или иной местности. Например, Г. Я. Федотов в своем учебнике «Художественные работы по дереву» пишет, что наши предки, жившие там, где встречались осины с прямыми стволами и здоровой древесной структурой, предпочитали использовать для возведения бань именно это дерево. Осина не боится влаги, а «легкий и духовитый пар» в осиновых срубах держится дольше. Сегодня осину применяют и для внутренней отделки бань и саун.
Липа
В некоторых областях России, напротив, считали, что из осины бани строить нельзя, поскольку «древесина осины содержит в себе горечь и баня будет горькой». Поэтому для бань рубили липу, в особенности люди небедные: ровную взрослую липу найти не так-то просто. Кроме того, липовая древесина слишком мягкая и слабая. В то же время липа не дает неприятных запахов, но хорошо впитывает ароматы пара, березовых веников и хлебного кваса. Также липой нельзя занозить нагое тело. Так что не слишком богатые люди пускали липу на внутреннюю отделку: скамьи для предбанников, лавки и полки для парной.
Клен, береза, ива
В лесостепных районах России бани строили из клена и березы, а в степных – из ивовых кряжей. Древесина клена равномерно впитывает влагу, которой в парной всегда в избытке. Береза же легко загнивает во влажных условиях, хотя какое-то время сруб из этого дерева, конечно, простоит. Ива, которая по своим свойствам напоминает липу, тоже подвержена биологическому воздействию. Но иногда у наших предков попросту не было иного выхода, как сооружать бани из тех материалов, что были доступны и росли в той же местности.
Хвойные деревья
Так что неудивительно, что в местах, богатых лесом, бани строились из хвойных пород деревьев: ели и сосны. К примеру, русские, проживавшие на территории Карелии, как и сами карелы, выбирали для бань сосну. Виктория Липинская в своей книге «Баня и печь в русской народной традиции» упоминает о том, что жители Суражского района в начале XX века строили бани преимущественно из ели: «иногда с потолка смола капнет, так волдырь вскочит». Это о том, что смола, содержащаяся в хвойных деревьях, при высокой температуре плавится. Поэтому иногда потолок в еловой или сосновой бане делали из липы или осины.
Камень
Лишним доказательством тому, что русские строили бани исключительно из подручных материалов, является тот факт, что на Руси встречались и каменные бани. Так, в монастырях и в скитах, которые нередко располагались на островах, леса было не так много, зато камня – в достатке. Известно, что на Соловках в 1717 году была сооружена каменная баня: «Баня каменная длиною на 6 саженях 2 с четвертью аршинах, шириною на 5 саженях и 12 вершках». Правда, предбанник в этой бане, сохранившейся, кстати, до наших дней, был все-таки деревянным.
Из чего только не строили на Руси бани! И сейчас такие объекты тоже в большой чести у российских граждан. В загородном доме или на даче практически каждый хозяин стремится возвести себе небольшой банный комплекс и активно им пользоваться. А какие атрибуты есть в продаже для бани! Всевозможные масла, веники, головные уборы... Нашим предкам такое не снилось. А многим людям банные процедуры не только доставляют удовольствие, но и приносят пользу. Это, кстати, и известные пословицы подтверждают, например: Баня – мать вторая: кости распарит, тело поправит.
В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…