НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
-16-
В Каменске-Уральском произошёл необычный случай: 16-летняя девушка вышла замуж за 65-летнего профессора юридических наук из местной юридической академии, проживающего в Ноябрьске. Инициатором брака выступили мать и бабушка Александры, рассчитывавшие на финансовую поддержку и возможность получения...
2025-08-06-01-26-59
Могут ли привести к войне разногласия по поводу трактовки истории? Еще как могут, но дело тут не столько в большой любви операторов политических систем к истории, сколько в стремлении удержать...
2025-07-24-05-20-29
Еврейский вопрос в свете Великой Победы 1945 года.
2025-07-24-05-01-55
Российская компартия официально реабилитировала Сталина.
2025-08-12-03-09-50
Будущий основатель «МММ» появился на свет 11 августа 1955 года в Москве. Как заявлял сам Мавроди, в детстве у него была феноменальная память и он побеждал на олимпиадах по физике и математике. В МФТИ, как хотел, не поступил. Но был зачислен в МИЭМ на факультет прикладной...

Из истории «автомобильной иерархии» чиновников Советского Союза

18 Июня 2019 г.

Новейший отечественный автомобиль Aurus Senat разрабатывался в основном для премьер-министра, президента, федеральных министров и для парада Победы. Автомобиль получился хороший, спору нет, только вот уже для губернаторов эта машина вышла дороговатой, в чём признался глава Тульской области Алексей Дюмин. А в Советском Союзе таких проблем не было – у каждого слоя советской элиты был свой автомобиль, который даже участвовал в формировании самой иерархии власти.

 

 

Aurus Senat — современный "президентский лимузин" родом из России.

  • Aurus Senat — современный "президентский лимузин" родом из России.

Поначалу, в 1920-е годы, руководители СССР ездили на императорских автомобилях. Но в те времена и с дорогами было не очень хорошо, и запчастей не хватало, и обслуживать эту технику мало кто умел. В 1932 году стартовало производство «Фордов», после чего у Советского Союза начал появляться действительно серьёзный автопром. ГАЗ-А, который был лицензионной копией Ford A, попал в руки чиновников, Красной армии, МВД и НКВД, даже в качестве такси успешно работал! Чуть позже его заменил более продвинутый ГАЗ-М1.

ГАЗ-А

  • ГАЗ-А

Для высшего руководства этого было мало. Самые крупные политические фигуры СССР ездили на американских лимузинах: Lincoln, Cadillac, Buick. А вот личной любовью Сталина стал не менее знаменитый Packard. Заменить иностранцев попытался первый массовый советский лимузин ЗИС-101, но избавить вождя от любви к зарубежному красавцу не удалось. Зато авто успешно пошло в обкомы и наркоматы.

ЗИС-101

Но всё это происходило ещё в середине-конце 30-х годов. Потом началась тяжелая война, после которой страна наконец-то пошла уверенным путём к серийному производству целого семейства элитных и не очень автомобилей. В линейку основных легковушек вошёл «Москвич» для самых простых граждан; «Победа», а потом и «Волга» для среднего класса; ЗИМ, в будущем легендарная «Чайка», которая доставалась самым заслуженным жителям СССР; и ЗИС (ЗИЛ впоследствии), который попадал в руки партийной элиты.

Первый советский бронированный лимузин ЗИС-110 заставил Сталина распрощаться с любимым Packard. Любопытно, что элитные ЗИМы и ЗИСы становились самыми обычными маршрутными такси и каретами скорой помощи: представители власти просто не хотели слишком уж смущать обычных людей своей элитарностью. ЗИМы порой даже в частные руки попадали. Впрочем, заплатить за такое авто ещё до денежной реформы 1961 года пришлось бы около 40 тысяч рублей. Какой-нибудь «Москвич», для сравнения, можно было приобрести всего за 9 тысяч рублей. Но даже на такие дорогие машины был свой спрос, ведь это была настоящая возможность прикоснуться к жизни лучших представителей Советского Союза!

Довольно быстро ЗИМ, который стали называть ГАЗ-12, устарел, так что на его замену пришёл ГАЗ под номером 13 – легендарная «Чайка». Так в руки к чиновникам и заслуженным гражданам попал стильный и мощный автомобиль в 1959 году, а вот ЗИМ пошёл в народ и полностью потерял свой статус.

Автомобиль в целом считался признаком некой элитарности, ведь нередко его давали в награду за государственную и иную службу. ЗИМ, к примеру, вообще стали вручать офицерам за долгие 25 лет отличной службы вместе с орденом Ленина. Сначала Сталин хотел назначить денежную награду, но в министерстве финансов решили, что неплохой автомобиль будет лучшим решением.

Ещё в 1960-х годах появилась идея следующей линейки моделей: «Запорожец», «Жигули», новый «Москвич», «Волга», «Чайка» и ЗИЛ. Простые автомобили должны были стать лучше своих предшественников, а элитные – стать ещё роскошнее. Да и над иерархией проще думать, когда чиновникам одного уровня можно выдать ГАЗ-3101 «Волга», а другого – ГАЗ-14 «Чайка».

Но уже в те времена экономика страны испытывала проблемы, так что разработка и производство новых авто затянулись, а кое-какие машины вообще до выхода в свет не добрались. В результате нехватку решили выпуском сразу двух «Чаек», новенькой ГАЗ-14 и старой ГАЗ-13, что ещё больше разделило советских чиновников.

