НА КАЛЕНДАРЕ

Исторический музей в Москве начинался с выставки

Евгений Тростин, portal-kultura.ru   
22 Июня 2023 г.

140 лет назад в Москве открылся Исторический музей. Этот величавый терем в России знают все. Прекрасный дворец, в архитектуре которого, кажется, смешались все эпохи нашей истории, гордо возвышается над главной площадью страны. Шпили с двуглавыми орлами визуально перекликаются со стройной грядой кремлевских башен, и эта символика как бы дает понять: в державе гармонично, неразрывно связаны между собой и Восток с Западом, и прошлое с будущим.

Исторический музей в Москве начинался с выставки

  • Фото с сайта stranabolgariya.ru

Вначале была выставка

Кто входит в этот терем, начинает путешествие во времени прямо с парадных сеней, где каждая деталь — воспроизведенный фрагмент того или иного архитектурного шедевра Древней Руси. Своды украшены множеством гербов: Дома Романовых, губерний и областей, входивших в состав империи в период царствования Александра III. Тут же — 68 медальонных портретов монархов и князей (от святых мучеников Бориса и Глеба, княгини Ольги, Владимира Крестителя до царя-миротворца и его супруги Марии Федоровны), на время правления которых пришлись ключевые события нашей истории. Это высокохудожественное «Древо государей Российских» 140 лет назад, в последние перед открытием музея дни, выполнила артель мастеров под руководством Фомы Торопова. Для пола и лестниц парадных сеней устроители не пожалели дорогого каррарского мрамора...

А начиналось все с грандиозной, приуроченной к 200-летию со дня рождения Петра Великого политехнической выставки, которая потрясла всю страну, накрепко запомнилась современникам, повлияла на судьбы многих поколений. В Александровском саду, на Красной площади и Кремлевской набережной построили тогда 86 павильонов, где были размещены около 12 тысяч экспонатов, включая те, что составили весьма внушительную, посвященную героической обороне Севастополя экспозицию. Ветераны Крымской войны передали сюда свои памятные вещи, оружие, награды, рисунки и фотографии. Кроме того, здесь можно было увидеть археологические находки русской Тавриды, напоминавшие о скифах и византийцах.

Тогда же инициаторы создания «севастопольского» павильона генералы Николай Чепелевский и Александр Зеленой, а также историк Алексей Уваров прониклись идеей строительства национального исторического музея, где надлежало хранить не только крымские реликвии.

Граф Уваров (сын автора известнейшей триады «Православие, Самодержавие, Народность») писал Александру II о том, что России необходимо учреждение, призванное показать каждому соотечественнику: «не со вчерашнего дня началась разумная жизнь в нашей стране». Идею горячо поддержал наследник престола, будущий царь Александр III, а его отец без колебаний подписал указ о создании музея, получившего официальное наименование «августейшего имени государя наследника цесаревича великого князя Александра Александровича». Московским властям было предписано незамедлительно найти место в центре города для возведения музейного здания.

Дворец истории

У входа на Красную площадь, возле Иверских ворот стоял старинный дом. В нем в разные времена располагались Земский приказ, первая в России Главная аптека и отдельные аудитории Московского университета. Тут-то и постановили строить музей.

Появление дворца, способного вместить не только обширную экспозицию, но и лекторий, библиотеку, читальный зал, предполагалось изначально. В специальном конкурсе победил проект (с названием «Отечество») архитектора Владимира Шервуда и инженера Анатолия Семенова, что, конечно же, справедливо: построенное ими здание можно и сегодня рассматривать часами, оно само — ценнейший культурно-исторический памятник, не просто дворец, а поэма в камне.

Зодчий был в большей степени художником, нежели градостроителем, главное в его композиции — образ. Огромный «старорусский» терем отлично вписывался в ансамбль Красной площади, а соседство с такими архитектурными шедеврами, как храм Василия Блаженного и Спасская башня, только усиливало художественный эффект. (Дворец стал, по сути, первым образцом неорусского стиля, благодаря которому впоследствии не только в столицах, но и во многих других городах империи появились чудесные дома, будто сошедшие с картинок к сказкам Пушкина и Ершова. Так в русских людях власть воспитывала историческое самосознание.)

