
Новейший отечественный автомобиль Aurus Senat разрабатывался в основном для премьер-министра, президента, федеральных министров и для парада Победы. Автомобиль получился хороший, спору нет, только вот уже для губернаторов эта машина вышла дороговатой, в чём признался глава Тульской области Алексей Дюмин. А в Советском Союзе таких проблем не было – у каждого слоя советской элиты был свой автомобиль, который даже участвовал в формировании самой иерархии власти.

- Aurus Senat — современный "президентский лимузин" родом из России.
Поначалу, в 1920-е годы, руководители СССР ездили на императорских автомобилях. Но в те времена и с дорогами было не очень хорошо, и запчастей не хватало, и обслуживать эту технику мало кто умел. В 1932 году стартовало производство «Фордов», после чего у Советского Союза начал появляться действительно серьёзный автопром. ГАЗ-А, который был лицензионной копией Ford A, попал в руки чиновников, Красной армии, МВД и НКВД, даже в качестве такси успешно работал! Чуть позже его заменил более продвинутый ГАЗ-М1.

Для высшего руководства этого было мало. Самые крупные политические фигуры СССР ездили на американских лимузинах: Lincoln, Cadillac, Buick. А вот личной любовью Сталина стал не менее знаменитый Packard. Заменить иностранцев попытался первый массовый советский лимузин ЗИС-101, но избавить вождя от любви к зарубежному красавцу не удалось. Зато авто успешно пошло в обкомы и наркоматы.

Но всё это происходило ещё в середине-конце 30-х годов. Потом началась тяжелая война, после которой страна наконец-то пошла уверенным путём к серийному производству целого семейства элитных и не очень автомобилей. В линейку основных легковушек вошёл «Москвич» для самых простых граждан; «Победа», а потом и «Волга» для среднего класса; ЗИМ, в будущем легендарная «Чайка», которая доставалась самым заслуженным жителям СССР; и ЗИС (ЗИЛ впоследствии), который попадал в руки партийной элиты.
Первый советский бронированный лимузин ЗИС-110 заставил Сталина распрощаться с любимым Packard. Любопытно, что элитные ЗИМы и ЗИСы становились самыми обычными маршрутными такси и каретами скорой помощи: представители власти просто не хотели слишком уж смущать обычных людей своей элитарностью. ЗИМы порой даже в частные руки попадали. Впрочем, заплатить за такое авто ещё до денежной реформы 1961 года пришлось бы около 40 тысяч рублей. Какой-нибудь «Москвич», для сравнения, можно было приобрести всего за 9 тысяч рублей. Но даже на такие дорогие машины был свой спрос, ведь это была настоящая возможность прикоснуться к жизни лучших представителей Советского Союза!
Довольно быстро ЗИМ, который стали называть ГАЗ-12, устарел, так что на его замену пришёл ГАЗ под номером 13 – легендарная «Чайка». Так в руки к чиновникам и заслуженным гражданам попал стильный и мощный автомобиль в 1959 году, а вот ЗИМ пошёл в народ и полностью потерял свой статус.
Автомобиль в целом считался признаком некой элитарности, ведь нередко его давали в награду за государственную и иную службу. ЗИМ, к примеру, вообще стали вручать офицерам за долгие 25 лет отличной службы вместе с орденом Ленина. Сначала Сталин хотел назначить денежную награду, но в министерстве финансов решили, что неплохой автомобиль будет лучшим решением.
Ещё в 1960-х годах появилась идея следующей линейки моделей: «Запорожец», «Жигули», новый «Москвич», «Волга», «Чайка» и ЗИЛ. Простые автомобили должны были стать лучше своих предшественников, а элитные – стать ещё роскошнее. Да и над иерархией проще думать, когда чиновникам одного уровня можно выдать ГАЗ-3101 «Волга», а другого – ГАЗ-14 «Чайка».
Но уже в те времена экономика страны испытывала проблемы, так что разработка и производство новых авто затянулись, а кое-какие машины вообще до выхода в свет не добрались. В результате нехватку решили выпуском сразу двух «Чаек», новенькой ГАЗ-14 и старой ГАЗ-13, что ещё больше разделило советских чиновников.
В стране выстроилась целая автомобильная иерархия, которая даже становилась жертвой трагических происшествий. Так, был в СССР очень популярный «народный» чиновник Петр Машеров. Он, в отличие от своих коллег, не стремился пересесть на более представительский автомобиль, а наслаждался достаточно простой на тот момент ГАЗ-13 «Чайкой», хотя мог уже довольствоваться ЗИЛом.
К сожалению, так уж вышло, что Машеров погиб в аварии незадолго до получения должности председателя Совета министров СССР 4 октября 1980 года. Смерть такого чиновника заставила страну отказаться от производства ГАЗ-13 «Чайки», ведь её репутация была серьёзно запятнана.
В тот момент на «Волге» уже спокойно ездили таксисты, так что для чиновников придумали новую ГАЗ-3102 «Волгу», чтобы хоть как-то заменить потерянную «Чайку». Впрочем, на деле эта модель авто практически ничем не отличалась от своей предшественницы. В итоге чиновников стали ранжировать по разным модификациям «Волги».

