Игнатьевы со станции Хребтовая |
25 Июля 2014 г. |
Название станции Хребтовая, говорит само за себя, посёлок находится на хребте, на водоразделе между реками Лена и Ангара. В настоящее время это узловая станция, развилка железнодорожных веток. Железная дорога идёт из Тайшета до станции Хребтовая, дальше одна ветка уходит в город Усть-Илимск, вторая – в город Усть-Кут. Не многие знают, что в начале двадцатого века на месте станции Хребтовой была деревня Избушино. Мои предки по маминой линии, точнее по линии маминой мамы Надежды Алексеевны Игнатьевой, были в XIX веке единственными жителями этой деревни. Судьбы моих предков, думаю, представляют интерес не только для моих ближайших родственников, но и для любителей истории целого населённого пункта. Были Игнатьевы не просто пашенными крестьянами, а станционными смотрителями, ямщиками на Ленском волоке, про который тоже уже не многие помнят. История Ленского волока началась с приходом первых русских землепроходцев в Прибайкалье. Ещё деревни не возникли, а понятие Ленский волок уже существовало: по волоку русские добирались до реки Лены. «Всякий, кто переходил с Лены на Ангару или обратно, неизбежно двигался по этой единственной дороге – по Ленскому волоку. Без Ленского волока никогда бы не было Илимска...», писал В. Н. Шестобаев в книге «Илимская пашня». Город Илимск можно назвать первой столицей Восточной Сибири. Значение волока было так велико, что в окружности печати Илимского воеводства шла надпись: «Земли Сибирские Ленского волоку Илимсого острогу». Архивный документ за 1701год говорит: «От Илимского острогу до усть Муки реки двадцать восемь вёрст. Посередь волоку на половине избушка. А отдаётца та избушка Ылимском Приказные избы на откуп... На усть Муки реки часовня Нерукотворённого образа господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, три анбара государевых, торговых приезжих людей два анбара. Да тут на усть Муки реки судовое плотбище, делают по наряду государевы дощенники в якутской отпуск илимские судовые плотники. На усть Муки ж изба судовых плотников. Другая изба ямских подрядчиков». Этот архивный текст, взят из книги Г. Б.Красноштанова «На Ленской пашне». Ленский волок был совсем небольшой – 59 километров, посередине находился «станок», избушка, позже деревня Избушино. Второй «станок» был в устье реки Муки, позже стал называться Мукской деревней. Дальше грузы возили по воде, для этого и строили дощаники в устье реки Муки. В зимнее время нельзя было воспользоваться рекой и перевозить грузы по льду. «... бывают на Куте реке в зимнее время поверх льду вода большая, и подвод де им за тою водою никоими меры гонять невмочь». Всю зиму грузы возили по Ленскому волоку из Илимска до устья реки Муки, и складывали в амбары, весной по воде сплавляли дальше, на Лену. В XVII и XVIII веках избушку, что стояла посередине Ленского волока, отдавали на откуп разным крестьянам на определённый срок. Со временем на станке появились постоянные жители, когда это произошло, мне не известно. Но, знаю, что в начале 19-го века постоянные жители уже были, и все они носили одну фамилию – Игнатьевы, состояли друг с другом в ближайшем родстве, о том говорят метрические книги. Фамилия в этих книгах пишется по-разному, то Игнатьевы, то Игнатьевские. Первая найденная мной метрическая запись относится к 1808 году, Игнатьевы указаны, как крестьяне Верхнеилимской волости Киренского уезда, без указания населённого пункта. Скорее всего, Игнатьевы уже жили в Избушинском зимовье. Обнаружена мной в Государственном архиве Иркутской области ведомость за 1820 год, согласно которой в Избушино числится два дома с домохозяином Иосипом Игнатьевским, у него шесть душ мужского пола, значится он «достаточным» крестьянином и относился ко второму классу крестьян. Второй домохозяин Иван Игнатьевский, у него четыре души мужского пола, он числится «не богатым», крестьянином третьего класса. К четвёртому классу относились «неимущие», к первому – богатые. Были Иосип и Иван родными братьями. Два хозяйства в один год не поставить: и это является косвенным доказательством того, что Игнатьевы появились в Избушино не в 1820 году, а много раньше. Их отец, крестьянин Фёдор Игнатьев, в 1816 году числится зажиточным домохозяином города Илимска. К слову сказать, засеял он в тот год 15 гряд картофеля, что было много по тому времени, картофель до середины XIX века трудно и медленно приживался на местных огородах. Вполне вероятно, что и до Игнатьевых кто-то постоянно проживал в Избушинском зимовье, но не закрепился, а Игнатьевы приросли к этому месту своими корнями более, чем на сто лет. Непонятно, чем привлекло их это место: хребет каменистый, а значит пашню возделывать нельзя, можно заниматься только охотой, извозом, да заготовкой сена. Богатые были луга вдоль реки Купы. «От усть Муки реки, вверх и вниз по Купе, по обе стороны