Когда встал вопрос, чем роскошное здание заполнить внутри, разгорелись споры. Чепелевский хотел, чтобы возник «храм воинской славы». Уваров и его коллега Забелин настаивали на большем разнообразии экспозиции, которая — с опорой на археологические находки и творчество художников — показала бы весь ход отечественной истории. Историкам удалось отстоять свою точку зрения. Самые авторитетные знатоки прошлого России, выдающиеся исследователи Василий Ключевский, Сергей Соловьев, Иван Забелин и Дмитрий Иловайский вошли в специальную комиссию.

В августе 1874-го император утвердил музейный устав по проекту Уварова. Согласно документу, «хранилище древностей» призвано было «служить наглядною историею главных эпох русского государства и содействовать распространению сведений по отечественной истории». В августе 1875-го состоялась торжественная закладка здания. На церемонии присутствовали цесаревич Александр Александрович, великие князья, высшее московское общество, депутаты городской думы. Первый камень в основание заложил лично Александр II. Строили без малого восемь лет (включая оформление большинства залов), для такого грандиозного архитектурного объекта это немного.

Надежда на меценатов себя не оправдала, огромную сумму пришлось взять в кредит (по нему будут рассчитываться почти три десятилетия). С экономией великое начинание было несовместимо: возводили на века по-настоящему уникальный комплекс.

Дело заспорилось, когда почетным председателем правления назначили младшего брата царя, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. Незадолго до открытия вновь созданное государственное учреждение получило гордое наименование — Императорский Российский Исторический музей. Его содержание отныне взяла на себя казна, а управлять им надлежало Министерству народного просвещения.

Господа оформители

В залах, посвященных первобытному обществу, посетители могут увидеть примитивные орудия древних людей, реконструкцию их внешности, а также настенный фриз Виктора Васнецова «Каменный век». Ради создания этого панно Савва Мамонтов выстроил для художника специальный дом-мастерскую в Абрамцеве. Позировали местные крестьяне и гости купца-мецената, среди которых — молодой Валентин Серов. Первые посетители музея надолго останавливались перед васнецовским фризом.

Византийский зал повторяет убранство константинопольского собора Святой Софии, а тот, что посвящен древнерусским городам, украшен росписью мастеров Палеха. Трудно оторвать взгляд от картины Генриха Семирадского «Похороны знатного руса», написанной «по мотивам» арабских свидетельств о древних славянах и их обычаях.

Для зала истории греческих крымских колоний Ольвии и Пантикапея Иван Айвазовский писал пейзаж с видами берегов древней Тавриды. Сергей Коровин по заказу Уварова выполнил впечатляющее панно «Куликовская битва», где мы видим празднующих победу над врагом русских витязей.

День открытия

В знаменательный день 27 мая 1883 года император Александр III с супругой, великий князь Сергей Александрович и их ближайшее окружение посетили новый музей. Экскурсию по 11 залам, в которых была отражена история Отечества до XIII века, провели для них Уваров и Забелин. Увиденное вызвало восторг важных особ. Ничего подобного в мире доселе не было!

Визит в еще пахнувшие краской и свежей штукатуркой залы стал заключительным аккордом коронации императора, который стал сразу же помогать музею.

Бескорыстие создавших его ученых ныне поражает. Первоначальную основу экспозиции составила личная коллекция выдающегося (причем весьма удачливого) археолога графа Уварова. Открытая им самая большая базилика Херсонеса и сегодня именуется Уваровской. Забелин, не являясь сказочно богатым человеком, пожертвовал на развитие музея все свое жалованье. Собственные собрания древностей передали Петр Щукин и Алексей Бахрушин, а это — более 300 тысяч наименований: иконы, рукописи, ювелирные редкости, шитье, старинные книги... Вдова Федора Достоевского Анна Григорьевна вручила музейщикам архив мужа для посвященной великому писателю комнаты.

Сокровища Исторического

Здесь оживают многие легенды о прошлом России, вереницей проносятся перед глазами портреты выдающихся деятелей давно минувших эпох.

