Необычное транспортное средство — «инвалидку» в нынешнее время не встретишь на дорогах страны. Однако в конце прошлого века эти стрекочущие неказистые машинки можно было встретить практически в каждом дворе. Их владельцы вызывали к себе уважение, так как такой транспорт выдавался в основном ветеранам-инвалидам, участвовавшим в Великой Отечественной войне.
История создания «инвалидки», фото машины
«Инвалидка» — мотоколяска небольших размеров, изготовленная на Cерпуховском Мотозаводе. Свое нехитрое название эта маленькая, непритязательная машинка получила из-за своего предназначения — облегчать жизнь инвалидам.
В 50-е годы на Мотозаводе Серпухова наладили выпуск трехколесных автомотоколясок, получивших название СЗЛ. Со временем на смену этой модели пришел микроавтомобиль СЗА с открытым кузовом, брезентовым верхом и наличием 4-х колес.
Однако такая машина не отвечала выдвигаемым стандартам. Поэтому на Мотозаводе начали разработку нового автомобиля. И только к концу 60-х годов появились мотоколяски марки СМЗ-С3Д, которые имели некоторые отличия от прежних машин. Они были усовершенствованы и отличались наличием:
нового мотора ИЖ-П2;
металлического цельного кузова;
гидравлического привода тормозов;
двенадцативольтового электрического оборудования;
«автомобильной» оптики.
Многие автомобилисты скептически относились к «инвалидке» из-за упрощенного и несовершенного дизайна, низкого скоростного режима автомобиля на дорогах.
Кому полагалась «инвалидка»
Руководство Советского государства опекалось проблемами инвалидов, которых по официальным данным после Великой отечественной войны насчитывалось более 2-х миллионов. Поэтому вопрос о дешевом и упрощенном автотранспорте для людей с ограниченными возможностями стоял остро.
Купить автомотоколяску СМЗ-С3Д в конце 80-х годов можно было за 1100 руб. Их выдачей инвалидам занимались Собесы. Причем инвалиды 1-й группы, ветераны Великой Отечественной войны, а также получившие инвалидность из-за производственной травмы или во время прохождения службы Советской армии, получали это автотранспортное средство передвижения абсолютно бесплатно. Для других категорий необходимо было внести 20% от стоимости, однако для этого нужно было ждать своей очереди 5-7 лет.
При этом полученную от государства «инвалидку» владелец мог эксплуатировать в течение пяти лет. Через некоторое время автотранспортное средство проходило бесплатный капремонт. После окончания срока эксплуатации, сдав машину, инвалид мог получить новую автомотоколяску.
Иногда граждане Советского Союза полученную СМЗ-С3Д не использовали совсем или ездили на ней всего лишь несколько раз, так как в этом не было необходимости. Однако отказываться от таких «подарков» государства инвалиды не хотели.
Конечно, хотелось бы для наших ветеранов Великой Отечественной не такое уж незамысловатое транспортное средство. Но ведь машина в то время была не для каждого средством передвижения, а одним из предметов роскоши в принципе. И многих людей как раз именно «инвалидка» сделала более мобильными и облегчила жизнь. Бесплатная, с возможным капремонтом и дальнейшей заменой – плюсов тоже достаточно.
В Каменске-Уральском произошёл необычный случай: 16-летняя девушка вышла замуж за 65-летнего профессора юридических наук из местной юридической академии, проживающего в Ноябрьске. Инициатором брака выступили мать и бабушка Александры, рассчитывавшие на финансовую поддержку и возможность получения жилья. Однако этот брак не принес счастья — спустя несколько лет Александра смогла развестись и встретить новую любовь, пишет life.ru
Будущий основатель «МММ» появился на свет 11 августа 1955 года в Москве. Как заявлял сам Мавроди, в детстве у него была феноменальная память и он побеждал на олимпиадах по физике и математике. В МФТИ, как хотел, не поступил. Но был зачислен в МИЭМ на факультет прикладной математики.
Могут ли привести к войне разногласия по поводу трактовки истории? Еще как могут, но дело тут не столько в большой любви операторов политических систем к истории, сколько в стремлении удержать власть.
Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и Москвы.
С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Виктор Николаевич – автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Его рассказы печатались в газетах и в литературно-художественных изданиях, в том числе и в альманахе «Сибирь» в 80-е годы. Позже в разные годы выходят сборники его рассказов: «Колокола», «Случайный прохожий» и сборник стихов «Возвращение в деревню». Сегодня мы познакомим вас с новым его рассказом «Юркина любовь».
От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.