НА КАЛЕНДАРЕ

Гостиницы Санкт-Петербурга: в какой мог бы в свое время остановиться Пушкин?

Тата Боева, culture.ru   
04 Августа 2023 г.

Гостиницы в Санкт-Петербурге начали открывать в 1713 году, вскоре после основания города. Среди них были разные типы: от самых простых меблированных комнат до номеров, хозяева которых подражали лучшим европейским отелям своего времени. К 1917 году в городе насчитывалось 120 таких заведений. Большинство закрыли после революции.

Гостиницы Санкт-Петербурга: где в свое время здесь мог остановиться Пушкин?

В каких гостиницах жили и принимали гостей литераторы, философы и артисты? Об этом в материале сайта «Культура.РФ».

Трактир Демута

Также называли: гостиница Демута, «Демут», «У Демута»

Современный адрес: наб. реки Мойки, 40

Сегодня трактирами часто называют места, где в старину обедали. По большей части это верно. Но при некоторых заведениях сдавали комнаты, и они превращались в гибрид столовой и отеля. Так произошло с «Демутом» — в разных источниках и в разное время это заведение называли и трактиром, и гостиницей.

Едальню открыл в конце XVIII века француз Филипп Якоб Демут, он же сдавал здесь комнаты. В 1796 году владелец построил новое здание в три этажа, и место превратилось в один из самых комфортных трактиров Петербурга.

В Демутовой гостинице часто останавливался Александр Пушкин. В 1811 году — в первый визит — он впервые приехал в город в компании своего дяди, Василия Пушкина. Журналист Ксенофонт Полевой вспоминал, что поэт обычно занимал настолько небольшой номер, что «когда был один, читал, лежа в постели, а когда к нему приходил гость, он вставал со своей постели, усаживался за столик с туалетными принадлежностями».

Здесь же дважды останавливался дипломат и писатель Александр Грибоедов. Впервые он поселился в трактире в июне 1824 года. С ним была рукопись «Горя от ума», и именно в «Демуте» он придумал новую развязку: отъезд Чацкого с фразой «Карету мне, карету...». Второй раз Грибоедов прибыл в трактир спустя четыре года. Он вез с собой важный документ — Туркманчайский мирный договор, который завершил Русско-персидскую войну 1826–1828 годов. В Петербурге Грибоедова ждали с нетерпением. Журналист Фаддей Булгарин вспоминал: «По какому-то инстинкту я несколько дней сряду ходил в заездный дом Демута. Наконец, 14 марта, около полудня подъехала кибитка, и я принял его в мои объятья». Здесь Грибоедов встретился с Пушкиным, который в то время занимался «Полтавой».

Также в Демутовой гостинице останавливался философ Петр Чаадаев. Комнаты он устраивал по своему вкусу. Александр Пушкин воссоздал некоторые их детали, когда описывал кабинет Евгения Онегина:

Все, что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной, —
Все украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.
Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые,
И щетки тридцати родов.

Меблированный дом «Пале-Рояль»

Гостиницы Санкт-Петербурга: где в свое время здесь мог остановиться Пушкин?

Также называли: дом баронессы Луизы фон Траубе, гостевые комнаты «Идиллия»

Современный адрес: ул. Пушкинская, 20

В XIX веке существовали гостиницы разных типов. Места, куда заселялись больше, чем на месяц, называли меблированными или гостевыми комнатами. К ним относился дом «Пале-Рояль».

Гостиница по адресу Пушкинская, 20, появилась в 1876 году. Ее открыла жена столичного полковника, Анна Рот. Пятиэтажный дом с пышным декором — скульптурами, рельефами и орнаментами на фасаде — построил архитектор Александр Иванов. Вскоре здание выкупила баронесса Луиза фон Траубе.

При ней в доходном доме было почти 100 номеров, их сдавали на сутки или на месяц. Хозяйка рассчитывала на средний класс: назначала не очень высокую цену, но такую, которая не позволяла снять комнату совсем бедным людям. После смерти баронессы гостиницу унаследовала ее дочь Юлия. Она назвала место «Пале-Рояль».

На рубеже XIX и XX веков гостевые комнаты стали популярны у богемы. Поэтесса Зинаида Гиппиус отмечала, что неженатые литераторы жили в них «по месяцам, а то и по годам». Гостиницу облюбовали и «зимогоры». Так называли людей, которые владели домом за городом, а в Петербург прибывали на пару суток. Среди них были художники, писатели и артисты.

В 1890-е годы в «Пале-Рояль» часто селился актер Мамонт Дальский. Он был гастролером, много играл в провинции. Публика особенно ценила его в ролях страстных героев — Чацкого, Гамлета, шиллеровского Карла Моора. В 1890 году его пригласили в Александринский театр. Дальский приезжал сюда на спектакли и нуждался в петербургском жилье.