В эпоху перестройки всё стало совсем печально. Был крупный план на строительство новых «Москвичей», ЗИЛов, ГАЗов, но реализовать удалось мало что. Вскоре СССР распался, что ознаменовало начало новой эпохи и практически убило старую. Производить ГАЗ-14 «Чайку» было просто невозможно, ГАЗ-3105 не выдержал конкуренции с качественными иномарками, да и о ЗИЛах почти забыли. Осталась разве что ГАЗ-3102 «Волга», которая стала одним из самых популярных авто 1990-х годов у простого люда. А специальные автомобили для чиновников почти закончились: разве что самая верхушка может похвастаться лимузином Aurus Senat.
- Подобные рассказы о VIP-персонах Советского Союза и других стран никогда не уйдут из трендов. Всё-таки нам, простым обывателям, очень интересно посмотреть на настоящую жизнь людей, которые решают судьбы целых народов. К Сталину, например, сейчас люди стали относиться гораздо «лояльнее», хотя такое мнение является скорее отражение нашего непростого времени. Не менее спорной личностью выступает знаменитый Иван Грозный, но о нём мы вспоминаем не часто: всё-таки слишком уж далёк от нас этот правитель. Но и в его истории можно выцепить много интересных моментов, о которых любят порассуждать историки.
-
Расскажите об этом своим друзьям!
-
Притяжение «Маленького принца»
125 лет назад родился Антуан де Сент-Экзюпери.
-
Стихи из сборников «Признание», «Есть у сердца Родина»
Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и Москвы.
-
Юркина любовь (Рассказ)
С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Виктор Николаевич – автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Его рассказы печатались в газетах и в литературно-художественных изданиях, в том числе и в альманахе «Сибирь» в 80-е годы. Позже в разные годы выходят сборники его рассказов: «Колокола», «Случайный прохожий» и сборник стихов «Возвращение в деревню». Сегодня мы познакомим вас с новым его рассказом «Юркина любовь».
-
Дурит погода (Рассказ)
От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
-
Симфония юбилея
На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
-
«У немцев одна Германия»
150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
-
А была ли эскадра?
В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
-
Таким был Ножиков
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
-
На Малый Курунгуй. Размышления в пути
«Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
-
Самостоянье человека – залог величия его
Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
-
На изломе
В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
-
Мы бережно храним их имена
От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
-
«Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
-
Железнодорожники в тылу и на фронте
Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
-
«Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
-
Три фронта Равиля Замалетдинова
В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
-
«Тихий Дон» навсегда
120 лет назад родился Михаил Шолохов.
-
Как воевали наши деды
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
-
«Дорога долгая была»
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
-
Его судьба – театр
15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
|