Необычное транспортное средство — «инвалидку» в нынешнее время не встретишь на дорогах страны. Однако в конце прошлого века эти стрекочущие неказистые машинки можно было встретить практически в каждом дворе. Их владельцы вызывали к себе уважение, так как такой транспорт выдавался в основном ветеранам-инвалидам, участвовавшим в Великой Отечественной войне.
История создания «инвалидки», фото машины
«Инвалидка» — мотоколяска небольших размеров, изготовленная на Cерпуховском Мотозаводе. Свое нехитрое название эта маленькая, непритязательная машинка получила из-за своего предназначения — облегчать жизнь инвалидам.
В 50-е годы на Мотозаводе Серпухова наладили выпуск трехколесных автомотоколясок, получивших название СЗЛ. Со временем на смену этой модели пришел микроавтомобиль СЗА с открытым кузовом, брезентовым верхом и наличием 4-х колес.
Однако такая машина не отвечала выдвигаемым стандартам. Поэтому на Мотозаводе начали разработку нового автомобиля. И только к концу 60-х годов появились мотоколяски марки СМЗ-С3Д, которые имели некоторые отличия от прежних машин. Они были усовершенствованы и отличались наличием:
нового мотора ИЖ-П2;
металлического цельного кузова;
гидравлического привода тормозов;
двенадцативольтового электрического оборудования;
«автомобильной» оптики.
Многие автомобилисты скептически относились к «инвалидке» из-за упрощенного и несовершенного дизайна, низкого скоростного режима автомобиля на дорогах.
Кому полагалась «инвалидка»
Руководство Советского государства опекалось проблемами инвалидов, которых по официальным данным после Великой отечественной войны насчитывалось более 2-х миллионов. Поэтому вопрос о дешевом и упрощенном автотранспорте для людей с ограниченными возможностями стоял остро.
Купить автомотоколяску СМЗ-С3Д в конце 80-х годов можно было за 1100 руб. Их выдачей инвалидам занимались Собесы. Причем инвалиды 1-й группы, ветераны Великой Отечественной войны, а также получившие инвалидность из-за производственной травмы или во время прохождения службы Советской армии, получали это автотранспортное средство передвижения абсолютно бесплатно. Для других категорий необходимо было внести 20% от стоимости, однако для этого нужно было ждать своей очереди 5-7 лет.
При этом полученную от государства «инвалидку» владелец мог эксплуатировать в течение пяти лет. Через некоторое время автотранспортное средство проходило бесплатный капремонт. После окончания срока эксплуатации, сдав машину, инвалид мог получить новую автомотоколяску.
Иногда граждане Советского Союза полученную СМЗ-С3Д не использовали совсем или ездили на ней всего лишь несколько раз, так как в этом не было необходимости. Однако отказываться от таких «подарков» государства инвалиды не хотели.
Конечно, хотелось бы для наших ветеранов Великой Отечественной не такое уж незамысловатое транспортное средство. Но ведь машина в то время была не для каждого средством передвижения, а одним из предметов роскоши в принципе. И многих людей как раз именно «инвалидка» сделала более мобильными и облегчила жизнь. Бесплатная, с возможным капремонтом и дальнейшей заменой – плюсов тоже достаточно.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.