Гостиницы в Санкт-Петербурге начали открывать в 1713 году, вскоре после основания города. Среди них были разные типы: от самых простых меблированных комнат до номеров, хозяева которых подражали лучшим европейским отелям своего времени. К 1917 году в городе насчитывалось 120 таких заведений. Большинство закрыли после революции.
В каких гостиницах жили и принимали гостей литераторы, философы и артисты? Об этом в материале сайта «Культура.РФ».
Трактир Демута
Также называли: гостиница Демута, «Демут», «У Демута»
Современный адрес: наб. реки Мойки, 40
Сегодня трактирами часто называют места, где в старину обедали. По большей части это верно. Но при некоторых заведениях сдавали комнаты, и они превращались в гибрид столовой и отеля. Так произошло с «Демутом» — в разных источниках и в разное время это заведение называли и трактиром, и гостиницей.
Едальню открыл в конце XVIII века француз Филипп Якоб Демут, он же сдавал здесь комнаты. В 1796 году владелец построил новое здание в три этажа, и место превратилось в один из самых комфортных трактиров Петербурга.
В Демутовой гостинице часто останавливался Александр Пушкин. В 1811 году — в первый визит — он впервые приехал в город в компании своего дяди, Василия Пушкина. Журналист Ксенофонт Полевой вспоминал, что поэт обычно занимал настолько небольшой номер, что «когда был один, читал, лежа в постели, а когда к нему приходил гость, он вставал со своей постели, усаживался за столик с туалетными принадлежностями».
Здесь же дважды останавливался дипломат и писатель Александр Грибоедов. Впервые он поселился в трактире в июне 1824 года. С ним была рукопись «Горя от ума», и именно в «Демуте» он придумал новую развязку: отъезд Чацкого с фразой «Карету мне, карету...». Второй раз Грибоедов прибыл в трактир спустя четыре года. Он вез с собой важный документ — Туркманчайский мирный договор, который завершил Русско-персидскую войну 1826–1828 годов. В Петербурге Грибоедова ждали с нетерпением. Журналист Фаддей Булгарин вспоминал: «По какому-то инстинкту я несколько дней сряду ходил в заездный дом Демута. Наконец, 14 марта, около полудня подъехала кибитка, и я принял его в мои объятья». Здесь Грибоедов встретился с Пушкиным, который в то время занимался «Полтавой».
Также в Демутовой гостинице останавливался философ Петр Чаадаев. Комнаты он устраивал по своему вкусу. Александр Пушкин воссоздал некоторые их детали, когда описывал кабинет Евгения Онегина:
Все, что в Париже вкус голодный, Полезный промысел избрав, Изобретает для забав, Для роскоши, для неги модной, — Все украшало кабинет Философа в осьмнадцать лет. Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе, И, чувств изнеженных отрада, Духи в граненом хрустале; Гребенки, пилочки стальные, Прямые ножницы, кривые, И щетки тридцати родов.
Меблированный дом «Пале-Рояль»
Также называли: дом баронессы Луизы фон Траубе, гостевые комнаты «Идиллия»
Современный адрес: ул. Пушкинская, 20
В XIX веке существовали гостиницы разных типов. Места, куда заселялись больше, чем на месяц, называли меблированными или гостевыми комнатами. К ним относился дом «Пале-Рояль».
Гостиница по адресу Пушкинская, 20, появилась в 1876 году. Ее открыла жена столичного полковника, Анна Рот. Пятиэтажный дом с пышным декором — скульптурами, рельефами и орнаментами на фасаде — построил архитектор Александр Иванов. Вскоре здание выкупила баронесса Луиза фон Траубе.
При ней в доходном доме было почти 100 номеров, их сдавали на сутки или на месяц. Хозяйка рассчитывала на средний класс: назначала не очень высокую цену, но такую, которая не позволяла снять комнату совсем бедным людям. После смерти баронессы гостиницу унаследовала ее дочь Юлия. Она назвала место «Пале-Рояль».
На рубеже XIX и XX веков гостевые комнаты стали популярны у богемы. Поэтесса Зинаида Гиппиус отмечала, что неженатые литераторы жили в них «по месяцам, а то и по годам». Гостиницу облюбовали и «зимогоры». Так называли людей, которые владели домом за городом, а в Петербург прибывали на пару суток. Среди них были художники, писатели и артисты.
В 1890-е годы в «Пале-Рояль» часто селился актер Мамонт Дальский. Он был гастролером, много играл в провинции. Публика особенно ценила его в ролях страстных героев — Чацкого, Гамлета, шиллеровского Карла Моора. В 1890 году его пригласили в Александринский театр. Дальский приезжал сюда на спектакли и нуждался в петербургском жилье.
Вместе с ним в «Пале-Рояль» останавливался молодой тогда певец Федор Шаляпин. В книге «Душа и маска» он описывал «грязненькую комнату, напоминавшую «номер» провинциальной гостиницы» и курьезные случаи, связанные с Дальским. Однажды актер выпил так много, что не смог поехать на свое выступление. За ним отправили Василия Качалова, будущего корифея Художественного театра. Мамонт Дальский приказал Шаляпину собраться и заменить его на сцене. Молодой бас попробовал отказаться, но в итоге выступил. Качалова же очень волновало, что вместо любимого артиста он привез к зрителям неизвестного певца.
Гостиница «Москва»
Также называли: дом Ушакова
Современный адрес: Невский просп., 49/2
В здании, где в наши дни находится отель «Рэдиссон», в XIX веке тоже останавливались гости Петербурга. Доходный дом здесь существовал с XVIII столетия, а в 1850-е годы открылась гостиница «Москва». Такое имя она получила из-за близости Московского вокзала.
В 1880 году здание купил Абрам Ушаков, предприниматель и меценат. В те времена заведение называли гостиницей Ушакова. Его дело, связанное в том числе с торговлей цветами, шло так хорошо, что хозяин начал скупать доходные дома, и здание на Невском было среди них.
В гостинице в разные годы — еще до Ушакова — останавливался Михаил Глинка. На квартире он устраивал так называемые музыкальные пятницы, в которых участвовали Александр Серов, автор оперы «Юдифь», правовед Дмитрий Стасов и композитор Франц Шуберт. В конце XIX века здесь жили Антон Чехов и Василий Суриков.
После революции власти ненадолго оставили в здании гостиницу. В 1919 году ее закрыли. А в советское время известность месту принес кафетерий. Именно в бывшем доме Ушакова в 1964 году открыли единственное в Ленинграде заведение, где подавали настоящий крепкий кофе, а не напиток из цикория. Место вошло в историю под названием «Сайгон»: однажды во время милицейского рейда сотрудник сказал, что постояльцы «устроили Сайгон» — в то время шла Вьетнамская война. И имя закрепилось. Вокруг кафе сложился кружок, в который входили многие участники неформальных артистических кругов. В «Сайгоне» бывали Виктор Цой, Сергей Довлатов, Иосиф Бродский.
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.