Купы реки по берегам сенные покосы. По указу великого государя и по грамоте косят всех Илимских и Ленских слобод пашенных крестьяне илимские ямские подрятчики для ямского разгону и лесной судовой воски из лесу на плотбище», читаем мы документ начала XVIII века у Г. Б. Красноштанова. Моя двоюродная тётя Нина Еферьевна Никитина вспоминает, что в начале XX века наш прадед заготавливал сено на продажу. То есть, эта доходная статья жителей деревни Избушино существовала более 200 лет. Извоз в начале XIX века стал на Ленском волоке делом невыгодным, движение по тракту стало незначительным. Грузы на реку Лену и в Якутию шли в основном из Иркутска по Качугскому тракту, через село Качуг. В 1819 году Дворянский заседатель Корсаков пишет в Земский суд про Ленский волок: «Не имею никакой надежды отыскать других частных подрядчиков которые бы взялись...трудность обывательского разгона и большие издержки при невыгодном местоположении... Мутскою и Избушинскою станций содержателям не только сделать сложение... Убеждены только моим настоянием». Корсаков предоставил подрядчикам льготы, и они согласились взять подряд на новый период с 1819 по 1822 год. Фамилия в этом документе не указана, но кроме Игнатьевых в Избушино никто не жил, скорее всего, именно они и взяли подряд. Если не брать подряды, чем же ещё заниматься в таком неудобном месте? Поломались, набили себе цену, добились льгот и согласились взять подряд на новый срок. В конце XIX века Ленский волок называют Илимским волоком. В Памятной книге Иркутской губернии на 1881 год написано: «Кроме названных почтовых трактов в Иркутской губернии...существуют дороги, имеющие значение собственно торговых путей. ...начинается у села Усть-Кутского, на р. Лене...пролегает вверх по левому берегу Куты, потом через небольшой горный перевал, именуемый Илимским волоком, на заштатный древний город Илимск». В 1909 году в Избушино на Хребтовой проживало 39 мужчин, 34 женщины, числилось 11 дворов, сообщает «Памятная книга Иркутской губернии» на этот год. Уже появилось второе название деревни – Хребтовая. Кто были эти жители, ещё предстоит мне узнать, как и многое, многое другое. Но вернёмся к началу XIX века. Что такое почтовая станция, все мы знаем из литературы XIX века. На станции есть станционный смотритель и ямщики, не менее четырёх человек. Там же на станции постоянно должен был находиться кто-то из ямщиков, чтобы не задерживать проезжающих и почту. Почта приходила по расписанию, но иногда прибывали срочные конверты, их надо было «Препровождать с оного станка на другой в надёжной кожаной сумке с ямщиком на верховой лошади тут же по получению». Словосочетание «станционный смотритель» вызывает у меня в памяти, в первую очередь, рассказ Пушкина с одноимённым названием. Станционный смотритель в этом произведении – старый и униженный человек. Совсем другую картину рисуют архивные документы. Станционные смотрители Киренского уезда на равных общались с волостным головой и с другими начальниками. Об этом говорят разные документы. Одним из подтверждений этого являются и метрические книги. Если у обычного крестьянина при рождении ребёнка крёстным отцом ребёнку в основном становился такой же крестьянин, то у Игнатьевых в деревне Избушино в первой половине XIX века числятся: Илимского комиссарства регистратор Николай Михайлов Мишерин, Киренский лекарь Иван Иванов Селин, священник Иоанн Попов, Киренских питейных сборов Поверенный Пётр Тихонов Чернцев, Киренский окружной лекарь коллежский секретарь Никита Иванов Забелин, крёстной матерью – купеческая жена Елена Петрова Козлова. На 17 рождений 12 случаев, когда крестными отцами были люди по статусу выше статуса крестьянина, крёстной матерью – в 8 случаях. Думаю, что не зря среди крёстных отцов мы видим двух киренских лекарей. Дело в том, что среди «младших лекарских учеников», так звали оспопрививателей в XIX веке, по Киренскому уезду числится Василий Игнатьевский, прививки он стал делать с 1849 года. Среди Игнатьевых в деревне Избушино тоже есть Василий. Василий Иоанов Игнатьев женился в 1837 году на Акулине Белобородовой. Пока нет доказательств, что это один и тот же человек. Хочется мне найти не только доказательство этого факта, но как можно больше узнать обо всех Игнатьевых, из деревни Избушино. Составление родословной Игнатьевых я начала с начала XIX века, хотя принято начинать с современных родственников. В том-то и беда, что среди нашей родни Игнатьевых не осталось. У моего прадеда Алексея Игнатьева было только две дочки Елена и Надежда. Был приёмный сын Фома, но его след затерялся в городе Якутске. Настоящую статью пишу в надежде найти единомышленников среди Игнатьевых и среди краеведов станции Хребтовая. Если у вас есть сведения, о её истории, о том, как сложились судьбы Игнатьевых из деревни Избушино в XX веке, звоните: мой телефон – 89149293854.
Тэги: |
|