В стране выстроилась целая автомобильная иерархия, которая даже становилась жертвой трагических происшествий. Так, был в СССР очень популярный «народный» чиновник Петр Машеров. Он, в отличие от своих коллег, не стремился пересесть на более представительский автомобиль, а наслаждался достаточно простой на тот момент ГАЗ-13 «Чайкой», хотя мог уже довольствоваться ЗИЛом.

К сожалению, так уж вышло, что Машеров погиб в аварии незадолго до получения должности председателя Совета министров СССР 4 октября 1980 года. Смерть такого чиновника заставила страну отказаться от производства ГАЗ-13 «Чайки», ведь её репутация была серьёзно запятнана.

В тот момент на «Волге» уже спокойно ездили таксисты, так что для чиновников придумали новую ГАЗ-3102 «Волгу», чтобы хоть как-то заменить потерянную «Чайку». Впрочем, на деле эта модель авто практически ничем не отличалась от своей предшественницы. В итоге чиновников стали ранжировать по разным модификациям «Волги».

В эпоху перестройки всё стало совсем печально. Был крупный план на строительство новых «Москвичей», ЗИЛов, ГАЗов, но реализовать удалось мало что. Вскоре СССР распался, что ознаменовало начало новой эпохи и практически убило старую. Производить ГАЗ-14 «Чайку» было просто невозможно, ГАЗ-3105 не выдержал конкуренции с качественными иномарками, да и о ЗИЛах почти забыли. Осталась разве что ГАЗ-3102 «Волга», которая стала одним из самых популярных авто 1990-х годов у простого люда. А специальные автомобили для чиновников почти закончились: разве что самая верхушка может похвастаться лимузином Aurus Senat.

  • Подобные рассказы о VIP-персонах Советского Союза и других стран никогда не уйдут из трендов. Всё-таки нам, простым обывателям, очень интересно посмотреть на настоящую жизнь людей, которые решают судьбы целых народов. К Сталину, например, сейчас люди стали относиться гораздо «лояльнее», хотя такое мнение является скорее отражение нашего непростого времени. Не менее спорной личностью выступает знаменитый Иван Грозный, но о нём мы вспоминаем не часто: всё-таки слишком уж далёк от нас этот правитель. Но и в его истории можно выцепить много интересных моментов, о которых любят порассуждать историки.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Ночь с Вампиловым у печки
    Его день рождения – на днях (19 августа). И хотя цифра 88 выглядит внушительно, он для всех и навсегда остался молодым…
  • Маэстро женских грез
    5 августа исполнилось 175 лет со дня рождении Ги де Мопассана.
  • Неравный брак: на Урале 16-летняя вышла за богатого пожилого профессора от нужды
    В Каменске-Уральском произошёл необычный случай: 16-летняя девушка вышла замуж за 65-летнего профессора юридических наук из местной юридической академии, проживающего в Ноябрьске. Инициатором брака выступили мать и бабушка Александры, рассчитывавшие на финансовую поддержку и возможность получения жилья. Однако этот брак не принес счастья — спустя несколько лет Александра смогла развестись и встретить новую любовь, пишет  life.ru
  • 70 лет назад родился основатель «МММ» Сергей Мавроди
    Будущий основатель «МММ» появился на свет 11 августа 1955 года в Москве. Как заявлял сам Мавроди, в детстве у него была феноменальная память и он побеждал на олимпиадах по физике и математике. В МФТИ, как хотел, не поступил. Но был зачислен в МИЭМ на факультет прикладной математики.
  • «Я тебя никогда не забуду»
    Исполнилось 80 лет композитору Алексею Рыбникову
  • Память о войнах как источник новых войн?
    Могут ли привести к войне разногласия по поводу трактовки истории? Еще как могут, но дело тут не столько в большой любви операторов политических систем к истории, сколько в стремлении удержать власть.
  • Русский Шерлок Холмс
    Исполнилось 90 лет Василию Ливанову.
  • Девятнадцатый против двадцатого
    Российская компартия официально реабилитировала Сталина.
  • О холокосте и антисемитизме
    Еврейский вопрос в свете Великой Победы 1945 года.
  • Без царя в голове
    Василий Водовозов о знакомстве с молодым Лениным.
  • «По волне моей памяти…»
    20 июля исполнится 85 лет Давиду Тухманову.
  • Не повторяя путь отца
    Исполнилось 75 лет народному артисту России Константину Райкину.
  • Притяжение «Маленького принца»
    125 лет назад родился Антуан де Сент-Экзюпери.
  • Стихи из сборников «Признание», «Есть у сердца Родина»
    Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и Москвы.
  • Юркина любовь (Рассказ)
    С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Виктор Николаевич – автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Его рассказы печатались в газетах и в литературно-художественных изданиях, в том числе и в альманахе «Сибирь» в 80-е годы. Позже в разные годы выходят сборники его рассказов: «Колокола», «Случайный прохожий» и сборник стихов «Возвращение в деревню». Сегодня мы познакомим вас с новым его рассказом «Юркина любовь».
  • Дурит погода (Рассказ)
    От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
  • Симфония юбилея
    На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
  • «У немцев одна Германия»
    150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
  • А была ли эскадра?
    В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.