Экспонатом № 1 в Главной инвентарной книге некогда значился витой браслет бронзового века, найденный в кавказском ауле Кобан, переданный еще недостроенному музею графом Уваровым.

Другим сокровищем Исторического стала одна из первых русских рукописных книг — составленный в 1073 году уникальный Изборник Святослава. В искусно оформленный фолиант вошли нравоучительные, исторические, религиозные труды разных авторов — от Аристотеля до византийского патриарха и историка Никифора.

Оригинал созданного в 1551 году моленного места Ивана Грозного по сей день находится в Успенском соборе Кремля. Однако хранящаяся в Историческом музее копия полнее передает красоту росписи и резьбы, воссоздающих сюжеты той эпохи.

О первом русском императоре напоминает огромный (весит 450 килограммов!) глобус, изготовленный в голландской мастерской Йоанна Блау в 1690-е. Петр Великий приобрел и привез эту вещь после Великого посольства. Царь изрядно поторговался и сбил изначальную цену почти в 10 раз.

Неизменный интерес публики вызывает так называемая медаль «за пьянство». Ее выдавали на демидовских заводах отличившимся по этой части рабочим. Чугунная звезда весит больше 4 килограммов, носить ее следовало на «ошейнике». Хранятся здесь и деревянные сани, на которых императрица Анна Иоанновна каталась во время свадебного — известного по роману Ивана Лажечникова «Ледяной дом» — маскарада 1740 года. Они окружены купидонами, и девиз начертан соответствующий: «Надлежит уступить любви».

В музее можно увидеть единственный в мире подлинный экземпляр армейской полевой кухни из обоза наполеоновских войск (предназначалась для того, чтобы на ходу варить кофе, жарить мясо и стряпать пирожки). Ее долгое время хранили потомки легендарного командира лейб-казаков генерала Василия Орлова-Денисова.

Также имеется в коллекции перо Александра II, коим царь-освободитель подписал журнал заседания Общего собрания Государственного совета об упразднении крепостного права 28 января 1861 года.

Одним из самых загадочных экспонатов считается портрет всем известного русского смутьяна. Вверху неизвестным художником начертана лишь дата, а на обратной стороне сделана надпись: «Емельян Пугачев родом из Казацкой станицы нашей православной веры и принадлежит той веры Ивану сыну Прохорову. Писан лик сей 1773 г. сентября 21 дня».

В 1920-е реставраторы открыли, что «лик писан» поверх изображения Екатерины Великой. Так его и выставили в ту пору в музее: сверху — глаза императрицы, чуть ниже — изображение самозванца. В наше время выяснилось, что эта композиция — искусная подделка. Рентгеновские лучи показали: Пугачев был нарисован через 100 лет после бунта, в середине XIX века, а создали портрет специально, чтобы продать любителям исторических реликвий.

В 2008 году сокровищницу пополнила найденная под Туапсе, на берегу реки Колихо, каменная гробница II тысячелетия до нашей эры. Ее так и называют — дольмен Колихо, и это — тоже настоящая сенсация, только без подделок.

Самый главный

Незадолго до открытия музея историк Константин Бестужев-Рюмин заявил: «Народ, желающий быть великим народом, должен знать свою историю. Велик только тот народ, который ясно сознает свое историческое призвание... Музей — одно из самых могущественных средств к достижению народного самосознания — высшей цели исторической науки».

Пройдя по его залам, мы получаем то, что невозможно извлечь из книг или фильмов. Тут в особой мере ощущаются, познаются дух и душа нашего национального бытия. В годы Великой Отечественной только этот музей работал в столице без перерывов. Даже в самые тревожные осенние дни 1941-го, когда гитлеровцы наблюдали достопримечательности Первопрестольной в свои бинокли, москвичи глядели на победные знамена русских полков и продолжали верить в родную армию.

Здесь открывались посвященные фронтовым успехам Красной армии выставки, а наибольшей популярностью пользовался «суворовский зал», где можно было поклониться реликвиям непобедимого полководца. Крепкая связь с прошлым необходима каждому поколению, поэтому и спустя 140 лет после своего открытия Исторический музей — самый главный в России.

На нашем сайте читайте также:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.