Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2013/stav_01_04 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.
Увидела свет монография ставропольца Евгения Григоренко «Русские игральные карты: история и стиль». Автор более 20 лет коллекционирует исторические «образцы прикладной графики» – колоды игральных карт.
- В современной России подробных историко-культурных исследований на тему игральных карт еще не было, – утверждает Евгений Григоренко. – В моей монографии рассказывается не только об известных дореволюционных и советских карточных колодах, но и о редчайших образцах графики, хранящихся в частных коллекциях. К примеру, колода карт, датируемая 1796 годом, была обнаружена в одном из музеев Петергофа. На уникальных эскизах «Донских карт», выпущенных в 1918 году в Новочеркасске, в виде королей изображены донские атаманы, дамы – донские казачки, валеты – казачата. Четыре масти этой колоды рассказывают об истории Всевеликого войска Донского. Персонажи бубновой масти изображены в костюмах XVI века, трефовые – XVII, червовые – XVIII, пиковые – XIX. Появление подобной колоды во время Гражданской войны на Дону не случайно. С ее помощью атаман Краснов пытался популяризировать среди местного населения свою идею создания сепаратной Донской республики.
Кстати, к картам как инструментам пропаганды неоднократно обращалось правительство Советского Союза. Кроме «Антирелигиозных карт», «Карт народностей СССР» удалось обнаружить так называемые «Битые карты». Они были напечатаны в 1932 году в сатирическом журнале «Крокодил» и высмеивали «родимые пятна капитализма»: бюрократию, пьянство, кумовство, прогулы и т.д.
Довелось советским картам и воевать. Сохранились карточные колоды, призванные подорвать боевой дух финской армии в 1940 году. С началом Великой Отечественной было принято решение изготовить игральные карты с карикатурами на фашистских партайгеноссе и изображениями будущего «нацистской камарильи». Эта колода карт, получившая название «Антифашистская», в тяжелых условиях блокады Ленинграда была изготовлена на карточной фабрике. Автором рисунков стал известный художник и график Василий Власов. Истощенный и обессиленный художник в холодной полутемной квартире на Васильевском острове, жадно ловя каждую минуту тусклого зимнего дня, наносил акварелью на картон тончайшие штрихи. После того как был готов каждый новый эскиз, его надо было нести в литографический цех, находившийся в 23 километрах от квартиры художника. На это у ослабевшего Власова сил уже не было, и он договорился со своим непосредственным начальником, что в определенные дни будет встречаться с ним на середине Невы и передавать готовые наброски. Карикатуры получились смешными и точно стреляющими в цель – в них отражены и авантюризм, и опереточность, и фанфаронство, и страшная сущность фашизма.
Второй тираж этой «убойной» колоды увидел свет лишь в начале 1943 года.
Известна еще одна колода игральных карт, созданная фронтовым художником Иваном Харткевичем, который в 1942 -1943 годах служил в редакции агитационной газеты Soldaten freund («Друг солдата»). Она издавалась на немецком языке и распространялась в боевых порядках противника. Особенностью карт Харткевича стали надписи «окопного жаргона» немецких военнопленных. К примеру, на шестерке поместили (в переводе на русский язык) «6 лет Гитлер сеял – вы собираете урожай», на семерке – «7 дней на Востоке – неделя ада на утраченных позициях». Особенно интересным получился джокер – простой немецкий солдат, осененный мыслью: «Когда игра началась, я был беспечным и скромным, но она подходит к концу, и я знаю ее итог. Только падение Гитлера спасет Германию. Я сам решаю свою судьбу!»…
Как каждый коллекционер, Евгений Григоренко мечтает ра-зыскать уникальный артефакт. В данном случае колоду русских игральных карт XVII столетия. Известно, что в России первые карточные мануфактуры открылись при Петре I, но вот в описях Кремлевской оружейной палаты удалось обнаружить интереснейшее сообщение. В царствование первого из Романовых – царя Михаила Федоровича иконнику (так именовались мастера-иконописцы) Никифору Бовыкину было велено «вновь написать потешную игру карты по золоту цветными красками в хоромы царевичу». В то время карты и карточная игра не привечались, как «поганский обычай», привнесенный с Запада. К тому же известно, что во времена Смуты поляки проигрывали друг другу в карты пленных жен и детей русских ополченцев.
- Можно только догадываться, какую трудную этическую и художественную задачу пришлось решать православному иконописцу, вынужденному выполнять столь непотребный и богопротивный заказ. Если эта колода когда-нибудь будет найдена, то, безусловно, явится жемчужиной русской да и мировой карточной графики, – считает Евгений Григоренко.
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.