Вместе с ним в «Пале-Рояль» останавливался молодой тогда певец Федор Шаляпин. В книге «Душа и маска» он описывал «грязненькую комнату, напоминавшую «номер» провинциальной гостиницы» и курьезные случаи, связанные с Дальским. Однажды актер выпил так много, что не смог поехать на свое выступление. За ним отправили Василия Качалова, будущего корифея Художественного театра. Мамонт Дальский приказал Шаляпину собраться и заменить его на сцене. Молодой бас попробовал отказаться, но в итоге выступил. Качалова же очень волновало, что вместо любимого артиста он привез к зрителям неизвестного певца.

Гостиница «Москва»

Также называли: дом Ушакова

Современный адрес: Невский просп., 49/2

Гостиницы Санкт-Петербурга: где в свое время здесь мог остановиться Пушкин?

В здании, где в наши дни находится отель «Рэдиссон», в XIX веке тоже останавливались гости Петербурга. Доходный дом здесь существовал с XVIII столетия, а в 1850-е годы открылась гостиница «Москва». Такое имя она получила из-за близости Московского вокзала.

В 1880 году здание купил Абрам Ушаков, предприниматель и меценат. В те времена заведение называли гостиницей Ушакова. Его дело, связанное в том числе с торговлей цветами, шло так хорошо, что хозяин начал скупать доходные дома, и здание на Невском было среди них.

В гостинице в разные годы — еще до Ушакова — останавливался Михаил Глинка. На квартире он устраивал так называемые музыкальные пятницы, в которых участвовали Александр Серов, автор оперы «Юдифь», правовед Дмитрий Стасов и композитор Франц Шуберт. В конце XIX века здесь жили Антон Чехов и Василий Суриков.

После революции власти ненадолго оставили в здании гостиницу. В 1919 году ее закрыли. А в советское время известность месту принес кафетерий. Именно в бывшем доме Ушакова в 1964 году открыли единственное в Ленинграде заведение, где подавали настоящий крепкий кофе, а не напиток из цикория. Место вошло в историю под названием «Сайгон»: однажды во время милицейского рейда сотрудник сказал, что постояльцы «устроили Сайгон» — в то время шла Вьетнамская война. И имя закрепилось. Вокруг кафе сложился кружок, в который входили многие участники неформальных артистических кругов. В «Сайгоне» бывали Виктор Цой, Сергей Довлатов, Иосиф Бродский.

На нашем сайте читайте также:

По инф. culture.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Пренебрегая правдой
    С момента печально известного XX съезда компартии Советского Союза прошло 68 лет (1956 г.)
  • Классик, который всегда с тобой
    21 июля исполнилось 125 лет со дня рождения Эрнеста Хемингуэя.
  • Искушение «Валькирией»
    А если бы Гитлер был убит 20 июля 1944 года?
  • Поклон «Одессе-маме»
    130 лет назад родился Исаак Бабель
  • Сказание о Муравьеве-Амурском
    В 2019 году наша газета сообщала о выходе в свет исторического романа Александра Ведрова "Муравьев-Амурский, преобразователь Востока". За прошедшее время книга не затерялась на полках читателей, напротив, её статус и популярность неуклонно возрастают.
  • Возвращение индексации
    Ну наконец-то, свершилось! На днях принят закон, согласно которому с 1 февраля 2025 года возвращается индексация пенсий работающим пенсионерам. Ее власти отменили еще в 2016 году.
  • Цезарю и не снилось. Древний мир и современная эпоха
    История никогда не повторяется один в один. И время чуть иное, и персонажи изменились, и антураж, интерьер, макияж… И все же определенные, порой очень важные параллели можно найти. А раз так, то и поразмыслить, как сделать, чтобы повторить прежние успехи (пусть и в новом варианте) или, наоборот, избежать уже допущенных ошибок. Ну, или точнее, оценить нынешнюю ситуацию и спрогнозировать будущее.
  • Солнце светит всем
    Анатолий Александрович родился в 1941 г. в Иркутске. В 1965 г. окончил биолого-почвенный факультет ИГУ. Организатор и лидер неформального общественного объединения «Движение в защиту Байкала» (1987 г.). В 1991 г. избран почётным членом Фонда Байкала вместе с Галазием и Распутиным. В 2021 г. награждён Российской академией естественных наук медалью академика Моисеева за вклад в дело ликвидации БЦБК... Ну и так далее. Личность хорошо известная как минимум в Иркутской области, а тем более читателям газеты «Мои года», где он преимущественно печатается. Живёт в Иркутске.
  • «Жизнь на исходе – чудо!»
    Игорь Аброскин родился в 1958 г. в Баку. Окончил Днепропетровский университет. Служил в армии. Работал в организации «Оргхим» при строительстве «Саянскхимпрома». Один из создателей «Литературного кафе» в Саянске в 80­е годы. Первый из тех, кто сколачивал неформальное литературное объединение «Помост» на рубеже 80­х–90­х. Автор большой подборки в солидном иркутском альманахе «Стихи по кругу» (1990 г.). Один из авторов юбилейных городских альманахов «Серебряный Саянск», «Саянск 2000», «Ковчег». Не однократно печатался в альманахах поэзии «Иркутское время». Первая книга «Все?..» вышла в 1998 г., вторая – «Самостоянье» в 2023­м. Стихи из неё – в этом выпуске.
  • На музыкальном Олимпе: 210 лет со дня рождения Кристофа Глюка
    Кристоф Глюк – австрийский композитор XVIII века, представитель классической оперной школы. Известен как объединитель французских и итальянских традиций, музыкальный новатор. Рыцарь ордена Золотой шпоры.
  • Кирзовые сапоги
    Владимир Васильевич родился в 1951 г. в посёлке Курагино Красноярского края. В 1972 г. окончил физико-математический факультет в Красноярске, преподавал физику в школах и самостоятельно изучал психологию. После аспирантуры в Москве получил учёную степень по психологии. Пишет картины, короткие рассказы и короткие же стихи. С его литературными произведениями мы уже знакомили наших читателей, а эти «эссе» – из новых сочинений автора.
  • Вот что нужно повторить
    Вслед 80-летию открытия Второго фронта
  • Если завтра война…
    О трагедии 22 июня 1941года издано немало литературы военного и политического характера. Однако о событиях, предшествующих этой дате, на самом деле известно очень мало, а та информация, которая доступна, весьма противоречива, фрагментарна и сумбурна.
  • Исполнилось 90 лет со дня рождения Юрия Визбора
    Юрий Визбор – бард, поэт, актер, журналист, художник, сценарист. В его творческом наследии свыше трех сотен песен. Всё, за что он брался, получалось ярко и талантливо.
  • «Не верь, разлукам, старина…»: вспоминая Юрия Визбора
    В конце минувшей недели, уже ночью, случайно наткнулся на канале «Культура» на передачу о жизни и творчестве Юрия Визбора, популярнейшего в дни нашей молодости барда-шестидесятника. Посмотрел ее на одном дыхании до конца, а потом еще долго не мог заснуть – настолько сильно эмоционально эта передача взбудоражила, настолько всколыхнула память и чувства…
  • 135 лет со дня рождения Анны Ахматовой
    Яркая, талантливая, самобытная, неповторимая. Именно такими словами хочется охарактеризовать поэта (она терпеть не могла слово «поэтесса») Анну Ахматову. Она пережила две революции и две мировых войны, узнала на себе, что такое сталинские репрессии и смерть самых дорогих людей. Она выходила замуж три раза, но ни один из браков не принес ей настоящего женского счастья. Ее сын тоже подвергся политическим репрессиям и до последнего считал, что для матери важнее ее творчество, а не он. Долгие годы ее стихи были под запретом, некоторые увидели свет спустя два десятилетия после ее смерти.
  • Сцена – выше жизни: вспоминая Юрия Соломина
    …Толпа заполнила Театральную площадь, перелилась через дорогу к зданию Большого. От ЦУМа – дальше, по Петровке. А люди все шли и шли. И у каждого в руках – цветы. Январский снег падал на яркие бутоны, превращая их в пушистые снежные шарики. Над площадью тихо плывет траурная живая музыка. Играет Камерный оркестр, за пультом – Башмет. Зрителей, учеников, чиновников всех рангов, дипломатов многих стран – всех собрал в этот зимний день Юрий Соломин. Люди пришли поклониться его памяти. Кто-то из учеников вспомнил, как совсем недавно на его юбилее они желали ему много… много… и долго… долго… А он, улыбаясь, спокойно сказал: «Ничего, скоро вы проводите меня в другую труппу. А труппа там подобралась очень даже хорошая». И вот – провожают.
  • Вчерашние новости
    Дело в том, что все новости, в принципе, вчерашние или даже позавчерашние, так или иначе случились, произошли. И журналист ловит лишь их отзвуки…Вот и я решил заострить внимание читателей на двух новостях, оставивших в душе моей эти отзвуки, отклики.
  • А что если Трамп?
    Казалось бы, тоже мне проблема – где мы, а где Америка. Хотя бы в географическом смысле. Но сейчас причины и следствия событий, касающихся чуть ли не каждого из нас, уходят, в том числе и туда, за океан. Вот и, наверное, не самая дружественная, но расхожая прибаутка гласит: «Какая в России национальная идея? Победа Трампа на выборах в США!». А как известно, в каждой шутке есть лишь доля шутки.
  • Несравненные «олимпийцы»
    Быстрее. Выше. Сильнее. Олимпийский девиз